Детям с общим недоразвитием речи необходима комплексная работа по формированию полноценной коммуникативной компетенции, которая включала бы в себя не только традиционные, но новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетенции, выделяют: диалог (Е. А. Белова, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова), создание сюжетных ситуаций (И. О. Рыжкова, В. Ф. Толстова, З. Я. Футерман), организация самостоятельной деятельности (H. H. Галигузова, O. E. Смирнова), создание игровых ситуаций (Н. Е. Короткова, С. Л. Новоселова), развивающие и дидактические игры и др.
Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.
При проведении вечерней коррекции при работе с детьми с ТНР мы начали использовать игры-ходилки. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Игра-ходилка — одна из старейших классов настольных игр, которую можно адаптировать для занятий по развитию речи.
Игра создает благоприятную обстановку для усвоения материала, дает возможность в игровой форме многократно упражнять ребенка в повторении пройденного.
Помимо поставленных задач по развитию речи ребенка, игра развивает самые разнообразные умения и навыки:
— социальные навыки;
— настольные игры отлично развивают мелкую моторику и координацию движений;
— развитие концентрации и внимания;
— кидая кубик и отсчитывая ходы, дети между делом знакомится с понятием количества, осваивает навыки порядкового и количественного счета.
Для примера мы представляем разработанную нами для вечерней коррекции с детьми с ТНР игру-ходилку: «Путешествие в страну звуков».
Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, правильного произношения звуков, слов.
Задачи:
— формировать и закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;
— развивать умения регулировать темп речи, громкость голоса;
— развивать умения и различать слова с заданным звуком;
— развивать интонацию выразительности речи;
— развивать слуховое внимания.
Описание игры. Предлагаемая настольная игра-ходилка по звуковой культуре речи, приглашает детей отправиться в путешествие с помощью фишек в «страну Звуков». Игра состоит из игрового панно, цветных фишек, кубика, карточек с заданиями (красного, зеленого и синего цветов), букв алфавита.
Правила:
В игре могут участвовать от 2 до 5 игроков. Нужно поставить фишки на «Дом», начало игры. Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них. Если фишка остановилась на кружочке синего цвета — игрок выполняет задание с карточки синего цвета.
Если фишка остановилась на кружочке красного цвета — игрок выполняет задание с карточки красного цвета
Если фишка остановилась на кружочке зеленого цвета — игрок выполняет задание с карточки зеленого цвета.
Игрок, ответивший неправильно, возвращается назад на то количество клеток, которое выпало на кубике.
Выигрывает тот игрок, фишка которого первой оказалась дома.
Игрок-победитель (вернувшийся первый в «Дом») получает большую букву алфавита. Игроки, которые пришли «Домой» не первыми, также получают буквы алфавита в подарок, но уже меньшего размера.
Ниже мы приводим варианты заданий на карточках для игры-ходилки «Путешествие в страну звуков».
Задание для синих карточек
- Произнеси звук, как бежит водичка
- Произнеси звук, как шуршат осенние листья под ногами
- Произнеси звук, как стучит большой молоток
- Произнеси звук, как фырчит ежик
- Произнеси звук, как жужжит пчела
- Произнеси звук, как рычит тигр
- Произнеси звук, как шипит змея
- Произнеси звук, как пищит комар
- Произнеси звук, как мычит корова
- Произнеси звук, как воет волк
- Произнеси звук, как каркает ворона
- Произнеси звук, как пищит мышь
- Произнеси звук, как разговаривает гусь.
- Произнеси звук, как работает мотор
- Произнеси звук, как свистит насос
- Произнеси звук, как пыхтит печка
- Произнеси звук, как звенит колокольчик
- Произнеси звук, как запирается замок
- Произнеси звук, как звучит барабан
- Произнеси звук, как гудит самолет
- Произнеси звук, как сдувается колесо
Задания для зеленых карточек
- Назови, что изображено на картинке быстро (вертолет)
- Назови, что изображено на картинке медленно (барабан)
- Назови, что изображено на картинке громко (гриб)
- Назови, что изображено на картинке тихо (бусы)
- Назови, что изображено на картинке грустно (дом)
- Назови, что изображено на картинке ласково (диван)
- Назови, что изображено на картинке весело (желудь)
- Назови, что изображено на картинке быстро (замок)
- Назови, кто изображен на картинке медленно (зебра)
- Назови, что изображено на картинке громко (самолет)
- Назови, что изображено на картинке быстро тихо (пила)
- Назови, что изображено на картинке грустно (кастрюля)
- Назови, кто изображен на картинке весело (тигр)
- Назови, что изображено на картинке ласково (зонт)
- Назови, что изображено на картинке быстро (чайник)
- Назови, кто изображен на картинке медленно (медведь)
- Назови, кто изображен на картинке громко (комар)
- Назови, что изображено на картинке тихо (пылесос)
- Назови, что изображено на картинке грустно (письмо)
- Назови, кто изображен на картинке весело (фея)
- Назови, что изображено на картинке быстро (фартук)
- Назови, кто изображен на картинке ласково (белка)
- Назови, кто изображен на картинке медленно (кит)
- Назови, что изображено на картинке громко (стол)
- Назови, что изображено на картинке тихо (кровать)
- Назови, что изображено на картинке грустно (шишка)
- Назови, кто изображен на картинке ласково(лиса)
- Назови, что изображено на картинке весело (апельсин)
- Назови, кто изображен на картинке быстро (заяц)
- Назови, что изображено на картинке медленно (духи)
- Назови, кто изображен на картинке громко (хомяк)
- Назови, кто изображен на картинке тихо (черепаха)
- Назови, что изображено на картинке грустно (щетка)
- Назови, что изображено на картинке весело (ананас)
- Назови, что изображено на картинке быстро (очки)
- Назови, кто изображен на картинке медленно (единорог)
- Назови, кто изображен на картинке ласково (ёж)
- Назови, что изображено на картинке громко (игла)
- Назови, что изображено на картинке тихо (йогурт).
Задания для красных карточек
Выбери картинку и назови слово, в котором есть звук…
Таким образом, использование игр-ходилок позволяет повысить детскую инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности: в речевой, творческой, познавательной, сокращая при этом сроки автоматизации вызываемого звука.
Литература:
- Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997
- Громова О. Е. Инновации — в логопедическую практику — М.: Линка-Пресс, 2008.
- Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О. М. Ельцова Н. Н. Горбачевская, А. Н. Терехова. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. — 192 с.
- Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. — СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2012.

