Моторное развитие у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Викулина Оксана Анатольевна, Коваленко Евгения Сергеевна, Хабибулина Наталья Петровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 10.07.2024
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Викулина, О. А. Моторное развитие у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Викулина, Е. С. Коваленко, Н. П. Хабибулина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9341/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье исследуются основы моторного развития у детей раннего возраста с ОВЗ.
Ключевые слова: моторика, игры, особенности.
На сегодняшний день в обществе остро просматривается проблема ухудшения здоровья детей, начиная уже с раннего возраста, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство — прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.
В медицинской энциклопедии дано понятие « моторика — это двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей».
Моторика человека (от лат. Motus — движение), совокупность анатомо-физиологических механизмов, осуществляющих двигательные функции.
Моторное развитие является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.
Задержка моторного развития у детей раннего возраста проявляется, в том, что у ребенка в соответствии с возрастными границами не сформировались определённые навыки, которыми он должен владеть уже в совершенстве. Это и есть сигнал для беспокойства.
О том, что проблема не всегда выявляется сразу есть несколько причин.
Первая причина в том, что молодые родители не всегда замечают, как развивается их ребенок согласно моторным показателям. Следующая причина в том, что бабушки дают молодым родителям не всегда верные советы: «Брат твой вообще не ползал, сразу начал ходить», «Не все дети сразу держат голову, подожди и вы будете держать», «Я вот всю жизнь хожу на носочках и ничего страшного» и т. д.
Наблюдая за моторным развитием детей раннего возраста, главная задача родителей своевременно увидеть проблему: не поднимает голову, не переворачивается, не сидит к шести месяцам, не полз к девяти месяцам, и к году не пытается встать на ноги и не ходит, как берет столовые приборы и т. д. Данные сигналы о выявленной проблеме в первую очередь должны сообщаться участковому педиатру, который далее направляет для уточнения возникшей проблемы к более узконаправленному специалисту.
Согласно А. Р. Лурия, И. П. Павлову, И. М. Сеченову, М. М. Кольцовой ребёнок, нормально развивающийся в моторном отношении, проходит несколько этапов. Моторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий.
Педагогам и родителям можно использовать такие игры и упражнения по моторному развитию у детей раннего возраста:
«ПОЙМАЙ МЯЧ»
Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.
Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.
Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.
«МЫ ПОПЛЯШЕМ»
Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.
Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.
«ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»
Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие), сосуд прозрачный, поднос.
Методические рекомендации: педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.
Усложнение: правой и левой рукой поочередно.
«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»
Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук).
Методические рекомендации: педагог хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, с м. Таблицу 1 , и побуждает ребенка к ответным действиям.
Таблица 1
Стихотворный текст
«Ладушки-ладушки! Где были? — У бабушки! Ладушки-ладошки Звонкие хлопошки! Где вы бывали? Что вы видали? |
Рылись мы в песочке, Пекли пирожочки. Вот-так, вот-так Пекли пирожочки. |
«БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ»
Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если «большие ноги», то передвигаем медленно и сопровождаем словами: «Большие ноги шли по дороге». Если говорим быстрее — «маленькие ножки бежали по дорожке» (пальцы двигаются быстрее).
Литература:
- Берданская, М. Э. Критерии развития детей раннего возраста/ М. Э. Берданская, О. Е. Громова // Научно практический журнал. — 2003. — № 3, с. 108–116.
- Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 72 с. 5.
- Волосовец Т. В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Дефектология. — 2003. — № 4. — С.4–7. 6.
- Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов / Под ред. Т. И. Оверчук. — СПб.: Детство — Пресс, 2003. — 220 с.
- Воспитание и развитие детей от 2 года до 3 лет: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. — М.: Просвещение, 2007.
- Воспитание детей раннего возраста. Методические рекомнедации к программе «Кроха»/ под ред. Г. Г. Григорьевой. — Н. Новгород. — 1997
- Кроха: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева. — М.: Просвещение, 2007.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии/ Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 128 с.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991.
- Лисина.М. И. Проблема онтогенеза общения. — М. 1986.
- Нарушение речи у дошкольников. // Под. ред.Р. А. Белова-Давыдова, — М., 1997.
- Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции. Москва, 18–19 февраля 2003 г. / Сост. Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвызян. — М.: Полиграф-сервис, 2003.
- Щелованов Н. М. Предисловие // Ш. Бюлер, Г. Гетцер. Диагностика нервно — психического развития детей раннего возраста. — М., 1935, с.15–16.
- Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. — СПб: Речь, 2005.
Похожие статьи
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.
Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов
В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития
В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...
Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями развития.
Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией
Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.
Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития
В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).
Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития
В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.
Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР
Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.
Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии
В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Похожие статьи
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.
Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.
Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов
В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития
В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...
Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями развития.
Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией
Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.
Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития
В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).
Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития
В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.
Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР
Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.
Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии
В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.