Конспект образовательной игровой ситуации в подготовительной группе «Сказки и легенды Кубани»
Авторы: Сутягина Оксана Анатольевна, Шустова Елена Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 03.09.2024
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
Сутягина, О. А. Конспект образовательной игровой ситуации в подготовительной группе «Сказки и легенды Кубани» / О. А. Сутягина, Е. С. Шустова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9397/ (дата обращения: 17.12.2024).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Форма организации: групповая (подгруппа воспитанников)
Цель: знакомство воспитанников с мудростью, заложенной в легендах и сказках Кубани
Программное содержание:
Обучающие задачи:
– расширять и углублять представления детей о трудолюбии людей, о родном крае, об окружающем мире.
Развивающие задачи:
– создавать условия для развития речевой активности детей
(активизировать словарь),
– развивать у детей любознательность, наблюдательность, умение размышлять, расширять кругозор,
– развивать умение строить гипотезы, делать выводы по наблюдениям.
Воспитательные задачи:
– воспитывать любовь к родному краю, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно,
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать и слышать товарища.
Планируемые результаты: формирование интереса к родному краю, развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту)».
Материалы и оборудование:
- 3 картинки, можно схематичные: горы, море, цветы для физкультминутки.
- 3 горшочка-стакана с бирками: № 1- земля сухая, росток слабый, № 2 — земля сырая, росток слабый, № 3 — земля влажная, сильный росток (нужна предварительная подготовка)
- По 3 карточки (9х3 см) на ребенка с тремя одинаковыми схемами: солнце, капля, рука. Количество карточек и цветных карандашей — по числу детей.
Ход занятия:
1. Организационный этап
Дети располагаются за общим столом.
— Здравствуйте, ребята, приглашаю вас поиграть! (обращается к первому ребенку) Ты — Аня, а ласково будет Анечка, Анюта. Теперь ты, Анечка, назови ласково соседа.
Дети по очереди называют друг друга ласковой формой имени, воспитатель помогает (Оленька, Витюша, Глебушка и т. д.)
Воспитатель обращает внимание, как это приятно и говорить, и слышать.
2. Проблемная ситуация
— А сейчас помогите мне, пожалуйста, ласково назвать слово КУБАНЬ
Правильно, Кубанюшка, Кубанушка. Кубань — это название нашего родного края. Николай Иващенко написал про него замечательное стихотворение «Мой милый край, Кубань моя».
Мой милый край, Кубань моя пшеничная,
Тебя в народе житницей зовут,
Достойной будь такого возвеличия,
Приумножая честь свою и труд.
Ты кормишь хлебом Родину большую,
Растишь пшеницу, рис, свеклу и чай!
Твои озера, реки, ширь степную
Люблю тебя красавица Кубань!
— А на что похоже слово Кубанушка? На имя. Расскажу я вам сейчас историю про девушку Кубанушку.
3. Основная часть. Получение новых знаний.
Давно это было. Тогда наш край был совсем пустым. Обходили стороной его люди: справа горы со снежными вершинами, слева бушующее море.
Так получилось, что появилась здесь семья с дочкой Кубанушкой. Идти им было некуда, решили здесь жить остаться. А девочка очень любила, чтобы было красиво. Сначала посадила она цветы, защищала их от ветров и жгучего солнца, поливала. Потом и деревья с персиками, сливами, яблоками стали давать богатые урожаи. Все больше людей приходило сюда жить. Поняли люди, что если хорошо трудиться, то будет и хлеб на полях, и сладкий виноград.
Оказался наш край не суровый и пустой, а теплый и щедрый на урожай.
Давно это было, уже никто и не помнит девочку Кубанушку, но цветущий наш край так и стали называть — Кубань.
Беседа с опорой на опыт ребенка, расширение кругозора, значение нового слова:
Чему научила нас история про Кубанушку? Мы знаем, что в сказке есть выдумка, волшебные вещи.
Как вы думаете, я вам рассказала сказку? Могло ли так быть на самом деле? Истории, которые похожи на правду и немного на сказку, называются легендами.
Постановка цели занятия. Сегодня мы знакомимся с легендами и сказками Кубани, нашей малой Родины.
Физкультминутка. ( Картинки: горы, море, цветы)
Давайте поиграем и покажем наш край:
Если я показываю горы — поднимаем руки вверх и встаем на носочки.
Показываю море — руки в стороны делаем волны. Показываю цветы — наклоняемся и касаемся руками пола.
Воспитатель показывает картинки сначала медленно, потом быстрее и следит за правильностью реакции и выполнения.
Дидактическая игра,
Дети исследуют стаканы с ростками и делают выводы, заполняя карточки.
От трудолюбивой Кубанушки я вам принесла 1 горшочек с ростком гороха (ставит 3 цветочных горшка или стаканчика, где 1 — росток с сухой землей; 2– бледный, вытянутый, с сырой землей; 3 — качественный росток)
— Согласны? Нет, почему? (тут 3 горшочка) Все правильно, но от трудолюбивой Кубанушки только один. Как вы думаете, какой? Почему вы так решили?
— У каждого есть цветной карандаш и 3 карточки-полоски. Что на них изображено? (солнце, капля, рука)
— Да, это тепло и солнечный свет, вода-полив и заботливый труд людей.
Давайте подумаем, чего растению не хватало.
Рассматриваем, трогаем стакан № 1 и работаем на карточке № 1 (сухой росток).
- Чего не хватило? Воды, зачеркните каплю на карточке. Было ли солнце? Да, обведите. Была ли забота? Нет, зачеркните руку.
- Берем карточку № 2 (вытянутый, бледный росток). Была ли вода? Да, обведите. Было ли солнце? Нет, росток бледный, он тянулся, искал солнышко. Зачеркните. Была ли забота? Нет, человек не укрыл от дождя, не прополол, поэтому растению не хватило солнца.
- Карточка № 3. Попробуйте сами проанализировать. Отметьте на карточке самостоятельно (обводят солнце, каплю, руку).
Воспитатель проверяет выполнение задания.
— Что вы отметили у третьего ростка? Почему решили, что было солнце? Как вы поняли, что был полив? Почему вы сделали вывод, что была забота человека?
На Кубани много сказок и легенд о трудолюбивых людях.
А еще про… Как вы думаете, о чем будет сказка «Казак и птицы»?
Прием смыслового чтения — предчтение:
Дети предлагают свои версии по названию. Воспитатель поощряет фантазию, удивляется, помогает сформулировать фразы.
— А сейчас мы послушаем саму сказку и проверим ваши предположения (читает сказку):
Давным-давно в одной из станиц жил казак Сашко. Он пахал землю, выращивал зерно и мечтал, что через год женится. И будет у него большая дружная семья.
Но случилась беда у соседей: остались они без хлеба. Поделился Сашко зерном, оставил себе только один мешок. Ничего, — говорит, — мне одному хватит и на караваи, и на посадку весной.
Зима выдалась снежная, холодная, даже река Кубань льдом покрылась. Но Сашко не унывает. Затопил печь, оделся в тулуп и вышел за дровами. Смотрит, а птицы-бедняжки сидят, уже не шевелятся, погибают от голода.
— Не беда, — сказал Сашко, — горсть зерна мне, горсть — птицам. Проживем! Так всю зиму и подкармливал их.
Пришла весна. Вспахал Сашко поле. А мешок пустой! Нет больше зерна, не будет еды, не будет свадьбы. Вдруг слышит шум и гам. А это птицы: голуби, воробьи и галки. Каждая летит и на вспаханное поле бросает семечко или зернышко. Вырос у Сашко к осени богатый урожай. Тут и хлеб, и томаты, и подсолнухи. Хороший хозяин Сашко! Женился наш казак, детишки появились. Хату новую поставил, а в саду на каждой яблоне по кормушке для птиц повесил.
— О чем же эта сказка? (выслушивает мнения детей) Правильно, о доброте, о помощи и взаимовыручке, о благодарности. Кого бы вы хотели в сказке похвалить и почему?
Физкультминутка. Игра средней подвижности.
— Я приглашаю вас отдохнуть и поиграть в игру «Подсолнушки».
Все дети встают в круг, держась за руки. В центре 2 игрока — Солнышко и Подсолнух.
— Как вы знаете, подсолнух все время ищет солнце и поворачивается к нему. На глазах у водящих повязки. Задача Подсолнуха — задать вопрос: «Где ты, Солнышко?» и по звуку его поймать. Солнышко отвечает: «Здесь, подсолнушек» и пытается скрыться. Если Подсолнушек поймает Солнышко, они снимают повязки и выбирают новых героев.
4. Итог, рефлексия.
У каждого народа есть свои сказки. Мы сегодня познакомились с кубанскими казачьими сказками и легендами. Какими вам запомнились герои сказок? Давайте скажем по очереди по слову: девочки говорят про Сашко, а мальчики — про Кубанушку.
Сашко: добрый, жалостливый, неунывающий, трудолюбивый, смелый, скромный.
Кубанушка: добрая, любит красоту, трудолюбивая, щедрая.
Другой вариант: воспитатель говорит качество, девочки хлопают в ладоши, если это про Сашко, мальчики — если слышат качество героини.
Литература:
- Коллектив авторов. Казачьи кубанские сказки. Электронная библиотека. https://bookscafe.net/read/narodnoe_tvorchestvo-kazachi_skazki-153962.html?ysclid=m01ojh5br672392486#p1