Логопуговицы — это комплекс развивающих, коррекционных, релаксационных игр с использованием декоративных пуговиц, целью которого является коррекция различных языковых систем, а также психических функций и мелкой моторики ребенка. Автор обращает внимание на то, что изменения, происходящие в содержании дошкольного образования, поставили перед необходимостью пересмотра содержания коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, поиска новых дополнительных путей и условий развития воспитанников с ОВЗ. Поэтому особая, немаловажная роль отводится нетрадиционным технологиям, к которым относятся логопуговицы, представляющие собой набор деревянных декоративных пуговиц в форме животных, людей, морских обитателей, транспорта, предметов быта.
Практическая значимость использования логопуговиц заключается в том, что большое разнообразие пуговиц позволяет использовать их для коррекционных и развивающих игр не только по развитию сенсорного восприятия, но и по развитию речевых навыков: звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов и связной речи.
Инновация использования логопуговиц состоит в том, что, размещая пуговицы на картинке или фоновом рисунке, ребенок может их перемещать по ходу сюжета, тем самым «оживляя» картинку и оречевляя выполняемые действия, таким образом у ребенка развивается связная монологическая речь.
Современное дошкольное образование ориентировано на ребенка и его потребности, на создание в дошкольном учреждении инновационных подходов организации образовательного процесса детей с ОВЗ и условий, обеспечивающих гармоничное развитие каждого ребенка.
Изменения, происходящие в содержании дошкольного образования, поставили перед необходимостью пересмотра содержания коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, поиска новых путей и условий развития воспитанников с ОВЗ. Особая, немаловажная, роль отводится нетрадиционным технологиям. В нашем нынешнем мире, богатом общетехническими новинками, мы перестали обращать внимание на такие простые вещи, как, например, обыкновенная пуговица, которые могут быть многофункциональными. Интересно, задумывались ли вы когда-нибудь о пуговице, собираясь на работу, в гости? Что это такое?
Вещь привычная. Однако, стоит посмотреть на пуговицу повнимательнее, и нам откроется немало интересного, а подчас даже фантастического и захватывающего.
В наше время пуговицы можно использовать, чтобы завоевать доверие ребенка. Перебирание, передвигание, пересыпание или просто рассматривание их доставляет и детям, и взрослым огромное удовольствие. Играя с пуговицами разного цвета, формы, величины, у ребенка развивается не только тонкая моторика рук, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается не только концентрация внимания, но и развивается логическое, образное мышление.
Большое разнообразие пуговиц позволяет использовать их для коррекционных и развивающих игр с детьми с ОВЗ не только по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина, а также и по развитию речевых навыков: звукопроизношения (Игры «Раздай покупки», «Сложи подарки в мешок»), грамматического строя речи (Игры «5 в ряд», «Пришей пуговицу», «Рассели жителей по своим квартирам»), фонематических процессов («Сыщики», «Волшебные пуговички») и связной речи («Дорисуй картину пуговицами», «Придумай забавную сказку»). Играя с пуговицами, ребенок осваивает и развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность высших психических функций, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай. Нельзя недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать пуговицы, тем более что когда-то этот предмет был для него запрещен.
Коррекционно-развивающие игры с логопуговицами используются мной как часть занятия с подгруппой детей, так и индивидуально. Всё зависит от поставленных целей и задач коррекционной работы.
Логопуговицы представляют собой комплекс развивающих, коррекционных и релаксационных игр с использованием как обыкновенных, так и декоративных пуговиц в форме животных, насекомых, птиц и др. Целью, которого является коррекция различных языковых систем, а также психических функций и мелкой моторики ребенка.
Основные коррекционно-развивающие задачи использования логопуговиц:
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
- Развитие грамматического строя речи
- Формирование анализа звукового состава слова.
- Обогащение словарного состава и расширение кругозора.
- Развитие связной речи.
- Развитие памяти, внимания и логического мышления.
- Формирование правильного обхвата кисти, развитие сложных координированных движений рук.
- Развитие ориентировки на листе бумаги
- Развитие фантазии и творческого мышления.
Практическая значимость использования логопуговиц состоит в том, что они представляют собой безусловно интересные, конкретные игры, которые стимулируют речевую активность ребенка, его творческую и познавательную деятельность, а также развивают сложные координированные движения пальцев рук.
Разрешите представить некоторые игровые практики с логопуговицами. Каждый вид игровых практик раскрывает личностные качества ребенка и способствует адаптации ребенка в обществе.
Дидактические игры на развитие лексико- грамматических категорий
Стимулируют речевую активность ребенка, развивают словообразование, помогают в усвоении грамматических категорий языка, развивают творческую деятельность.
Игра «Пуговицы бывают разные»
Цель : учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
Оборудование: пуговицы, сделанные из разного материала
Ход игры
Логопед представляет ребенку пуговицы, сделанные из разного материала:
Из каких материалов изготавливают пуговицы?
Если пуговица сделана из пластмассы — она какая…(пластмассовая)
Пуговица, сделанная из пластика ….(пластиковая)
Пуговица, сделанная из стекла … (стеклянная)
Пуговица из дерева … (деревянная)
Пуговица из металла… (металлическая)
Пуговица из алюминия … (алюминиевая)
Пуговица, сделанная из камня… (каменная)
Пуговица, обтянутая кожей …. (кожаная)
Игра «Пять в ряд»
Цели:
— Автоматизировать или дифференцировать звуки
— Отрабатывать грамматические категории
— Отрабатывать понятия «один — много».
Оборудование: несколько наборов пуговиц по пять штук:
С — слон, сова, самолет, стрекоза снеговик, лиса;
З — заяц, зайка, звезда (морская), зебра, паровоз;
Ц — яйцо, птица, заяц;
Ш — шляпа, мишка, кошка, черепашка;
Ж — жук, жираф, ёжик;
Ч — черепаха, девочка, птичка, собачка, звездочка;
Л — клоун, самолет, лев, лиса;
Р — рыба, зебра, краб, подарок, паровоз.
Ход игры
Перед игрой на стол выкладываются пуговицы и хорошо перемешиваются, далее логопед просит ребенка «разобрать беспорядок», ребенок сортирует и раскладывает пуговицы в ряды; набор пуговиц зависит от того, какие звуки у ребенка автоматизируются или дифференцируются на данном этапе.
Пересчитываем: один слон, два слона, три слона и т. д.
Логопед отодвигает по одной пуговице в каждом ряду и говорит: «Смотри, тут один слон, а тут много (кого?) ……слонов»
Теперь добавляем слова:
Мой слон — мои слоны
Вижу (хочу, зову, ищу) (кого?) слона — вижу слонов
Это (вот, тут, там и т. д.) слон — это слоны
Нет слона — нет слонов
Это маленький слоник — это маленькие слоники
Мечтаю (думаю, читаю, спрашиваю) о слоне — мечтаю о слонах
Большой (сильный, серый, добрый) слон — большие слоны
Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков
Направлены на коррекцию звукопроизносительной стороны речи ребенка с ОВЗ.
Игра по типу «Крестики-нолики»
Цель: автоматизировать поставленный звук.
Оборудование: расчерченное поле для игры в «Крестики-нолики», декоративные пуговицы с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками.
Ход игры
Два ребенка берут себе по 5 штук пуговиц с автоматизируемым звуком и начинают игру как в «Крестики-нолики». Ребенок кладет пуговицу на игровое поле в квадрат и проговаривает ее название, выигрывает тот, кто раньше выложит ряд своих пуговиц.
Игра «Раздай покупки»
Цель: дифференцировать звуки С, Ш в словах.
Оборудование: две картинки в виде девочки и мальчика, пуговицы, обозначающие предметы, в названии которых есть звуки С, Ш:
С — слон, сова, самолет, соска, автобус, стрекоза снеговик, лиса;
Ш — шляпа, мишка, кошка, черепашка, машина, лягушонок
Ход игры
Ребенок выбирает пуговицу выделив звук в слове и раздаёт «покупки»: Мише пуговицы со звуком Ш, а Соне — со звуком С, проговаривая четко слова с автоматизируемым звуком.
Аналогично проводится игра на дифференциацию других звуков (Л — Р, Ль — Рь, З — Ж, С — Ц).
Игры на развитие связной речи
С использованием игр на развитие связной речи, дети стали увереннее конструировать фразы и предложения, выдумывать, фантазировать.
Игра «Дорисуй картину пуговицами»
Цель: закрепить умение подбирать пуговицы к общему сюжету картины, развивать связную речь и мелкую моторику.
Оборудование: фоновый рисунок или картина без персонажей (поле, лес, цветочная поляна, хоздвор, пустыня, саванна), декоративные пуговицы в форме животных, насекомых, птиц, людей и т. д.
Ход игры
Ребёнок выбирает себе пуговички, размещает их на поверхности картины, а затем придумывает рассказ по ней. Можно передвигать пуговички по ходу сюжета, тем самым «оживляя» картину и оречевляя свои действия.
Игра «Придумай забавную сказку»
Цель: развивать связную речь ребенка, придумывая сказку.
Оборудование: коллекция декоративных пуговиц, мешочек.
Ход игры
Логопед:
Сказка в гости к нам пришла
Нам встречать её пора!
Дети садятся в кружок и по очереди вытаскивают по одной пуговке в форме кого-то или чего-то из мешочка. Вытянувший пуговицу кладет ее на стол и начинает сказочную историю. Следующий участник вытаскивает пуговицу и продолжает эту сказку, стараясь увязать своего персонажа или предмет с предыдущим. В результате получается забавная сказка, от которой дети в полном восторге.
Игры на развитие мелкой моторики и релаксационные
Эти игры стимулируют ребенка использовать более тонкие движения пальцев рук, манипуляции с пуговицами активируют пинцетный захват (захват предмета большим и указательным пальцем).
Игра «Пальчиковый Твистер»
Цель: развивать внимание, мелкую моторику, повышать работоспособность ребенка.
Оборудование: небольшая платформа с нашитыми пуговицами (можно использовать пуговицы на липучках), разноцветные пуговицы, разного размера и формы по 2 шт.
Ход игры
Логопед просит ребенка выставить указательные пальцы на обеих руках и дотронуться ими до красных пуговиц, потом сразу до синих пуговиц, затем выбирается другой цвет, другие пальцы ребенка. Можно называть сразу два цвета, чтобы один палец показал один цвет, другой палец — другой цвет.
«Пуговичный массаж»
Цель: активировать так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончике пальцев рук.
Оборудование: просторная емкость (коробка), большое количество пуговиц разного размера, формы и фактуры.
Ход игры
Ребенок опускает руки в коробку с пуговицами, педагог комментирует:
— Опусти руки в коробку;
— поводи ладошками по пуговицам;
— захвати пуговички в кулачки, чуть приподними и разожми кулачки;
— погрузи руки глубоко в “пуговичное море” и “поплавай” в нем;
— перетирай, перебирай пуговицы между ладошками;
— пересыпай их из ладошки в ладошку;
— разными руками можно захватывать щепотки пуговиц;
— возьми в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.;
— перекатывай ее между ладошками, постепенно увеличивая амплитуду движений;
— те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.
Игра «Переложи пуговицу»
Цель: развивать мелку моторику рук.
Оборудование: коллекция пуговиц.
Ход игры
Ребёнку предлагается с помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например, пара — указательный палец правой руки и мизинец левой руки.
Игры на развитие психических функций
С помощью этих игр можно успешно развивать психические функции и сенсорное восприятие: цвета, формы, отличия, ритмические рисунки, поиск одинаковых, развитие памяти, зрительный гнозис.
Игра «Следопыт»
Цель: развивать внимание и логическое мышление, автоматизировать скорректированный звук.
Оборудование: кинетический песок, надувная песочница, декоративные пуговицы в форме животных, насекомых, людей и т. д.
Ход игры
Ребенок закрывает глаза, а педагог на кинетическом песке оставляет отпечатки фигурных пуговиц, в названии которых есть автоматизируемый звук. Ребенок отгадывает, кто оставил след.
Игра «Четвертая лишняя пуговица»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
Оборудование: 4 пуговицы, 3 связаны общим признаком, а одна отличается от остальных.
Ход игры
Педагог выкладывает в ряд 3 пуговицы, объединенные одним существенным признаком и среди них, кладёт 1 пуговицу, которая отличается от остальных. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу. Например, можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу.
Новизна использования логопуговиц состоит в том, что, размещая пуговицы на картинке или фоновом рисунке, ребенок может их перемещать по ходу сюжета, тем самым «оживляя» картинку и оречевляя выполненные действия, таким образом развивается связная монологическая речь — одна из основных задач речевого развития ребенка с ОВЗ.
В итоге хочется отметить, что игровые практики с логопуговицами — значимые мотивирующие факторы активной творческой продуктивной деятельности ребенка с ОВЗ. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи — важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей. Данные игры представляют интерес не только для педагогического сообщества дошкольных учреждений, но и для заинтересованных родителей.
Играя с пуговкой, твори
И непременно говори!
Друзьям своим ты покажи
И маму с папой научи,
Как новые узоры из пуговиц собрать
Речь и мелкую моторику успешно развивать!
Литература:
- Акименко В. М., Новые логопедические технологии. — Ростов н/Д: Феникс. — 2008.
- Артпедагогика и арт-терапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / под ред. Е. А. Медведевой.— М.: Издательство Юрайт, 2017.
- Воспитание правильной речи у детей: практ. логопедия / Н. А. Седых. — М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т. М. «Практикум по креативной терапии». — М.: ТЦ Сфера, 2003.

