Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Медиаресурсы и здоровье ребенка в ракурсе дошкольного образования

Образование и обучение
Поделиться
Аннотация
В статье автор раскрывает проблемы взаимодействия современного дошкольника и информационных технологий. Также дана попытка анализа проблем воздействия медиа ресурсов на здоровье детей дошкольного возраста и критериев медиаграмотности детей в современном обществе.
Библиографическое описание
Календжян, А. М. Медиаресурсы и здоровье ребенка в ракурсе дошкольного образования / А. М. Календжян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10358.


В статье автор раскрывает проблемы взаимодействия современного дошкольника и информационных технологий. Также дана попытка анализа проблем воздействия медиа ресурсов на здоровье детей дошкольного возраста и критериев медиаграмотности детей в современном обществе.

Ключевые слова: информационные технологии, дети, социализация, медиа ресурсы.

В наш век технологий дети с раннего возраста окружены различными средствами коммуникации: телевидение, Интернет, телефон и т. д. Совершенно очевидно, что современные технологии стали активными агентами социализации ребенка дошкольного возраста наряду с такими традиционными, как семья, детский сад, школа, соседство и др.

Между этими сферами жизнедеятельности необходим баланс. Медиа ресурсы не должны мешать живому общению, развитию взаимоотношений между сверстниками, семьей и другими людьми, то есть формированию навыков социализации. Одновременно задача родителей и педагогов — найти баланс в отборе содержания медиасообщений, чтобы ребенок имел доступ к развивающей и полезной информации, которая была бы также безопасной для его развития.

Современные исследования дают представления о последствиях воздействия медиа на физическое, эмоциональное и психическое здоровье дошкольников:

– медиа в неограниченном количестве приводит к нарушению сна, особенно в вечернее время;

– насилие, наблюдаемое в медиа ресурсах, провоцирует снижение эмоциональной отзывчивости на шокирующие моменты. Таким образом, насилие становится привычным для дошкольника;

– гипернасыщенное информационное пространство ввергает детей дошкольного возраста в состоянии постоянного стресса и формирует так называемое «клиповое мышление». Это такой вид мышления, когда восприятие действительности становится поверхностным и фрагментарным. Информация представляет собой некий набор ярких образов, повышающих скорость обработки информации, но не способствующие ее глубокому и критическому осмыслению;

– отмечается всплеск некоторых медиаобусловленных явлений, например, синдром неуспешности, который формируется под воздействием рекламы, когда человек не может приобрести атрибуты более высокого социального содержания. Эта проблема «молодеет» и, к сожалению, охватывает детей все более младшего возраста;

– искаженное соотношение в средствах массовой информации негативной и позитивной информации, чрезмерный акцент на социальном неблагополучии, кризисных явлениях как норме жизни ведет к принятию человеком деструктивного отношения к окружающей действительности и к себе;

– манипулятивные приемы медиа ресурсов пытаются изменить образ мыслей детей дошкольного возраста, а также их манеру поведения;

– агрессивное воздействие медиа приводит к возникновению у ребенка ответной агрессии, часто неосознанной.

С другой стороны, участие ребенка в процессе массовой коммуникации следует рассматривать объективно. Оно также имеет положительные результаты, а именно, расширение кругозора, развитие аудиовизуального восприятия, освоение вариативности способов представления одного и того же материала. Поэтому, перед родителями и педагогами детского сада стоит задача «сформировать у ребенка дошкольного возраста механизмы защиты от негативных влияний и способность использовать позитивные стороны взаимодействия с медиа для самопознания, саморазвития, самоактуализации» [3].

Почему это так важно? Из этого вытекает сущность медиаграмотности — навыка эффективного взаимодействия со средствами массовой информации, то есть, умения учитывать законы, по которым создается и функционирует медиасообщение для его адекватной и соответствующей возрасту интерпретации. Для формирования этого навыка необходимо рассмотреть критерии медиаграмотности личности (см.рис.1).

Критерии медиаграмотности личности

Рис. 1. Критерии медиаграмотности личности

Российская педагогическая энциклопедия определяет основные задачи медиаобразования следующим образом:

  1. подготовить подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
  2. научить подрастающее поколение понимать информационные сообщения, осознавать последствия их воздействия на психику;
  3. научить ребенка овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Реализация данных задач может быть организована в воспитательн-образовательном процессе детского сада. Приведем примеры использования медиасредств во взаимосвязи с образовательной деятельностью, самостоятельными играми и других видов деятельности по инициативе детей.

Развивающее общение может начинаться с использованием музыкального и литературного искусства. Это могут быть аудио записи. Данные сферы деятельности позволяют активизировать эмоционально-образную сферу ребенка без ущерба для их психического и эмоционального здоровья.

Педагоги и родители могут использовать любовь современных дошкольников к компьютерным играм, чтобы вернуть их внимание к социально-ролевым и воображаемым играм. Отталкиваясь от персонажей и содержания компьютерной игры, детских интересов и предпочтений, можно создавать различные интересные игровые ситуации.

Одним из современных способов использования медиасредств — создания мультклуба, погружающий детей в мир мультипликации. Работа со старшими дошкольниками организуется в форме подгрупповых просмотров мультфильмов, содержание которых соответствует возрасту детей. Эти просмотры сопровождаются беседами, различными видами игр, творческой деятельностью, ориентированными на глубокое проживание сюжетов. Задача педагога состоит не в прямом руководстве, а в стремлении и способности помочь, направить дошкольника в тех ситуациях, где он испытывает недостаток собственного опыта.

Подводя итог, можно определить место медиа ресурсов в системе агентов социализации. Медиатехнологии — это данность, и педагогам совместно с семьёй необходимо помочь детям справляться с трудностями, которые возникают при их использовании. Медиаобразование должно строиться рационально и не в ущерб социальной активности ребенка дошкольника.

Литература:

  1. Безменова В. Компьютер и дети: компьютерные игры в детском саду//Педагогический вестник.1995. № 4. С.4;
  2. Комарова Т. С.,Комарова И. И., Тупиков А. В.. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: Пос.для педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2011;
  3. Ле-ванТ. Н. Медиакомпетентность и здоровье ребенка в ракурсе дошкольного оброазования // Детский сад: теория и практика. 2014. № 9. С. 6–15;
  4. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры: их использование в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития // Дошкольное воспитание. 2000. № 8. С. 60–68;
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный