Группа: дети старшего дошкольного возраста.
Направление деятельности: художественно-эстетическое (нетрадиционное рисование в технике эбру).
Тема: «Осеннее дерево — магия красок в технике рисования эбру».
Цель: Создание осеннего пейзажа с использованием техники эбру, развитие творческого воображения и мелкой моторики рук.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования эбру;
— расширить представления об осенних явлениях в природе, разнообразии красок осени;
— упражнять в умении смешивать цвета для получения желаемых оттенков.
Развивающие:
— развивать творческое воображение, фантазию и ассоциативное мышление;
— развивать мелкую моторику рук и координацию движений;
— совершенствовать навыки работы с различными художественными материалами.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к изобразительному искусству и творчеству;
— воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам;
— воспитывать терпение, аккуратность при создании рисунка;
— формировать умение работать в коллективе, делиться опытом.
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный:
— иллюстрация осеннего пейзажа, осеннее дерево;
— иллюстрации с изображением осенних деревьев, пейзажей, работ в технике эбру.
- Раздаточный
— емкость с водой (неглубокая тарелка);
— краски для эбру (специальные краски на водной основе);
— кисти, ватные палочки, зубочистки создания узоров, банки с водой;
— клеенка на стол, акварельная бумага (плотная, акварельная);
— сухие и влажные салфетки;
— фартуки на каждого ребенка;
— ноутбук, колонки и музыкальное сопровождение (спокойная, релаксационная музыка).
Предварительная работа:
— прогулки и наблюдения за осенними деревьями, рассматривание опавших листьев на территории детского сада;
— рассматривание иллюстраций осенних пейзажей, беседа об осени и ее красках;
— загадывание загадок об осени, подведение к теме занятия;
— рассматривание иллюстрации с изображением осенних деревьев, пейзажей, работ в технике эбру;
— подготовка рабочего места и материалов для рисования на каждого ребенка.
Индивидуальная работа:
— оказание помощи детям, испытывающим затруднения в процессе работы.
Методические приемы:
— игровой показ, сравнение, вопросы, обобщение, артикуляционная гимнастика.
Ход занятия.
1 этап — мотивационный.
Дети усаживаются полукругом на стульчики, их взгляды обращены к воспитателю.
Воспитатель начинает свой рассказ : «Ребята, сегодня у самых ворот детского сада, притаилась волшебная шкатулка. Кто-то из кудесников оставил её у ворот детского сада для Вас, а внутри, словно спящая птица, лежит письмо.
Воспитатель достает письмо и читает его детям:
Письмо:
«Дорогие мои, маленькие друзья! Я, волшебник из «Волшебной мастерской», где рождаются неповторимые рисунки, созданные не только кистью, приглашаю вас в гости. В моей мастерской вас ждут удивительные приключения и интереснейшие задания.
Воспитатель: ребята отправимся к волшебнику?
Дети: да!
Воспитатель: «Путь наш неблизкий, поэтому, как настоящие путешественники, мы отправимся в дорогу на поезде!"
(Звучит весёлая музыка. Дети, подражая паровозу, дробным шагом двигаются по кругу, выполняя дыхательную гимнастику.)
Воспитатель: «Вот мы и приехали! Добро пожаловать!»
В Волшебной Мастерской нас встречает сам Волшебник (Кукла-перчатка «Волшебник»). Он приветливо машет рукой и приглашает ребят отгадать осенние загадки, полюбоваться красочными иллюстрациями и рисунками, изображающими осенние деревья в их золотом убранстве.
Волшебник (Кукла-перчатка «Волшебник») рассказывает ребятам об удивительной истории создания техники эбру.
Рассказ:
«Эбру — это волшебное искусство рисования на воде! Представляете, краски плавают по воде и создают узоры? Историки спорят о её родине, но расцвела она в Османской империи.
Как это делается? Берут специальный раствор, похожий на кисель, и наносят на него краски, которые не тонут. Потом художник специальными инструментами, гребнями и кисточками, начинает «танцевать» с красками, создавая удивительные узоры.
Последний штрих — на воду кладут лист бумаги, на который перепечатывается рисунок. Всё! Получается уникальная картина, которую невозможно повторить! Раньше эбру использовали для украшения книг и документов, а сейчас это просто красивое искусство».
Волшебник показывает образцы работ, выполненных в этой завораживающей технике, и предлагает создать свой собственный, неповторимый осенний пейзаж. «Сегодня, мои юные художники, — говорит он, — мы будем рисовать не кисточкой на бумаге, а красками прямо на воде! Мы окунемся в волшебный мир техники эбру!»
А что мы с вами нарисуем, узнаем отгадав загадку:
«Оранжевые, красные на солнышке блестят.
Их листья словно бабочки кружатся и парят».
Ответ: осенние деревья.
Дети выражают желание нарисовать осеннее дерево в технике эбру, и присаживаются за столы(рабочее место).
2 этап. Основная часть
Таблица 1
Технологическая карта изготовления рисунка в технике эбру
|
Этапы изготовления рисунка |
Изображение |
Используемые материалы, поэтапное изготовление рисунка |
|
Оснащение и подготовка рабочего места |
|
- подготовить материал для занятия: емкости для воды и красок, краски, кисточки, зубочистки, ватные палочки, салфетки, защитная пленка для поверхностей, подставки под кисточки, акварельная бумага для рисования; — застелить поверхность защитной пленкой, расставить емкости с красками и водой, положить кисти, ватные палочки, зубочистки салфетки, подставки под кисточки бумагу для рисования каждому ребенку |
|
Предварительная работа: Создание фона |
|
- дети занимают рабочее место за столом; — используя ватные палочки, аккуратно капают небольшое количество краски разных осенних цветов на поверхность воды в емкость для воды. — постепенно дети добавляют капли, следя за тем, как краска растекается. Важно не перегружать поверхность емкости для воды краской, чтобы рисунок не слился в одно пятно. |
|
Создание изображения на воде |
|
- с помощью зубочистки дет легкими движениями смешивают капли краски, которую нанесли на поверхность воды ватными палочками |
|
Перенос рисунка на бумагу |
|
- аккуратно опускаем лист бумаги на поверхность воды, стараясь не сдвигать рисунок; — прижимаем бумагу к поверхности всей площадью, чтобы краска хорошо перенеслась на бумагу; — плавно поднимаем лист бумаги с емкости с водой держим лист за два края, не переворачивая его, даем возможность краске распределиться на листе бумаги; — переворачиваем рисунок лицевой стороной, рисунок должен высохнуть, оставляем его на ровной поверхности |
|
Создание ствола дерева |
|
- когда рисунок немного просох, с помощью кисточки дорисовываем ствол и веточки нашему дереву |
|
Завершение работы |
- оценивание результата; — выставка готовых работ; — уборка своего рабочего места |
3 этап — рефлексия по итогам деятельности
При анализе занятия и обсуждения детских работ выясняем:
— О какой технике рисования узнали на занятии?
— Что понравилось больше всего сегодня на занятии?
— Какие трудности возникли при выполнении работы, с чем справились, что не получилось?
— Что бы вы хотели нарисовать в технике эбру в следующий раз?
Поощрение детей, проявляющих творческую инициативу и фантазию.
Молодцы! Все старались, отвечали, хорошо рисовали.
На этом занятие наше закончено.

