Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественному творчеству «Осень золотая»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Поделиться
Библиографическое описание
Лихотина, В. В. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественному творчеству «Осень золотая» / В. В. Лихотина, С. Н. Поторопина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9146/.


Цель : закрепление и обогащение знаний детей о временах года (осень).

Задачи:

Образовательные:

продолжать обобщать знания детей о признаках осени;

— закреплять названия осенних месяцев и их последовательность;

— совершенствовать умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос и отвечать на него;

— познакомить с новым видом изобразительной техники — «печать листьями».

Коррекционно-развивающие:

— развивать зрительное и слуховое внимание, память, восприятие;

— развивать познавательные процессы при выполнении заданий;

— обогащать и развивать словарь по теме;

— развивать мелкую моторику рук;

— закреплять умение аккуратно использовать краску при работе.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к занятиям, умению работать самостоятельно;

— пробуждать интерес к материалу через игру;

— воспитывать положительное отношение к учебной деятельности с использованием мультимедийного оборудования;

— воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени;

— воспитывать интерес к процессу рисования;

— —развивать коммуникативные навыки — желание совместно выполнять задания и получать результат.

Оборудование: ноутбук или компьютер с мультимедийным оборудованием.

Материал: Аудиозапись «Времена года», иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, листья разных деревьев, альбомные листы, гуашь, клеёнки, салфетки, кисти, баночки с водой.

Ход занятия

Вводная часть

Звучит музыка «Времена года» «Осень», дети входят в группу их встречает дефектолог. Садятся на свои места. (Слайд 1)

Дефектолог: Мы начинаем наше занятие. Ребята, садитесь на стульчики, готовы? Тогда отгадайте загадку. Когда это бывает?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья! (Слайд 2)

— Осень.

Дефектолог: Правильно, ребята, это осень. Сегодня на занятии мы снова поговорим об осени. (Слайд 3)

Осень достала краски, Ей много покрасить нужно:

Листья — желтым и красным, Серым — небо и лужи. (Анжела Берлова)

Основная часть

Дефектолог: Осень бывает разная. Какая она вначале? (Слайд 4)

— Красивая, теплая… (показ иллюстрации с изображением ранней осени)

Дефектолог: Ранняя осень вызывает у нас радостные, теплые чувства.

Потом деревья раскрашиваются желтыми и красными красками. Лес становится сказочно красивым — это золотая осень (показ иллюстрации с изображением золотой осени) .

А затем наступает поздняя осень (показ иллюстрации с изображением поздней осени) . Листья темнеют, опадают, оголив деревья. Все чаще льют дожди. Природа готовится к зимнему сну.

Дефектолог: Ребята, давайте вспомним и назовем осенние месяцы.

— Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Слайд 5)

Дефектолог: Какой сейчас месяц?

— Ноябрь. (Слайд 6)

Дефектолог: Верно, сейчас месяц ноябрь. Это последний месяц осени. А какое время года наступит после осени?

— Зима. (Слайд 7)

Дефектолог: Правильно, ребята, зима. Зимой выпадет снег, на улице станет от снега светлее и холоднее.

Дефектолог: А какое время года было перед осенью?

— Лето. (Слайд 8)

Дефектолог: Правильно, лето. Было летом тепло, мы ходили с вами в футболках и шортах.

Дефектолог:(Слайд 9) Ребята, что же происходит с деревьями осенью?

— Деревья осенью очень красивые, в ярком наряде.

Дефектолог: Конечно, ребята, деревья раскрашиваются желтыми и красными красками. Они становятся разноцветными и очень красивыми.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Дефектолог: Ребята, давайте с вами немного отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику. Подуйте на листочки на дереве и увидите листопад. (Слайд 10). Дуем сильнее, еще сильнее. Смотрите, как полетели все листочки с дерева. А теперь подуем на свои листочки.

Дефектолог: (Слайд 11) А как ведут себя животные осенью? Что они делают?

— Осенью животные готовятся к самому суровому времени года.

Дефектолог: Да. Верно, ребята. Лесные звери тоже начинают готовиться к зиме. Некоторые из них начинают много кушать, чтобы у них под шкуркой образовался жирок, который хорошо согреет зверя в зимнюю стужу. Например — медведи и барсуки. (Слайд 12) Многие обитатели леса делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жильё. Осенью у многих животных начинается линька — у них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску. (Слайд 13) Осенью многие птицы улетают на юг — в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, птицам нечего есть — исчезают насекомые и растения — трава и листья деревьев. (Слайд 14)

Игра «Осенняя одежда»

Дефектолог: Ребята, какая погода осенью?

— Холодно, сыро, грязно.

Дефектолог: Да, осенью становится холодно, часто идет дождь и становится сыро и грязно. Предлагаю вам поиграть и все карточки собрать.

(дети встают полукругом у стола)

(На столе лежат игровое поле и карточки на липучках с изображением одежды осенней и летней, нужно выбрать осеннюю одежду и прикрепить на лист).

Дефектолог: Молодцы, ребята, вы правильно подобрали осеннюю одежду. На столе остались карточки только с летней одеждой, они нам не подходят.

Дефектолог: (Слайд 15) Ребята, у меня для вас есть еще одна игра «Осенние слова». Давайте выберем слова, которые характеризуют осень.

Дождливая (Да), Снежная (Нет), Золотая (Да), Урожайная (Да), Жаркая (Нет).

Дефектолог: Правильно, ребята, осень яркая, золотая, красочная благодаря разноцветным листьям. Листья осенью из зеленых превращаются в желтые, красные, оранжевые.

Заключительная часть

Дети встают полукругом. Слушают рассказ воспитателя.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление , когда с деревьев опадают листья?

Это листопад .

Воспитатель : Давайте представим, что мы с вами листочки.

Физкультминутка «Осенние листочки»

Мы — листики осенние на веточках сидим. Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на стулья тихо сели.

Воспитатель : Сегодня мы с вами будем рисовать осенние листья, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики — мы будем ими печатать.Но перед тем, как мы приступим к рисованию, разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Тили- тали, тили- тали, Кисточки мы все катали,

Кисточки мы все катали И деревья называли:

Берёза, дуб, рябина, клён, осина.

Практическая часть .

  1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (жёлтой, красной и др.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на клеёнке.
  2. Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным.
  3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
  4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции. Воспитатель выполняет показ изображения.

Дети приступают к самостоятельному выполнению работы.

Воспитатель дает индивидуальные указания, подсказки.

Рефлексия Воспитатель оформляет выставку работ на магнитной доске.

Воспитатель : Какая чудесная осенняя полянка у нас получилась!

Дети, вам нравится? Мне очень нравится. Теперь вы знаете, что листиками можно еще и рисовать!

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный