Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Логопуговицы как нетрадиционная коррекционно-развивающая технология в организации образовательного процесса детей с ОВЗ

Образование и обучение
7
Поделиться
Библиографическое описание
Левченко, В. В. Логопуговицы как нетрадиционная коррекционно-развивающая технология в организации образовательного процесса детей с ОВЗ / В. В. Левченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9641.


Логопуговицы — это комплекс развивающих, коррекционных, релаксационных игр с использованием декоративных пуговиц, целью которого является коррекция различных языковых систем, а также психических функций и мелкой моторики ребенка. Автор обращает внимание на то, что изменения, происходящие в содержании дошкольного образования, поставили перед необходимостью пересмотра содержания коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, поиска новых дополнительных путей и условий развития воспитанников с ОВЗ. Поэтому особая, немаловажная роль отводится нетрадиционным технологиям, к которым относятся логопуговицы, представляющие собой набор деревянных декоративных пуговиц в форме животных, людей, морских обитателей, транспорта, предметов быта.

Практическая значимость использования логопуговиц заключается в том, что большое разнообразие пуговиц позволяет использовать их для коррекционных и развивающих игр не только по развитию сенсорного восприятия, но и по развитию речевых навыков: звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов и связной речи.

Инновация использования логопуговиц состоит в том, что, размещая пуговицы на картинке или фоновом рисунке, ребенок может их перемещать по ходу сюжета, тем самым «оживляя» картинку и оречевляя выполняемые действия, таким образом у ребенка развивается связная монологическая речь.

Современное дошкольное образование ориентировано на ребенка и его потребности, на создание в дошкольном учреждении инновационных подходов организации образовательного процесса детей с ОВЗ и условий, обеспечивающих гармоничное развитие каждого ребенка.

Изменения, происходящие в содержании дошкольного образования, поставили перед необходимостью пересмотра содержания коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, поиска новых путей и условий развития воспитанников с ОВЗ. Особая, немаловажная, роль отводится нетрадиционным технологиям. В нашем нынешнем мире, богатом общетехническими новинками, мы перестали обращать внимание на такие простые вещи, как, например, обыкновенная пуговица, которые могут быть многофункциональными. Интересно, задумывались ли вы когда-нибудь о пуговице, собираясь на работу, в гости? Что это такое?

Вещь привычная. Однако, стоит посмотреть на пуговицу повнимательнее, и нам откроется немало интересного, а подчас даже фантастического и захватывающего.

В наше время пуговицы можно использовать, чтобы завоевать доверие ребенка. Перебирание, передвигание, пересыпание или просто рассматривание их доставляет и детям, и взрослым огромное удовольствие. Играя с пуговицами разного цвета, формы, величины, у ребенка развивается не только тонкая моторика рук, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается не только концентрация внимания, но и развивается логическое, образное мышление.

Большое разнообразие пуговиц позволяет использовать их для коррекционных и развивающих игр с детьми с ОВЗ не только по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина, а также и по развитию речевых навыков: звукопроизношения (Игры «Раздай покупки», «Сложи подарки в мешок»), грамматического строя речи (Игры «5 в ряд», «Пришей пуговицу», «Рассели жителей по своим квартирам»), фонематических процессов («Сыщики», «Волшебные пуговички») и связной речи («Дорисуй картину пуговицами», «Придумай забавную сказку»). Играя с пуговицами, ребенок осваивает и развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность высших психических функций, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай. Нельзя недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать пуговицы, тем более что когда-то этот предмет был для него запрещен.

Коррекционно-развивающие игры с логопуговицами используются мной как часть занятия с подгруппой детей, так и индивидуально. Всё зависит от поставленных целей и задач коррекционной работы.

Логопуговицы представляют собой комплекс развивающих, коррекционных и релаксационных игр с использованием как обыкновенных, так и декоративных пуговиц в форме животных, насекомых, птиц и др. Целью, которого является коррекция различных языковых систем, а также психических функций и мелкой моторики ребенка.

Основные коррекционно-развивающие задачи использования логопуговиц:

  1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
  2. Развитие грамматического строя речи
  3. Формирование анализа звукового состава слова.
  4. Обогащение словарного состава и расширение кругозора.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие памяти, внимания и логического мышления.
  7. Формирование правильного обхвата кисти, развитие сложных координированных движений рук.
  8. Развитие ориентировки на листе бумаги
  9. Развитие фантазии и творческого мышления.

Практическая значимость использования логопуговиц состоит в том, что они представляют собой безусловно интересные, конкретные игры, которые стимулируют речевую активность ребенка, его творческую и познавательную деятельность, а также развивают сложные координированные движения пальцев рук.

Разрешите представить некоторые игровые практики с логопуговицами. Каждый вид игровых практик раскрывает личностные качества ребенка и способствует адаптации ребенка в обществе.

Дидактические игры на развитие лексико- грамматических категорий

Стимулируют речевую активность ребенка, развивают словообразование, помогают в усвоении грамматических категорий языка, развивают творческую деятельность.

Игра «Пуговицы бывают разные»

Цель : учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Оборудование: пуговицы, сделанные из разного материала

Ход игры

Логопед представляет ребенку пуговицы, сделанные из разного материала:

Из каких материалов изготавливают пуговицы?

Если пуговица сделана из пластмассы — она какая…(пластмассовая)

Пуговица, сделанная из пластика ….(пластиковая)

Пуговица, сделанная из стекла … (стеклянная)

Пуговица из дерева … (деревянная)

Пуговица из металла… (металлическая)

Пуговица из алюминия … (алюминиевая)

Пуговица, сделанная из камня… (каменная)

Пуговица, обтянутая кожей …. (кожаная)

Игра «Пять в ряд»

Цели:

— Автоматизировать или дифференцировать звуки

— Отрабатывать грамматические категории

— Отрабатывать понятия «один — много».

Оборудование: несколько наборов пуговиц по пять штук:

С — слон, сова, самолет, стрекоза снеговик, лиса;

З — заяц, зайка, звезда (морская), зебра, паровоз;

Ц — яйцо, птица, заяц;

Ш — шляпа, мишка, кошка, черепашка;

Ж — жук, жираф, ёжик;

Ч — черепаха, девочка, птичка, собачка, звездочка;

Л — клоун, самолет, лев, лиса;

Р — рыба, зебра, краб, подарок, паровоз.

Ход игры

Перед игрой на стол выкладываются пуговицы и хорошо перемешиваются, далее логопед просит ребенка «разобрать беспорядок», ребенок сортирует и раскладывает пуговицы в ряды; набор пуговиц зависит от того, какие звуки у ребенка автоматизируются или дифференцируются на данном этапе.

Пересчитываем: один слон, два слона, три слона и т. д.

Логопед отодвигает по одной пуговице в каждом ряду и говорит: «Смотри, тут один слон, а тут много (кого?) ……слонов»

Теперь добавляем слова:

Мой слон — мои слоны

Вижу (хочу, зову, ищу) (кого?) слона — вижу слонов

Это (вот, тут, там и т. д.) слон — это слоны

Нет слона — нет слонов

Это маленький слоник — это маленькие слоники

Мечтаю (думаю, читаю, спрашиваю) о слоне — мечтаю о слонах

Большой (сильный, серый, добрый) слон — большие слоны

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков

Направлены на коррекцию звукопроизносительной стороны речи ребенка с ОВЗ.

Игра по типу «Крестики-нолики»

Цель: автоматизировать поставленный звук.

Оборудование: расчерченное поле для игры в «Крестики-нолики», декоративные пуговицы с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками.

Ход игры

Два ребенка берут себе по 5 штук пуговиц с автоматизируемым звуком и начинают игру как в «Крестики-нолики». Ребенок кладет пуговицу на игровое поле в квадрат и проговаривает ее название, выигрывает тот, кто раньше выложит ряд своих пуговиц.

https://static-s.aa-cdn.net/img/ios/1163588538/c44817630920d6b6bd24040fdbea60e0

Игра «Раздай покупки»

Цель: дифференцировать звуки С, Ш в словах.

Оборудование: две картинки в виде девочки и мальчика, пуговицы, обозначающие предметы, в названии которых есть звуки С, Ш:

С — слон, сова, самолет, соска, автобус, стрекоза снеговик, лиса;

Ш — шляпа, мишка, кошка, черепашка, машина, лягушонок

Ход игры

Ребенок выбирает пуговицу выделив звук в слове и раздаёт «покупки»: Мише пуговицы со звуком Ш, а Соне — со звуком С, проговаривая четко слова с автоматизируемым звуком.

Аналогично проводится игра на дифференциацию других звуков (Л — Р, Ль — Рь, З — Ж, С — Ц).

Игры на развитие связной речи

С использованием игр на развитие связной речи, дети стали увереннее конструировать фразы и предложения, выдумывать, фантазировать.

Игра «Дорисуй картину пуговицами»

Цель: закрепить умение подбирать пуговицы к общему сюжету картины, развивать связную речь и мелкую моторику.

Оборудование: фоновый рисунок или картина без персонажей (поле, лес, цветочная поляна, хоздвор, пустыня, саванна), декоративные пуговицы в форме животных, насекомых, птиц, людей и т. д.

Ход игры

Ребёнок выбирает себе пуговички, размещает их на поверхности картины, а затем придумывает рассказ по ней. Можно передвигать пуговички по ходу сюжета, тем самым «оживляя» картину и оречевляя свои действия.

http://vidpoviday.com/wp-content/uploads/2016/04/80953f59149382278657d98c2e2d6928.jpg

Игра «Придумай забавную сказку»

Цель: развивать связную речь ребенка, придумывая сказку.

Оборудование: коллекция декоративных пуговиц, мешочек.

Ход игры

Логопед:

Сказка в гости к нам пришла

Нам встречать её пора!

Дети садятся в кружок и по очереди вытаскивают по одной пуговке в форме кого-то или чего-то из мешочка. Вытянувший пуговицу кладет ее на стол и начинает сказочную историю. Следующий участник вытаскивает пуговицу и продолжает эту сказку, стараясь увязать своего персонажа или предмет с предыдущим. В результате получается забавная сказка, от которой дети в полном восторге.

Игры на развитие мелкой моторики и релаксационные

Эти игры стимулируют ребенка использовать более тонкие движения пальцев рук, манипуляции с пуговицами активируют пинцетный захват (захват предмета большим и указательным пальцем).

Игра «Пальчиковый Твистер»

Цель: развивать внимание, мелкую моторику, повышать работоспособность ребенка.

Оборудование: небольшая платформа с нашитыми пуговицами (можно использовать пуговицы на липучках), разноцветные пуговицы, разного размера и формы по 2 шт.

Ход игры

Логопед просит ребенка выставить указательные пальцы на обеих руках и дотронуться ими до красных пуговиц, потом сразу до синих пуговиц, затем выбирается другой цвет, другие пальцы ребенка. Можно называть сразу два цвета, чтобы один палец показал один цвет, другой палец — другой цвет.

«Пуговичный массаж»

Цель: активировать так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончике пальцев рук.

Оборудование: просторная емкость (коробка), большое количество пуговиц разного размера, формы и фактуры.

Ход игры

Ребенок опускает руки в коробку с пуговицами, педагог комментирует:

Опусти руки в коробку;

— поводи ладошками по пуговицам;

— захвати пуговички в кулачки, чуть приподними и разожми кулачки;

— погрузи руки глубоко в “пуговичное море” и “поплавай” в нем;

— перетирай, перебирай пуговицы между ладошками;

— пересыпай их из ладошки в ладошку;

— разными руками можно захватывать щепотки пуговиц;

— возьми в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.;

— перекатывай ее между ладошками, постепенно увеличивая амплитуду движений;

— те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.

Игра «Переложи пуговицу»

Цель: развивать мелку моторику рук.

Оборудование: коллекция пуговиц.

Ход игры

Ребёнку предлагается с помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).

Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например, пара — указательный палец правой руки и мизинец левой руки.

Игры на развитие психических функций

С помощью этих игр можно успешно развивать психические функции и сенсорное восприятие: цвета, формы, отличия, ритмические рисунки, поиск одинаковых, развитие памяти, зрительный гнозис.

Игра «Следопыт»

Цель: развивать внимание и логическое мышление, автоматизировать скорректированный звук.

Оборудование: кинетический песок, надувная песочница, декоративные пуговицы в форме животных, насекомых, людей и т. д.

Ход игры

Ребенок закрывает глаза, а педагог на кинетическом песке оставляет отпечатки фигурных пуговиц, в названии которых есть автоматизируемый звук. Ребенок отгадывает, кто оставил след.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u174104/t1539174850ah.jpg

Игра «Четвертая лишняя пуговица»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.

Оборудование: 4 пуговицы, 3 связаны общим признаком, а одна отличается от остальных.

Ход игры

Педагог выкладывает в ряд 3 пуговицы, объединенные одним существенным признаком и среди них, кладёт 1 пуговицу, которая отличается от остальных. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу. Например, можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу.

Новизна использования логопуговиц состоит в том, что, размещая пуговицы на картинке или фоновом рисунке, ребенок может их перемещать по ходу сюжета, тем самым «оживляя» картинку и оречевляя выполненные действия, таким образом развивается связная монологическая речь — одна из основных задач речевого развития ребенка с ОВЗ.

В итоге хочется отметить, что игровые практики с логопуговицами — значимые мотивирующие факторы активной творческой продуктивной деятельности ребенка с ОВЗ. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи — важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей. Данные игры представляют интерес не только для педагогического сообщества дошкольных учреждений, но и для заинтересованных родителей.

Играя с пуговкой, твори

И непременно говори!

Друзьям своим ты покажи

И маму с папой научи,

Как новые узоры из пуговиц собрать

Речь и мелкую моторику успешно развивать!

Литература:

  1. Акименко В. М., Новые логопедические технологии. — Ростов н/Д: Феникс. — 2008.
  2. Артпедагогика и арт-терапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / под ред. Е. А. Медведевой.— М.: Издательство Юрайт, 2017.
  3. Воспитание правильной речи у детей: практ. логопедия / Н. А. Седых. — М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т. М. «Практикум по креативной терапии». — М.: ТЦ Сфера, 2003.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный