Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация работы ботанического детского сада по созданию коллекций живых хвойных растений открытого грунта (из опыта работы)

Деятельность дошкольного учреждения
10.02.2025
54
Поделиться
Библиографическое описание
Мещерякова, Е. А. Организация работы ботанического детского сада по созданию коллекций живых хвойных растений открытого грунта (из опыта работы) / Е. А. Мещерякова, А. Л. Королева, Е. Н. Новоселова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9857/.


В данной статье мы расскажем о своем опыте работы в качестве регионального детского ботанического сада, о том, как мы создаем коллекции живых растений открытого грунта на территории ДОУ.

Ключевые слова: ботанический детский сад, коллекция живых растений, растения открытого грунта, хвойные.

В России начала работу сеть детских ботанических садов. В целях сохранения, изучения и обогащения генофонда растений природной и культурной флоры, рационального использования растительных ресурсов, проведения образовательной и научно-просветительской работы в области ботаники и охраны растительного мира, повышения уровня естественнонаучной грамотности и экологической культуры подрастающего поколения Федеральным центром дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей (инновационной площадки РАО) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации создана Сеть детских ботанических садов Российской Федерации.

Детский ботанический сад — это качественно новый доступный формат образовательной инфраструктуры, который способен обеспечить реализацию программ практически всех направленностей дополнительного образования детей. Каждый детский ботанический сад содержит, пополняет и развивает коллекционный, экспериментальный и экспозиционный фонды живых растений в открытом грунте и в оранжереях, обменные фонды живых растений, семян. Коллекционные фонды ботанического сада являются основой его научно-образовательной и культурно-просветительской деятельности. Детский ботанический сад обязан следовать современным экологическим трендам, способствующим созданию более благоприятной экологической среды и сохранению природных ресурсов: бережно относиться и экономить воду, электричество, тепловую энергию, по возможности перерабатывать и вторично использовать на месте органические остатки, привлекать и создавать условия для обитания животных, в том числе для гнездования птиц, сохранять имеющиеся и создавать искусственные места обитания для полезных насекомых, контролировать инвазивные и адвентивные виды растений, обеспечивать максимальное задержание и впитывание осадков, минимизировать запечатывание поверхностей и сброс воды в ливневую канализацию. Изначально предполагалось включать в состав Сети только учреждения дополнительного образования детей. В реестр Сети вошла 271 образовательная организация из 68 субъектов Российской Федерации.

Наш детский сад в 2024 году тоже вошёл в состав сети детских ботанических садов Самарской области и Российской Федерации.

Вашему вниманию хотим представить презентацию опыта работы по Организации работы ботанического детского сада по созданию коллекций живых хвойных растений открытого грунта на территории детского сада.

Цель нашей работы — создание коллекции хвойных растений, необходимой для осуществления учебно-образовательного процесса в ДОУ. Задачи нашей работы:

— знакомить детей с названиями хвойных деревьев;

— продолжать систематически пополнять коллекцию;

— приобщать детей и осуществлять уход за растениями под руководством взрослых;

— воспитывать бережное отношение к растениям, умение заботиться о них.

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний для ребенка, часто запоминающихся им на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Создание коллекции хвойных растений мы начали с того, что обошли территорию детского сада, подсчитали все виды хвойных которые растут на территории ДОУ.

Нами был создан «Зелёный десант» из педагогов и воспитанников ДОУ. Наши педагоги совместно с воспитанниками принимаю участия в различных экологических акциях. Так мы приняли участие в городской акции «Дыши Самара», благодаря социальным партнерам мы приобрели саженцы кедра, сосны и ели. И так началось пополнение нашей коллекции. Работа закипела!

Вы спросите, с чего начать? Мы начали с определения локаций для каждого вида хвойных. Другими словами, каждый вид хвойных посажен на отдельном участке детского сада. Старались скомпоновать уже растущие растения с новыми видами.

Выбор локаций для посадки саженцев.

Рис. 1. Выбор локаций для посадки саженцев.

Дети также принимали участие в создании коллекции, но под руководством взрослых. Когда осуществлялась высадка саженцев хвойных было уже прохладно, и дети наблюдали за посадкой хвойных деревьев, подавали саженцы, поливали.

Также мы создали благоприятные условия для взаимодействия с родителями воспитанников, где они являются не пассивными наблюдателями за работой по созданию коллекции, а напротив, активными участниками педагогического процесса. Родители воспитанников делятся своими растениями, которые мы совместно с ними сажаем на территории детского сада: туи, можжевельники, сосны и ели.

Участие воспитанников в высадке саженцев хвойных растений.

Рис. 2. Участие воспитанников в высадке саженцев хвойных растений.

Далее мы приступили к оформлению коллекции. Для правильного оформления коллекции живых растений рекомендуется:

— Провести этикетирование. Около каждого экземпляра должна стоять табличка с названием сорта. Надпись следует делать маркером, который не смывается и не выгорает на солнце в течение долгого времени. 1

— Вести записи. Можно завести блокнот или журнал, куда будут занесены сведения о растениях, например, место приобретения, время посадки, место посадки.

— Подобрать контрастирующие и дополняющие декоративно-лиственные и цветущие виды. Нужно учесть их размер по отношению к коллекционным видам и сформировать посадки по принципу «лесенки».

— Не делать загущённые посадки одного вида. Лучше продублировать растения в нескольких местах, чтобы в случае потерь всегда можно было спасти сорт.

Так, руководствуясь правилами оформления, мы у каждого растения поставили информационные таблички, на которых указаны:

— название растения;

— вид, семейство;

— дата высадки.

Оформление информационных табличек

Рис. 3. Оформление информационных табличек

И в завершение данной работы мы посчитали все наши хвойники! В нашем пользовании оказалось:

— Ель обыкновенная — 44 шт.

— Сосна обыкновенная — 8 шт.

— Сосна Сибирская кедровая или Сибирский кедр — 4 шт.

— Туя западная — 19 шт.

— Можжевельник горизонтальный — 2 шт.

На завершающем этапе создания коллекции хвойных растений открытого грунта, мы разработали паспорт коллекции, в который внесли информацию о каждом виде хвойных растений, которые растут на участке ДОУ: фото каждого растения, вид, семейство, место обитания, необходимые условия для существования, дату высадки.

Литература:

1. Панин А. В., Севостьянова М. В., Шилова И. В. Методические рекомендации по созданию детских ботанических садов и организации на их базе исследовательской работы с обучающимися. — Москва, Народное образование, 2022. — 71 с.

2. Некрасова М. А., Сорокина Н. В. Детский ботанический сад как образовательная платформа и точка притяжения. — Курский политехнический колледж. — Курск, Россия.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ботанический детский сад
коллекция живых растений
растения открытого грунта
хвойные

Молодой учёный