Сущность и структура безопасного поведения в цифровом пространстве детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 12.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Глушецкая, Е. В. Сущность и структура безопасного поведения в цифровом пространстве детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Глушецкая, Ю. Д. Антонова, С. Ю. Селеменева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9566/ (дата обращения: 15.11.2024).

Препринт статьи



Изучением феномена определения «безопасность» в настоящее время занимаются Н. Г. Занько, Г. В. Грачев, Н. Д. Казаков, Н. Ю. Марчук, Н. Л. Шлыкова. В своих исследованиях педагоги представляют разнообразные подходы к определению данного понятия. Безопасность они рассматривают как опасность, сведенная к минимуму деятельность, которая способствует обеспечению или предупреждению от различных опасностей и угроз.

На законодательном уровне уделяется внимание безопасности детства и безопасному поведению ребенка дошкольного возраста. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», обосновывается необходимость формирования у дошкольников безопасного поведения. В стратегии развития системы дошкольного образования, как неотъемлемая часть определяются задачи: сохранения здоровья дошкольников и формирования у них безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья [5].

В современном мире глобализация информационного пространства является важнейшим направлением в жизни российского общества, что создает новые трудности в развитии и формировании личности ребенка дошкольного возраста. В связи с использованием современных гаджетов, информация в цифровом пространстве расходится очень быстро, и чаще всего она не влияет на дошкольника благоприятно, она несет негативный, возможно агрессивный характер, оказывая влияние на социально-нравственные ориентиры детей дошкольного возраста.

Ребенок дошкольного возраста, находящийся в цифровом пространстве, оказывается незащищенным от потоков различной негативной информации. Отсутствие цензуры, пропаганда жестокости, возрастающая роль Интернета, все это является не только социальной, но и чаще педагогической проблемой. В связи с этим возникает острая необходимость обогащения содержания дошкольного образования, введения в него новых компонентов, которые будут связаны с формированием безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

По мнению Р. В. Воронкова, дошкольник, в силу своих возрастных особенностей и возможностей своей психоэмоциональной восприимчивости окружающего мира, не может самостоятельно обозначить всю меру опасности определенных действий. В связи с внедрением цифровых технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие детской активности возрастает роль самостоятельной деятельности детей с использованием ресурсов цифрового пространства. Это актуально для обучающихся на всех уровнях и видах образования, в том числе и на дошкольной ступени образования [3].

С целью повышения уровня сформированности безопасного поведения в цифровом пространстве у старших дошкольников, необходимо знать структуру безопасного поведения в цифровом пространстве детей дошкольного возраста.

На основе анализа литературы, мы выделяет структурные компоненты безопасного поведения в цифровом пространстве детей: мотивационно-ценностный компонент характеризуется сознательным пониманием старшими дошкольниками правил безопасного поведения в цифровой пространстве, мотивацией к их соблюдению, при использовании сети Интернет, а также в позитивном настрое на деятельности в сфере цифровой безопасности [2].

Когнитивный компонент, подразумевает стремление к познанию нового, созданию нового в совместной деятельности, формированию представлений о факторах риска, культуре безопасного поведения в цифровом пространстве, уровень развития умения пользоваться главными понятиями, категориями в области безопасного поведения при использовании цифровых ресурсов.

Организационно-деятельностный компонент раскрывает организацию и реализацию цифровой формы субъект-субъектных сетевых отношений, решение поставленных педагогам задач: психологических, жизненных, образовательных, профессиональных, проходит оценка применения в практической деятельности ребенком элементов здоровьесберегающего и безопасного поведения в цифровом пространстве.

Социально-адаптивный компонент рассматривает доступность, (офлайн-) онлайн-коммуникацию, безопасный обмен информацией с помощью цифровых ресурсов, удовлетворение личностных, коммуникационных и информационных потребностей в обществе.

Коммуникативно-сетевой компонент — это безопасная цифровая площадка для взаимодействия, благоприятная социально-психологическая цифровая атмосфера, соблюдение цифрового этикета (этика виртуального сообщества) [2].

В связи с определенной структурой, нами были определены критерии и показатели сформированности безопасного поведения дошкольников в цифровом пространстве:

  1. Эмоционально-волевой: ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения в цифровом пространстве, соблюдает правила безопасного поведения: осторожно и осмотрительно относится к потенциально опасным для него ситуациям в общении в сети Интернет; у ребенка наблюдается привычка культурного поведения в цифровом пространстве, он стремится соблюдать правила безопасного поведения в цифровой среде.
  2. Когнитивный: у ребенка имеются представления о цифровых средствах познания окружающей действительности, он знает, как использовать некоторые из них, при этом придерживается правил безопасного обращения с ними; у ребенка имеются представления о правилах безопасного поведения в цифровом пространстве.
  3. Деятельностный: ребенок выполняет правила безопасного поведения в цифровом пространстве в повседневной жизни, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться цифровыми средствами обучения, знает о безопасном общении с незнакомыми в сети Интернет, то есть ребенок владеет основными правилами безопасного поведения в цифровом пространстве, ребенок регулирует свою активность при работе с цифровыми ресурсами [4].

Проанализировав различные точки зрения исследователей, мы смогли раскрыть структурные компоненты безопасного поведения в цифровом пространстве детей дошкольного возраста: когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой. Определили критерии сформированности безопасного поведения дошкольников в цифровом пространстве:

эмоционально-волевой: ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения в цифровом пространстве, у ребенка наблюдается привычка культурного поведения в цифровом пространстве, он стремится соблюдать правила безопасного поведения в цифровой среде;

когнитивный: у ребенка имеются представления о цифровых средствах познания окружающей действительности, о правилах безопасного поведения в цифровом пространстве;

деятельностный: ребенок выполняет правила безопасного поведения в цифровом пространстве в повседневной жизни, регулирует свою активность при работе с цифровыми ресурсами.

Таким образом, в современном мире не возможно обойтись без цифровых технологий. Безусловно, при их грамотном использовании в дошкольном образовании, современные информационные технологии могут принести детям содержание и деятельность, которые вызывают и поддерживают у них сильные и полезные эмоции. В конечном счете, они могут служить инструментами всестороннего развития ребенка. Но педагогам необходимо знать сущность и структуру безопасного поведения в цифровом пространстве детей старшего дошкольного возраста, на этой основе создавать педагогические условия для формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Ахметжанова Г. В., Юрьев А. В. Цифровые технологии в образовании/Г. В. Ахметжанова // БГЖ. — 2018. — № 3(24).
  2. Батюта М. Б. Возрастная психология: Учебное пособие /М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. — М.: Логос, 2020. — 306 c.
  3. Воронкова Р. В. Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение и возможности использования информационно-коммуникационных технологий / Р. В. Воронкова, Т. В. Кириянко, М. В. Воронкова. —// Педагогическое мастерство: материалы XIII Междунар. науч. конф. — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 3–5.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании»: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. — 2012. — 31 декабря.
  5. Манжура В. А. Формирование цифровой образовательной среды детского сада. Методические рекомендации для руководителей и методистов дошкольных образовательных учреждений /В. А. Манжура, С. В. Подгорнова, К. В. Шапиро. — СПб: Питер, 2021. — 56 с.
Задать вопрос