Движение как основа развития речи у дошкольников
Авторы: Бузыкаева Елена Рашитовна, Батурина Евгения Александровна, Гайнитдинова Ольга Валерьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 30.10.2024
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Бузыкаева, Е. Р. Движение как основа развития речи у дошкольников / Е. Р. Бузыкаева, Е. А. Батурина, О. В. Гайнитдинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9523/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: движение, развитие речи, моторика, глотание, жевание, коррекционная работа, ритм .
«Движение — это жизнь, а жизнь — это движение!» — говорил древнегреческий философ Аристотель. С самого рождения мы наблюдаем за развитием ребенка по его двигательным навыкам и именно эти показатели свидетельствуют, насколько правильно развивается ребенок. Все движения делятся на крупную и мелкую моторику. Для полноценного развития ребенка необходимо гармоничное, поэтапное развитие всех видов моторики.
Сегодня же в современном мире наблюдается тенденция к гиподинамии. И к сожалению, дети не исключение. Для взрослых этот фактор несет риски со здоровьем сердечно-сосудистой системы, а для ребенка является определяющим для физического и психического развития. С каждым годом растет количество детей с проблемами речевого развития и в связке с этим мы наблюдаем у них нарушения в моторной сфере.
Моторное развитие — основа интеллектуального. Конечно, наша ЦНС имеет большие компенсаторные возможности, но все-таки развитию моторной сферы нужно уделять большое внимание.
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики доказана многими исследованиями. Развитие общей моторики является важным аспектом, активизирующим развитие речи и ей, принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. К примеру, согласно теории уровней построения движений по Н. А. Бернштейну, организация движений имеет иерархическую структуру. Для того, чтобы совершить движение на более высоком уровне, подключаются все нижестоящие. Речь устная и письменная относится к высшему уровню интеллектуальных двигательных актов, соответственно для полноценной работы мышц артикуляционного аппарата необходимо развитие моторики на нижних уровнях.
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, мы замечаем у них неловкость, недостаточную скоординированность, ритмичность движений; затруднения формирования двигательного автоматизма; несформированность мелкой моторики и сложности в артикуляции. С целью выявления предпосылок к таким нарушениям мы решили провести опрос родителей воспитанников с недоразвитием речи старшего дошкольного возраста двух детских садов г. Уфы МБДОУ Детский сад № 194 и МАДОУ Детский сад № 167. Всего в опросе приняли участие 53 человека.
Опрос содержал 6 вопросов: когда появилась речь у ребенка, ползал ли ребенок до года, какие игры предпочитает (активные или спокойные), любит ли твердую пищу, умеет ли кататься на велосипеде, и какое количество времени дети уделяют цифровым устройствам.
В результате было выявлено, что первые слова появились у 49 % опрошенных после двух лет, что свидетельствует о задержке речевого развития.
Следующий вопрос (рисунок 1) отражает, был ли пропущен этап ползания у ребенка.
Рис. 1
Этап ползания необходим человеку для освоения нижнего поля зрения, совершенствования зрительного восприятия, формирования представлений о собственном теле, для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга, ориентации в пространстве и получения новых сенсорных стимулов. В этот период ребенок начинает произносить звуки, гулить, лепетать, пробует управлять языком. Благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка (предлоги, падежи). Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом, так как создает межполушарное взаимодействие головного мозга. [6]
Из ответов на вопрос (рисунок 1) мы видим, что у многих наших детей этап ползания пропущен или возможно был коротким. Что в дальнейшем ведет к риску нарушений речевого развития.
Рассмотрим следующий вопрос (рисунок 2):
Рис. 2
Речь человека представляет собой сложный двигательный процесс. В этот процесс включена речевая мускулатура, мышцы гортани и дыхательные мышцы. Движения артикуляционной мускулатуры формируются до года в процессе «глотание-жевание-речь». [5]
Глотание — это сложный рефлекторный мышечный акт, при котором в результате сокращения одних и расслабления других мышц пищевой комок перемещается через глотку и пищевод в желудок. В данном процессе принимают участие 22 мышцы: челюстно-лицевые мышцы, мышцы подъязычной области и глотки. [5] Рефлекс глотания является врожденным. Когда происходит прорезывание зубов вместо сосания формируется акт жевания и меняется тип глотания. Глотание становится соматического типа, если этого не происходит, то формируются предпосылки к нарушению произношения звуков. Жевание подразумевает откусывание и соответствующие движения челюстью, губами и языком. Когда идёт пережевывание твердой пищи осуществляется работа мышц щёк, создается внутрищёчное давление, которое необходимо для произнесения согласных звуков. При измельчении кусочков пищи зубами работают челюсти и формируется правильный прикус. Т. е. при правильном жевании происходит многократная тренировка мышц артикуляционного аппарата.
Подводя итог ответов на вопрос про любовь детей к сырым фруктам и овощам (рисунок 2), мы видим, что большинство из них не любят их или едят нарезанными ломтиками, что свидетельствует о слабой тренировке мышц артикуляционного аппарата и предпосылках к нарушениям речи. В современном мире существует такой термин, как «блендерные дети», когда пюре и мягкая еда, преобладавшие в раннем возрасте, поспособствовали росту у детей неправильного прикуса, инфантильного типа глотания и как следствие, рост числа детей с нарушениями речи.
Следующий вопрос о том, умеют ли дети кататься на велосипеде (рисунок 3)
Рис. 3
Езда на велосипеде служит отличной физической нагрузкой для ребенка, но помимо этого она тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений. По мнению Кэрол Сток Красновиц, для развития языковых навыков ребенку необходимо сначала научиться понимать речь других людей, а для этого нужна совместная работа слухового и вестибулярного анализаторов по переработке звука и ощущений. Логопеды заметили, что, занимаясь с детьми на качелях речь и вестибулярная система начинают одновременно улучшаться. Позже было проведено исследование, где зафиксировано улучшение речи после вестибулярной нагрузки. [2] Именно поэтому важно кататься на велосипеде детям с речевыми нарушениями. По результату опроса у половины наших воспитанников нет данного навыка.
Современный мир невозможно представить без цифровых устройств, поэтому было важно узнать пользуются ли ими наши воспитанники и в каком количестве. Исходя из данных (рисунок 4) мы видим, что 83 % детей пользуются устройствами более 30 минут. О вреде цифровых устройств проведено немало исследований. В период, когда ребенок должен познавать мир, бегать, прыгать, общаться со сверстниками, он сфокусирован на экране с быстроменяющимися изображениями.
Рис. 4
Результаты опроса подтверждают, что проблемы или пробелы в развитии моторной сферы влияют в дальнейшем на речевое развитие. Поэтому коррекционная работа должна включать несколько направлений — это развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Также нашей задачей будет провести профилактическую информационную работу с родителями всех возрастных групп и донести важность моторного развития.
Какие же мероприятия должны проводить педагоги дошкольных учреждений в рамках коррекционной работы?
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно через игру развиваем общую моторику и зрительно-моторную координацию. С помощью таких игр как: «Гуси-лебеди», «Кто лишний», «Вышибалы», «Съедобное-несъедобное», «Море волнуется», «Заяц, заяц, сколько время…», «Классики», различных игр со скакалкой, резиночкой, и с другими спортивными снарядами воспитатели на прогулке, инструктор по физической культуре на своих занятиях разовьют в детях способность скоординировать свое тело, почувствовать пространство вокруг и научиться совершать точные движения.
Для того, чтобы движения легче усваивались и автоматизировались, необходимо чувство ритма. Ритм является компонентом, имеющим отношение к распределению движений во времени. Развитие чувства ритма вместе с физической активностью(например, произношение слов или стихотворений под хлопки или под маршировку) улучшает речевой и двигательный центры в головном мозге. Поэтому так важно на музыкальных занятиях с детьми использовать следующие приемы:
— Сопровождение пения ритмическими движениями, такими как хлопки, притопы, покачивание.
— Использование музыкально-дидактических игр , которые помогают формировать умение слушать музыку и определять длительность звуков, ритмические рисунки. Для игр используются музыкальные игрушки и инструменты: шумелки, ложки, бубны, металлофоны.
— Упражнения с предметами . Например, упражнения с клавесами, когда нужно стучать по различным поверхностям в разных ритмах.
Следует помнить, что при работе над развитием чувства ритма важно соблюдать индивидуальный подход к каждому ребёнку и двигаться от простого к сложному.
И, конечно, на логопедических занятиях необходимо применять приемы для развития общей и мелкой моторики, при этом не забывая, что цель занятий — развитие речевой функции. Условно нелогопедические задачи будут являться подложкой для основных речевых.
Для развития общей моторики можно использовать:
— Различные балансиры (доски Бильгоу, надувные подушки), с помощью которых необходимо удерживать равновесие и проговаривать речевой материал.
— Мячи, круги, бумажные шарики, которые можно бросать в цель и автоматизировать звуки.
— Выстраивать моторные дорожки, чтобы чередовать движения, переключаться с позы на позу и выполнять артикуляционную гимнастику или автоматизировать звуки изолированно и в слогах.
— Накладывать речевой материал на движения для развития чувства ритма.
Для развития мелкой моторики применяют следующее:
— крупы и природный материал (искать картинку или фигурку с автоматизируемым звуком, перекладывать или насыпать ложкой в разные емкости для сортировки, при этом автоматизируя нужный звук);
— щипцы, пипетки для формирования щипкового захвата (перебираем мелкие предметы щипцами, капаем на салфетки цветной водой из пипетки, автоматизируя звуки или делая артикуляционную гимнастику);
— рвать или мять кусочки бумаги;
— настольные игры-балансиры (игры Бондибон);
— штриховки, раскраски и обводилки для подготовки руки к письму;
— пальчиковые гимнастики и нейрогимнастика.
Наблюдения показывают, что дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них недоступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и речевой моторики.
Хочется отметить важность комплексного подхода в коррекционной работе. Когда все специалисты и педагоги работают в команде, по всем областям образовательной программы, результаты будут достигаться быстрее и эффективнее.
Литература:
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика — Москва: Издательство АСТ, 2023.-544с.
- Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Вверх тормашками. Как вестибулярная система влияет на развитие ребенка. Диалоги невролога и логопеда — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2019.- 320с.
- Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие под редакцией Е. В. Клочковой.- М.: Теревинф,2010.-240с.
- Сорокина Н. А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.-160 с.
- https://www.artoforth.com/russian/forchildren/prevention/
- https://mczr.ru/zachem_polzat/