Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы общеразвивающей направленности на тему «Божья коровка для мамы»
Автор: Хряпкина Ирина Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 19.08.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Хряпкина, И. Н. Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы общеразвивающей направленности на тему «Божья коровка для мамы» / И. Н. Хряпкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9374/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цели: Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям (добро, любовь, трудолюбие, уважение, забота); способствовать воспитанию бережного отношения к самым близким людям, формированию потребности радовать их добрыми делами, привлечь к изготовлению подарка для мамы.
Программные задачи:
— формировать умение детей составлять описательный рассказ о маме по графической схеме;
— познакомить детей с притчей «Божья коровка»;
— учить наносить пластилин на полукруглый предмет; самостоятельно доводить изделие до задуманного образа;
— продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал (половинка скорлупы грецкого ореха) с пластилином;
— обогащать словарный запас детей на основе подбора слов, наиболее точно обозначающих характерные черты матери, а также на основе углубления представлений о профессиях мам;
— совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушать собеседника, проявлять доброжелательность во время беседы);
— развивать внимание, наблюдательность, познавательный интерес;
— развивать творческие способности детей;
— формировать доброжелательное отношение к окружающему миру и людям;
— формировать желание изготавливать поделки своими руками для своих близких людей;
— воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам.
Методы и приёмы:
— словесные: рассказ, объяснение, беседа, вопросы к детям, актуализация раннее полученных знаний, поэтическое и прозаическое произведение;
— наглядные: показ, наглядное моделирование, иллюстрирование;
— практического обучения: творческие действия, дидактические игры, пальчиковая игра.
— Материалы и оборудование:
— демонстрационный материал: фигурки насекомых, коврограф, поделка-образец «божья коровка», слайд презентации с изображением графической схемы;
— раздаточный материал: половинка скорлупы грецкого ореха, пластилин, стека, картонка-подставка, салфетки, дощечка для лепки на каждого ребёнка;
— оборудование: зеркало, деревянная подставка для детских работ, мяч, интерактивная доска, ноутбук.
Ход
I . Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.
Воспитатель. — Очень скоро восьмого марта вся страна будет отмечать замечательный праздник. Чей это праздник? (Всех женщин).
Воспитатель. — А вы любите своих мам? (Да).
II . Актуализация опыта участников деятельности
— Мама самый близкий человек на земле, самый родной.
Познакомьте меня со своими мамами.
Дидактическая игра с мячом « Моя мама самая …»
Воспитатель. — Подберите слово о том, какая ваша мама. Отвечайте полным предложением.
(Воспитатель первый подбрасывает мяч, ловит сам и говорит о своей маме, затем каждый ребенок называет слово , отвечает полным предложением ).
Моя мама самая … умная, заботливая, добрая, ласковая, нежная.
Воспитатель. — Столько хороших слов сказали о маме! Они у нас самые лучшие!
Дидактическая игра « Кем работает мама ?»
У мам разные профессии. Кем работает твоя мама? ( Ответы детей ).
— Ребята, угадайте, кем работает мама, если она:
Разносит почту … почтальон;
шьет одежду … швея,
готовит еду … повар;
учит детей … учитель;
воспитывает детей … воспитатель;
лечит людей … врач;
стрижет людей … парикмахер;
работает в магазине … продавец.
Воспитатель. — Да, ребята! «Мамы разные нужны, Мамы всякие важны».
— Ребята, пришло время поближе познакомиться с вашими мамами.
Расскажите, какие они. Поможет вам в этом опорная схема. (Показ схемы на экране).
Сначала я расскажу о своей маме (воспитатель даёт образец рассказа вместе с вопросом).
— Как зовут маму? — Мою маму зовут Татьяна Ивановна.
— Как выглядит мама? — У моей мамы темные волосы, серые глаза.
— За что ты любишь маму? — Я очень люблю свою маму, потому что она добрая и ласковая.
— Что она делает по дому? — Мама вкусно готовит, убирает в квартире, заботится обо мне .
— Как ты ей помогаешь? — Я всегда помогаю маме : убираю игрушки , вытираю пыль .
— Что ты ей пожелаешь в праздник? — Я скажу маме, что очень её люблю, обниму и поцелую .
— Кто хочет рассказать о своей маме?
(Выслушиваются рассказы 3–4 детей).
Воспитатель. — Девочки и мальчики, вы так интересно рассказывали, что стало всем понятно какие у нас с вами самые замечательные мамы на свете! Вы, наверное, знаете, что на праздник принято дарить подарки. Чтобы вы хотели подарить своей маме? (Ответы детей).
Воспитатель. — Ребятки, а я знаю детей, которые сделали божью коровку. Вот такую. (Показ выполненной поделки-образца. Дети рассматривают поделку божью коровку из половинки ореховой скорлупы и пластилина).
Воспитатель. — Какого цвета божья коровка? (Красная). Какой формы спинка? (Круглая). Какой формы головка? (Полукруг). Где находится головка? (Впереди). Сколько лапок? (Шесть). Где расположены лапки? (С правой и с левой стороны на туловище). Сколько точек на спинке у божьей коровки? (Семь). Какого цвета у Божьей коровки точечки? (Черного). У божьей коровки есть крылья? (Да).
Воспитатель. — Говорят, что если она сядет на ладонь, это принесет удачу. Покажите свою ладошку.
(Дети поочередно держат божью коровку на ладошке).
Воспитатель. — Ребята, а откуда у неё такое красивое название и почему она красного цвета? (Ответы детей).
Воспитатель. — А хотите узнать? (Ответы детей).
Воспитатель. — Для этого нам нужно превратиться в пчелок и полететь на лужок, чтобы послушать удивительную историю.
(Проводится физкультминутка).
Нам пчелам работать целый день (стать в круг)
Не трудно и занятно. (Руки развести в стороны)
Мы облетаем все цветы, (взмахи рук)
Пыльцу собрать приятно. (Хлопать в ладоши)
Соты плотно утрамбуем, (топать ногами)
Нанесли нектар в наш улей. (Поднять руки вверх)
Летом постараемся, (погрозить пальчиком)
Зимой медком питаемся. (Погладить живот)
Воспитатель. — Вот мы и превратились в пчелок, будем слушать удивительную историю. Сядьте удобно в круг.
Дети садятся на ковре. Воспитатель рассказывает притчу «Божья коровка» (рассказ сопровождает действиями по тексту: прикрепляет фигурки насекомых, запускает солнечного зайчика).
Притча «Божья коровка».
— Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые гордились своими яркими цветами и не обращали на нее никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром ее погладил солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что ее кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей: — Спасибо, ты спасла нас!
Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили ее и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят ее полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим.
Воспитатель. — Вот такая удивительная история произошла с маленькой букашечкой.
— Ребята, вам понравилась эта история? (Ответы детей).
(Воспитатель проводит беседу по притче).
Какая была букашечка в начале? Как ей жилось? Кто и как ей помог? Как она отблагодарила за любовь? Какого цвета стала букашечка и почему? Почему ее стали называть «божьей коровкой»? Как вы думаете, эта история о божьей коровке добрая? Почему? Какие добрые поступки вы знаете? А какие добрые дела делаете вы?
(Воспитатель внимательно выслушивает ответы детей, помогает подбирать правильные слова).
Воспитатель. — Молодцы! Теперь пчелки, нам пора снова превращаться в мальчиков и девочек. «Вправо, влево повернись и в ребяток превратись»! Ну вот, мы опять ребятки.
Воспитатель. — Из этой притчи мы узнали, что «божья коровка» может исполнять желания. Чтобы исполнились желания ваших мам, предлагаю совершить доброе дело, сделать божью коровку в подарок для мамы. Вы согласны? (Ответы детей).
III . Организация продуктивной самостоятельная деятельность детей.
(Дети подходят к столам).
Воспитатель. — Вы сами знаете, как сделать божью коровку? (Ответы детей). А что нужно сделать, чтобы узнать? (Ответы детей).
Воспитатель. — Тогда послушайте и посмотрите внимательно, я расскажу, как будем делать божью коровку из комочков красного и черного пластилина и половинки скорлупы грецкого ореха.
(Дети повторяют за воспитателем механизм изготовления божьей коровки).
Возьмем красный пластилин, раскатаем между ладонями шарик, придавим ладошками, получился тонкий кружок. Накладываем его сверху на скорлупу и примазываем к скорлупе. Примазываем края, получилась красная спинка.
Теперь берём черный пластилин. Раскатываем между ладонями столбик, кладём на дощечку. Разделяем стекой столбик на три одинаковые части. Две части кладём на дощечку, одну оставляем и между ладошками раскатываем шарик. Придавим шарик к передней части скорлупы, получилась полукруглая головка.
Дальше будем делать ножки. Раскатываем из второго кусочка черного пластилина тонкую колбаску. Кладем её на доску и стекой делим на три одинаковые части, и каждую часть разделим пополам.
Прикрепим ножки к нижней части туловища, справа и слева от головки по одной. Чуть отступим, ещё справа и слева прикрепим по одной ножке. И ещё по одной ножке ближе к задней части туловища.
Из последнего черного кусочка сделаем точки. Отщипываем маленькие кусочки, раскатываем между пальчиками маленькие шарики, сдавливаем двумя пальчиками и прикрепляем точки к спинке вверху на серединке, делаем точки справа и слева на спинке, ближе к серединке, и две точки в задней части спинки. Положим готовую божью коровку на картонную подставку.
Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»
Мы коровки божьи, на солнышко похожие (Сжимать и разжимать кулачки).
Костюмчик красный с чёрными точками, у мамы с дочкой, у папы с сыночком. (Загибать пальцы правой руки по порядку).
По цветочкам гуляем, забот не знаем. (Пальчиками обеих рук шагать по столу).
Крылышки раскрываем, на небо улетаем. (Хлопать в ладоши).
Воспитатель. — Можно приступать к работе. (Во время лепки воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь).
IV . Рефлексия участниками образовательной деятельности.
Воспитатель. Берёт в руки свою божью коровку. — Конечно, самое дорогое для мамы это наша любовь, уважение и забота. У вас получились замечательные божьи коровки. Какие слова вы скажете маме, когда будете вручать подарок? (Ответы детей).
Воспитатель. — Возьмите свою божью коровку вместе с подставкой и посадите на полянку. (Дети относят свои поделки на общую подставку).
V . Обобщение воспитателя.
Воспитатель. — Ребята, вы были внимательными и поэтому ваши божьи коровки получились как живые. Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? (Говорили о доброте, рассказывали о маме, о божьей коровке).
— Какое доброе дело сделали? (Подарок для мамы).
— Что нового вы узнали? (Узнали какие наши мамы. Послушали притчу о божьей коровке, почему она красная).
— Чему научились? (Научились составлять рассказ о маме по схеме, поздравлять маму с праздником).
— Что ещё хотели бы узнать? (Выслушиваются ответы детей).
Литература:
- Божья коровка. Притча для детей. — Текст: электронный // Притчи.ру: [сайт]. — URL: https://pritchi.ru/id_9030?cookie_control=1 (дата обращения: 10.08.2024).
- Гранова А. А. «Развитие речи детей старшей группы (с использованием метода наглядного моделирования)» — Минск: Зорны Верасок, 2017–111 с.
- Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5–6 лет. Сценарии занятий». — М.: Мозаика — Синтез, 2017–80 с.
- Хряпкина, И. Н. Конспект НОД «Божья коровка для мамы» в старшей группе / И. Н. Хряпкина. — Текст: электронный // Урок.РФ: [сайт]. —URL:https://xn--j1ahfl.xn p1ai/library/bozhya_korovka_dlya_mami_112110. html (дата обращения: 10.08.2024).