Моторное развитие у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.07.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Викулина, О. А. Моторное развитие у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Викулина, Е. С. Коваленко, Н. П. Хабибулина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9341/ (дата обращения: 18.07.2024).

Препринт статьи



В статье исследуются основы моторного развития у детей раннего возраста с ОВЗ.

Ключевые слова: моторика, игры, особенности.

На сегодняшний день в обществе остро просматривается проблема ухудшения здоровья детей, начиная уже с раннего возраста, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство — прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

В медицинской энциклопедии дано понятие « моторика — это двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей».

Моторика человека (от лат. Motus — движение), совокупность анатомо-физиологических механизмов, осуществляющих двигательные функции.

Моторное развитие является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Задержка моторного развития у детей раннего возраста проявляется, в том, что у ребенка в соответствии с возрастными границами не сформировались определённые навыки, которыми он должен владеть уже в совершенстве. Это и есть сигнал для беспокойства.

О том, что проблема не всегда выявляется сразу есть несколько причин.

Первая причина в том, что молодые родители не всегда замечают, как развивается их ребенок согласно моторным показателям. Следующая причина в том, что бабушки дают молодым родителям не всегда верные советы: «Брат твой вообще не ползал, сразу начал ходить», «Не все дети сразу держат голову, подожди и вы будете держать», «Я вот всю жизнь хожу на носочках и ничего страшного» и т. д.

Наблюдая за моторным развитием детей раннего возраста, главная задача родителей своевременно увидеть проблему: не поднимает голову, не переворачивается, не сидит к шести месяцам, не полз к девяти месяцам, и к году не пытается встать на ноги и не ходит, как берет столовые приборы и т. д. Данные сигналы о выявленной проблеме в первую очередь должны сообщаться участковому педиатру, который далее направляет для уточнения возникшей проблемы к более узконаправленному специалисту.

Согласно А. Р. Лурия, И. П. Павлову, И. М. Сеченову, М. М. Кольцовой ребёнок, нормально развивающийся в моторном отношении, проходит несколько этапов. Моторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий.

Педагогам и родителям можно использовать такие игры и упражнения по моторному развитию у детей раннего возраста:

«ПОЙМАЙ МЯЧ»

Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.

Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.

Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.

«МЫ ПОПЛЯШЕМ»

Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.

Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.

«ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»

Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие), сосуд прозрачный, поднос.

Методические рекомендации: педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.

Усложнение: правой и левой рукой поочередно.

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук).

Методические рекомендации: педагог хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, с м. Таблицу 1 , и побуждает ребенка к ответным действиям.

Таблица 1

Стихотворный текст

«Ладушки-ладушки!

Где были? — У бабушки!

Ладушки-ладошки

Звонкие хлопошки!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Рылись мы в песочке,

Пекли пирожочки.

Вот-так, вот-так

Пекли пирожочки.

«БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ»

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если «большие ноги», то передвигаем медленно и сопровождаем словами: «Большие ноги шли по дороге». Если говорим быстрее — «маленькие ножки бежали по дорожке» (пальцы двигаются быстрее).

Литература:

  1. Берданская, М. Э. Критерии развития детей раннего возраста/ М. Э. Берданская, О. Е. Громова // Научно практический журнал. — 2003. — № 3, с. 108–116.
  2. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 72 с. 5.
  3. Волосовец Т. В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Дефектология. — 2003. — № 4. — С.4–7. 6.
  4. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов / Под ред. Т. И. Оверчук. — СПб.: Детство — Пресс, 2003. — 220 с.
  5. Воспитание и развитие детей от 2 года до 3 лет: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. — М.: Просвещение, 2007.
  6. Воспитание детей раннего возраста. Методические рекомнедации к программе «Кроха»/ под ред. Г. Г. Григорьевой. — Н. Новгород. — 1997
  7. Кроха: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева. — М.: Просвещение, 2007.
  8. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии/ Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 128 с.
  9. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
  10. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991.
  11. Лисина.М. И. Проблема онтогенеза общения. — М. 1986.
  12. Нарушение речи у дошкольников. // Под. ред.Р. А. Белова-Давыдова, — М., 1997.
  13. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции. Москва, 18–19 февраля 2003 г. / Сост. Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвызян. — М.: Полиграф-сервис, 2003.
  14. Щелованов Н. М. Предисловие // Ш. Бюлер, Г. Гетцер. Диагностика нервно — психического развития детей раннего возраста. — М., 1935, с.15–16.
  15. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. — СПб: Речь, 2005.
Задать вопрос