Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста

Спецвыпуск
Поделиться
Аннотация
В статье описывается опыт педагогов учреждения по использованию игр различной направленности с детьми раннего возраста, особенности организации игр.
Библиографическое описание
Краснова, И. А. Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста / И. А. Краснова, Н. В. Зоткина, В. Ю. Тхакохова, О. В. Лазаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10605.


Взросление ребенка — замечательная пора. Именно в периоде раннего возраста ребенок приобретает желание быть самостоятельным. Еще недавно бывшее таким непосредственным общение между взрослым и ребенком начинает играть иными красками: теперь взрослый — это не только тот, кто даст в руки какой-либо предмет, но и покажет, как с ним нужно действовать, научит. Такое сотрудничество с взрослым позволяет завладеть вниманием ребенка и открывает малышу новые способы применения предметов. Благодаря этому ребенок чувствует свою самостоятельность, приобретает уверенность в своих силах.

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает в себя разные виды игр. Это и подвижные, и сюжетные, и сюжетно-ролевые, и дидактические игры. Самостоятельная ходьба, бег, лазанье, рассматривание картинок и книг, первые попытки изобразительной деятельности — все это сопровождает развитие ребенка изо дня в день. Главная задача воспитателя состоит в создании благоприятных условий для всех этих видов деятельности. На третьем году начинает развиваться воображение, в игре появляется роль, а к концу третьего года — несложный сюжет. В этот период происходит переход к настоящей дошкольной игре. Очень важно с самого начала развивать у детей самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий взрослого, а сочетать подражание с творческой выдумкой. В играх маленьких детей требуется пример для подражания. Действия, которым нужно обучить малыша, воспитатель может ненавязчиво проделать с куклами и другими игрушками.

Практика показала, что не только трехлетние, но и двухлетние дети находят разное применение игрушке-материалу. Лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробки в кровать или кастрюлю. Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное отношение к его игре взрослых, их помощь, участие и руководство. Дидактическая игра «Оденем куклу» способствует появлению ряда игр: малыши не только одевают и раздевают кукол, но и укладывают спать, кормят, поют, пляшут с ними, сочетают подражание с выдумкой.

Рассматривая содержание игр малышей можно их классифицировать следующим образом: изображение домашнего труда; лечение кукол, зверюшек; поездки на транспорте; изображение животного; игры с песком; игры со строительным материалом. Практика показывает, что игры детей 2–4 лет в основном неустойчивы, характерна смена игрушек и игровых образов.

Иногда игра возникает без видимой цели, но постепенно захватывает малышей и становится целенаправленной. Такое встречается в играх со строительным материалом. Один ребенок строит домик, другой малыш проделывает тоже самое, они вместе начинают строить домики. Таким образом, строительные игры способствуют формированию самостоятельности, активности, развивают воображение. Несколько позже в игре появляются роли. Сначала дети распределяют их среди игрушек, уже потом берут роль на себя.

У детей этого возраста много совместных игр, однако, малыши еще не умеют согласовывать свои действия, замыслы. Участие в игре взрослого помогает детям лучше понять друг друга. Шоферу, который построил машину, воспитатель советует отвезти друзей домой, девочке, которая варит обед, — пригласить в гости подруг.

Говоря об организации игровой деятельности детей раннего возраста необходимо сказать о применении дидактических игр с малышами. Для детей третьего года жизни — при создании необходимых для этого условий — характерен ускоренный темп сенсорного развития. Именно дидактические игры являются одним из средств сенсорного воспитания малышей, они позволяют развивать зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие. Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю и планированию.

Занятия и игры должны проводиться по намеченному плану и преследовать определенную цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним, так как у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. К трем годам малыш стремится к получению правильного результата в игре и ему нужно помогать «удерживать» цель, направлять на достижение желаемого результата. Для этого воспитатель может использовать игры и игрушки, которые предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.); мозаики или пазлы; кубики, конструкторы.

Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста. Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр — их многократное повторение, способствующее развивающему эффекту.

Широко известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Существует огромное количество игр и игрушек для развития мелкой моторики, одной из таких игр является игра с прищепками. Прищепки — бытовой предмет, который великолепно развивает координацию, силу пальцев рук, готовит ребенка к письму. Простые прищепки отлично подходят для игр, оставляя место воображению! Самые популярные основы для игр с прищепками: туча, солнышко, елка, ежик, паучок, человечки. С этими игрушками можно придумывать интересные истории. Прищепка за прищепкой, слово за слово и получается игра. Действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами.

В заключение, хотелось бы вспомнить слова Антона Семеновича Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный