Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 17.08.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Обухова, Т. Г. Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи / Т. Г. Обухова, Н. В. Погребняк, Е. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 52-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9375/ (дата обращения: 16.10.2024).



Пальчиковая гимнастика способствует развитию речи, творческой деятельности. Она как бы отображает реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой гимнастики дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. При организации пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

В таблице 1 представлен тематический план использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи.

Таблица 1

Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

Использованное оборудование

1

Здравствуйте, дети!

*Знакомство с ритуалами и структурой занятия; формирование установки на ситуацию занятия.

**Создание положительного эмоционального фона; выявление актуального уровня развития детей; стимулирование общего подражания

2

Вот они, игрушки!

*Развитие зрительно–двигательной координации; развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

**Стимулирование познавательной активности детей; развитие умения соотносить реальный предмет с его изображением и использовать этот предмет по назначению; снижение мышечного тонуса рук

Киндер сюрпризы, разноцветные бусы, геометрические фигуры с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел

3

Найди пару!

*Стимулирование перцептивных действий, подражания движениям.

**Повышение тактильной чувствительности; развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; формирование соотносящих действий

Разноцветные бусы

4

Матрешки играют в прятки

*Развитие праксиса позы пальцев; формирование соотносящих действий.

**Развитие зрительно–двигательной координации; формирование указательного жеста; развитие праксиса позы пальцев; развитие восприятия величины до уровня проб и умения строить сериационные ряды по величине

Киндер сюрпризы

5

Мальчики пальчики

*Формирование шепотного захвата; обособление указательного и среднего пальцев.

**Развитие соотносящих действий, встречных движений; развитие тактильного восприятия; развитие восприятия неречевых звуков; стимулирование интереса к пальчиковым играм

Прищепки

6

Кто сказал «Мяу»?

*Формирование пинцетного захвата, указательного жеста.

**Развитие кинестетического праксиса; развитие слухового и зрительного восприятия, дифференциации по цвету; обучение соблюдению очередности; обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные»

Шнуровка

7

В зоопарке

*Развитие вращательных движений кистей рук, кинестетического праксиса.

** Развитие шепотного захвата, обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные»

Пуговицы

8

Я и моя семья

*Развитие поворотных движений кистей рук; формирование согласованности действий обеих рук.

**Развитие динамического праксиса; развитие умения соотносить предметы с их изображением; обогащение словарного запаса в рамках тем «Семья», «Мебель»

Мешочки с крупой

9

Найди свой домик!

*Развитие встречных движений кистей рук, кинетического праксиса.

**Развитие графомоторных навыков, соотносящих действий; развитие восприятия формы до уровня соотнесения

Геометрические фигуры с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел

10

Колобок

*Совершенствование зрительно–двигательной координации; развитие динамического праксиса.

**Развитие шепотного захвата; развитие восприятия формы (круг) до уровня узнавания и умения соотносить плоскостные и объемные геометрические формы (круг и шар); ознакомление со свойствами геометрических тел

Объемные геометрические формы (круг и шар)

11

Построим башню

*Развитие согласованности действий обеих рук; дифференциация левой и правой рук.

**Формирование умения сравнивать предметы по форме и величине; развитие восприятия формы (квадрат) до уровня узнавания, величины до уровня зрительного соотнесения

Геометрические фигуры с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел

12

Динь–дон

*Развитие графомоторных навыков, шепотного захвата.

**Развитие слухового восприятия; развитие восприятия формы (треугольник) до уровня узнавания

Геометрические фигуры с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел

13

Разноцветные семейки

*Развитие соотносящих и орудийных действий.

**Дифференциация левой и правой рук; формирование указательного жеста; развитие игрового взаимодействия; развитие восприятия цвета до уровня соотнесения

Резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руках

14

Даша идет на прогулку

*Формирование кругообразующих движений, развитие согласованности действий обеих рук.

**Развитие динамического праксиса, шепотного захвата; развитие восприятия красного цвета на уровне узнавания

Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке

15

День рождения Маши

*Развитие динамического праксиса, совершенствование указательного жеста.

**Развитие соотносящих действий; согласование действий обеих рук; развитие слухового восприятия; развитие восприятия синего цвета до уровня узнавания

Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке

16

В гости к ежику

*Развитие соотносящих действий, увеличение мышечной силы кистей рук.

**Развитие согласованности действий обеих рук; закрепление указательного жеста; развитие восприятия желтого цвета до уровня узнавания

Лесные шишки

17

Бусы для куклы

* Развитие графомоторных навыков, соотносящих действий.

**Развитие щепотного захвата, пинцетного захвата, мышечной силы пальцев рук; развитие восприятия зеленого цвета до уровня узнавания

Деревянные бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла

18

Радуга

*Обособление большого и указательного пальцев; развитие поворотных движений кистей рук.

**Выявление динамики развития мелкой моторики и сенсорных представлений

Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке

Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть (3–4 минуты) включала в себя ритуал приветствия, игры в круге на подражание, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики.

Основная часть длится 10 минут. Она включает в себя 6–7 видов упражнений. В этой части занятия проводятся пальчиковые игры, направленные на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, внимания, речи, мышления, с использованием сюжетов на лексические темы; упражнения на развитие мелкой моторики рук с предметами и без предметов; работа с сенсорным экраном для закрепления изученных свойств предметов. Сюда же входили игры с самостоятельным выбором и использованием автодидактических игрушек.

На заключительную часть отводится 1–2 минуты, в течение которых проводился ритуал окончания занятия.

Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет маленьким детям быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствии с ними.

Каждый момент занятия имел свою цель и специфику проведения:

Цель ритуала приветствия — установление контакта и положительного эмоционального фона занятия.

Цель ритуала прощания — логическое завершение занятия и подведение итогов через проговаривание положительных моментов занятия. Ритуалы приветствия и прощания облачены в стихотворную форму, либо включали музыкальное сопровождение.

Цель игр в круге — сплочение участников; двигательная разминка; активизация психических процессов у ребенка; развитие подражания, внимания, координации движений. Специфика данного момента заключалась в том, что эти игры заранее были подобраны. Игра могла повторяться 2–3 занятия или проводиться по требованию детей.

Пальчиковая гимнастика проводится с целью развития праксиса, увеличения амплитуды движений пальцев, формирования указательного жеста, обособления каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Вначале — по подражанию действиям взрослого, а затем — в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы — представления.

На данном этапе используются различные игры–сценки. Например, комплекс игр «Мяу, Му, Гав и другие» (таблица 2).

Таблица 2

Комплекс игр «Мяу, Му, Гав и другие»

Наименование игры

Содержание

Примечание

1. «Целый день паслись у сосен две подружки — Me и Му»

Правую ладонь ставится на стол. Указательный, большой, безымянный пальцы и мизинец упираются в столешницу, средний палец — это голова коровы. Можно ее наклонить или поднять. После можно приставить указательные пальцы обеих рук к голове и помычать

2. «Мяу грел бочок на солнце»

Большой палец и мизинчик ребенка подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони (мордочка кота). Взрослый гладил «головку» у «котика», а он от удовольствия выпускал коготки — ручки ребенка становились лапками кота, как это показано на рисунке, — и он «точил» их о стол (коленки, диван)

3. «Кря купался рядом в речке»

Пальцы вытягиваются вперед и прижимаются друг к другу. Указательный пальчик сгибается и упирается в большой палец. Ритмично то разъединять, то соединять кончики указательного и большого пальцев

4. «Кукареку песни пел»

Указательный и большой пальцы соединяются подушечками (клюв петуха), остальные пальцы направляются вверх и разведятся в стороны (гребешок)

5. «Гав валялся на крылечке»

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Мизинец попеременно опускается и поднимается (пес лает)

6. «Хрю под кустиком сопел»

Дети подносят ладошки к макушке, показывая ушки свинки.

А теперь, дружок, напомни,

Назови по именам

Тех, кто в этот жаркий поддень

На глаза попался нам

В заключении пальчиковой гимнастики педагог просит детей вспомнить всех, кто встретился им в этом стихотворении, и снова изобразить всех животных пальчиками, показать, как они говорят.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое. Помимо развития речи и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом, направлены на решение следующих задач:

— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

— развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

— развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Пассивная гимнастика представляет собой массаж кистей рук взрослым: поглаживание, растирание, вибрация. Массаж кистей рук взрослым не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно. При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, оно должно быть легким. При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка. Взрослый выполняет упражнения в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксирует руку ребенка, сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.

К активной гимнастике относится самомассаж рук самого ребенка. Ребенок самостоятельно под контролем или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения. Повторяется самомассаж пальчиков обеих рук в течение 1–2 минут, заканчивается поглаживающими движениями.

Цель массажа кистей и пальцев рук — снижение тонуса мышц рук у детей, расширение объема мелких движений кистей и пальцев рук, формирование согласованных движений обеих рук. Он проводится с помощью различных массажеров («Каштан», «Су–Джок», «Ежик», «Дикий огурец»), круглых расчесок–щеток для волос, шишек, грецких орехов, со стихотворным сопровождением и без него (рис. 1).

Массаж с шишкой

Рис. 1. Массаж с шишкой

Массажер «Ежик» с виду — разноцветный шарик с острыми шипами. Дети катали его между ладонями. Его остроконечные выступы воздействовали на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, повышая общий тонус организма.

Массажер «Су Джок» — массажное кольцо, которое надевается на определенный палец руки, его интенсивно передвигают по всему пальцу или по его части. Каждый палец массируется несколько секунд. Так как массажеры представляли из себя яркие кольца, детям очень нравилось с ними работать.

Массажный мяч «Дикий огурец» по форму напоминает огурец, но на поверхности расположены тонкие «шипы». Он предназначен для упражнений на развитие движений и тактильного восприятия. Способствует развитию координации движений, уверенности в себе, улучшению эмоционального фона.

Цель использования специальных тренажеров на развитие речи определяется назначением тренажера. Например, с помощью тренажера «Лабиринт» развивается зрительно–двигательная координация, формируется щепотный и пинцетный захваты и соотносящие действия.

Помимо указанной пальчиковой гимнастики, массажеров и тренажеров использовалось различное оборудование. Например, крупяные ванночки, которые представляют собой емкость (тарелочки, мисочки), наполненные крупами или бобовыми. Опуская в них ручки, дети знакомятся с фактурой круп и получают новые тактильные ощущения.

Совместные игры с предметами с введением сюрпризных моментов проводятся с целью сплочения детей, обучения их способам игрового взаимодействия, стимулирования самостоятельной сюжетной игры, закрепления способов и приемов действий с предметами. На данном этапе проводится следующая пальчиковая гимнастика — игры с различными предметами: счетными палочками, соломкой для коктейля, крупой, фасолью, семечками, бусинками, шнуровками, прищепками, камушками Марблс, трафаретами и т. д. Например, может использоваться пальчиковая гимнастика «Разноцветные прищепки». Суть гимнастики состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, прищепки прикреплялись по тематике, то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле (рис. 2).

Игра «Разноцветные прищепки» Игра «Разноцветные прищепки» Игра «Разноцветные прищепки»

Рис. 2. Игра «Разноцветные прищепки»

Гимнастика с игрушками–вкладышами способствует развитию речи, мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия (рис. 3).

Игры с игрушками-вкладышами

Рис. 3. Игры с игрушками-вкладышами

При проведении пальчиковой гимнастики необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

— перед игрой необходимо с детьми обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

— перед началом упражнений нужно разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;

— все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;

— выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой;

— при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;

— во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

— нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;

— все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям. Развитие мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого.

Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы [10, с. 37]:

— наглядный метод работы — показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;

— словесный метод работы — проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;

— практический метод работы — пальчиковая игра.

Использование данных методов дает положительный результат: улучшение качества речи детей, развитие мелкой моторики рук детей. развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание, развитие эмоциональной сферы детей.

В процессе использования пальчиковой гимнастики как средства коррекции нарушений применяются многообразные интересные приемы проведения занятий, соблюден физиологичный принцип последовательности (от простого к сложному). Каждое занятие проводятся в три этапа: подготовительная, основная, заключительная части. При этом от занятия к занятию подбираются все более увлекательные в содержательном, познавательном и эмоциональном виде, развивающие математическое мышление и связную речь, так как ребенку приходиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений с сопровождение звуков, рассказов или стишков. А упражнения, выполненные с ритмичными движениями пальцами, возбуждают речевой центр головного мозга, регулирующий согласованность деятельности речевых зон с другими зонами (развивается мозг и речь). Второй принцип: положительный эмоциональный фон занятий. Он способствует формированию взаимопонимания между ребенком и педагогом (подражая, учится слышать и понимать смысл речи, повышает речевая активность). Занятия проводятся с учетом желания детей. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов, оказывается, при необходимости, помощь.

Достижения, успехи оцениваются и направляются педагогом на дальнейшее развитие умений детей. Педагог следит за физическим и эмоциональным самочувствием детей, использует комплекс упражнений наиболее эффективный для определенного вида деятельности (зарядка, занятие, прогулка). Контролирует правильность соблюдения исполнения приемов упражнений. Анализирует результаты проведения занятий пальчиковой гимнастики уровнем развития связной речи и мышления у детей. Подбирает комплексы с учетом возрастных особенностей школьников, степенью гибкости, пластичности и амплитуды суставов рук.

Литература:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников — М., 2011. 140 с.

2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют. СПб.: «Паритет», 2013. 144 с.

3. Волина В. В. Учимся, играя. М.: Новая школа, 2014. 120 с.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. 342 с.

5. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма–Пресс», 2011. 190 с.

6. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: 2013. 129 с.

7. Лотарев А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., «Академия», 2012. 130 с.

8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Школьная пресса, 2016. 185 с.

9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма–Пресс», 2011. 159 с.

10. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 2014. 165 с.

Похожие статьи

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Методы и приёмы в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психоречевого развития

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Похожие статьи

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Методы и приёмы в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психоречевого развития

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Задать вопрос