Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конспект конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Лучший скороговорщик»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
30.01.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Валишина, А. И. Конспект конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Лучший скороговорщик» / А. И. Валишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9828/.


Цели конкурса:

повышать интерес детей к устному народному творчеству. Обогащать словарный запас;

— развивать звуковую культуру речи, навыки самоконтроля за речью;

— совершенствовать просодическую сторону речи: темп и ритм речи, интонационную выразительность, мимику, речевое дыхание;

— создавать эмоционально-положительный настрой, способствовать психологическому раскрепощению, развивать уверенность в себе;

— воспитывать эмоционально-волевые навыки: стремиться к победе и учиться проигрывать;

— воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Предварительная работа:

— знакомство с историей скороговорок;

— разучивание скороговорок с учителем — логопедом, с воспитателями, с родителями;

— игры со считалками-скороговорками;

— конкурс скороговорок в группе.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, листы бумаги, карандаши, фломастеры

Критерии оценки:

— Правильность произнесения текста скороговорки (без ошибок и перестановок);

— Дикция: четкость, внятность, громкость;

— Скорость произнесения скороговорки;

— Свобода и активность артикуляционного аппарата участника;

— Артистизм.

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Кто хочет разговаривать красиво и понятно, тот должен выговаривать все правильно и внятно. В этом нам помогают скороговорки.

Интересно, что скороговорки были придуманы только для развлечения, когда не было компьютеров, планшетов, телевизоров… Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки — весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорка — жанр устного народного творчества. Это специальная фраза с трудно выговариваемыми звуками, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам.

Сегодня у нас не простой конкурс.

Он называется «Конкурс скороговорщиков».

В каждой группе провели конкурс скороговорок и выбрали самых лучших чтецов. И сейчас эти ребята будут соревноваться не в силе, а в умении говорить быстро, четко и внятно.

Разминка

Ведущий: Сначала мы проведем разминку. Я буду читать стихотворение, а вы проговаривать конец стихотворения в рифму быстро и четко.

Рифмы-миниатюры

— В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала …( шишка).

— Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…( шарик) .

— Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

— Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много …(дыр).

— Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает … (варан).

— Мама мыла чисто пол,

Я забил в ворота… (гол).

— Было в сказке очень худо,

Пока не появилось …(чудо).

— Очень громко плачет мальчик,

Он поранил стеклом …(пальчик).

— В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский … (жук).

— В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей …(журчал).

— В группе самый старший — Сеня,

У него есть дружок …(Женя).

— Закричала громко баба,

Испугала её … (жаба ).

— В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен …(мир).

— Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе … (брошка).

— Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

— Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит …(ранка).

— Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу …(нёс).

— У тебя красивый волос,

И приятный, звонкий …(голос).

— Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

— Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

— Тёмная настала ночка,

Засыпает моя …(дочка).

— Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

— Не нужны солдату санки,

Изучать он будет …(танки).

— Случай приключился раз —

Перевернули медный …(таз).

— Возле дома стоит горка,

Ледяная на ней …(корка).

— На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…( русак).

— Танцевала польку Саша,

Пела песню громко…( Маша ).

— Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля — лук …(полоть).

— Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала …(кровь).

— Утром выпала роса,

Выходи на луг …(коса).

— На скачках выступали кони,

Катали в парке детей …(пони).

— Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой …(рот).

— На столе лежала пышка,

Запах уловила …(мышка).

— Если по парку гуляете, детки,

Не надо ломать у кустиков …(ветки).

— На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет …(каску).

— Увидала мышка корку,

Утащила её в …(норку).

— Мила сделала салат,

Постирала свой…( халат).

— Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее …(голод).

— Жил на свете великан,

И у него был …(пеликан).

— В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

— Есть у Иры папочка:

У него дочка -… (лапочка)».

— Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

— На берегу реки — песок,

А вокруг стоит …(лесок).

— Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро …(смыл).

— На окне сидела кошка

И мяукала …(немножко).

— Вот смотрите — паровоз,

Он вагончики …(повёз).

— Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

— Ребятня каникул ждёт,

Лето красное …(идёт).

Ведущий: А теперь начинаем конкурс. Итак — Первое задание.

1. Угадай скороговорку по картинке (на слайдах)

Ведущий: Сначала задание выполняет первая команда, затем вторая. Вам надо внимательно рассмотреть картинку и вспомнить, какая скороговорка подходит к этой картинке. Каждой команде по 5 картинок. Когда работает одна команда, вторая команда молчит, не мешает и не подсказывает. Начинает первая команда

Внимание на экран.

Продолжает вторая команда

Если какая-то команда не может вспомнить скороговорку, другая команда может поднять руку и заработать дополнительный балл.

2. Закончи скороговорку

Ведущий: Я начну скороговорку, а вам надо ее закончить. Проговорить конец скороговорки. Не забывайте, что это скороговорка.

Задание для первой команды.

  1. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. (Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку- цап)
  2. Два щенка щека к щеке (щиплют щетку в уголке)
  3. В камышах шуршат мышата, (шумно плещутся в ушатах)
  4. Хитрую сороку поймать морока (А сорок сорок — сорок морок)

Ведущий: Задание для второй команды.

  1. Стрекотали три сороки на рассвете во дворе (Разбудили три сороки злого Рекса в конуре)
  2. Мама, ты нас не ищи (Щиплем щавель мы на щи)
  3. Кукушка кукушонку сшила капюшон (кукушонок в капюшоне смешон)
  4. На дворе трава, на траве дрова. (Не руби дрова на траве двора)

3. Повтори скороговорку (домашнее задание)

Одну и ту же скороговорку проговаривает каждый участник команды. Каждая команда свою скороговорку. Важны правильность, четкость дикции, звукопроизношение, скорость, артистизм…

Ведущий: первая команда выходите.

Выбирайте скороговорку (две на выбор)

Ведущий: вторая команда выходите.

Тридцать три вагона в ряд Три сороки тараторки

Тараторят, тарахтят. Тараторили на горке

4. Рисунок к скороговорке (за определенное время)

Ведущий: послушайте следующее задание. Надо нарисовать рисунок к скороговорке. На две команды одна и та же скороговорка.

Садитесь за столы. Решите, кто из вас будет рисовать, кто будет раскрашивать.

В рисунке надо передать то, о чем говорится в скороговорке.

Послушайте скороговорку: «У ежа-ежата, у ужа-ужата»

Приступайте к работе.

Критерии оценки: соответствие рисунка тексту.

5. Кто быстрее? (домашнее задание)

Чья команда проговорит скороговорки четко, внятно и быстрее. Команды работают по очереди.

Ведущий: выходит первая команда

  1. У маленького Сани сани едут сами.
  2. У Пашки –шашки, у Мишки — шишки
  3. В огороде у Федоры — Помидоры,
  4. За забором у Федоры — Мухоморы.
  5. Галка села на палку, Палка стукнула галку.
  6. Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.
  7. Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.

Ведущий: выходит вторая команда

  1. У маленького Сани перевернулись сани.
  2. Шапка да шубка — Вот наш Мишутка.
  3. Дали карапузу кукурузу, А карапуз просит арбуз.
  4. Лена искала булавку, Булавка упала под лавку.
  5. Ежик в бане вымыл уши, шею, кожицу на брюшке.
  6. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

6. Скажи скороговорку по-разному, с разной интонацией (домашнее задание)

(весело, обиженно, сердито, удивленно, вопросительно, стеснительно)

Ведущий: У каждой команды своя скороговорка.

На реке поймали рака Ирина, Марина, Карина

Из-за рака вышла драка Пьют сок из мандарина

Ведущий: На этом наш конкурс подходит к концу. Это было последнее задание. Жюри будет считать баллы и подводить итоги. А наши воспитатели сейчас тоже посоревнуются. Ребята, а вы будете их оценивать, тоже попробуете поработать, как жюри, будете ставить баллы.

7. Работа с воспитателями.

Скороговорки для воспитателей:

— Карл у Клары украл кораллы.

— Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— У кота папа кот, у кита папа кит.

— Шашки у Пашки — шишки у Мишки.

— Собирал Олег орешки, а Алешка- сыроежки.

— Стрекотали 3 сороки на рассвете во дворе, Разбудили 3 сороки злого Рекса в конуре.

— Труба трубит, труба поет, Трубач по городу идет.

Подведение итогов и награждение

Победителем конкурса считается команда, набравшая наибольшее количество итоговых баллов.

Также выявляются победители в каждой возрастной группе по наибольшему количеству набранных баллов:

— Лучший скороговорщик среди воспитанников старшей возрастной группы;

— Лучший скороговорщик среди воспитанников подготовительной группы;

Победители конкурса награждаются дипломами победителя.

Участники конкурса награждаются грамотами по номинациям.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный