Формирование предпосылок финансовой грамотности через игры, созданные руками детей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.

Дата публикации: 20.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Холод, Н. Н. Формирование предпосылок финансовой грамотности через игры, созданные руками детей / Н. Н. Холод. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9301/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



Статья описывает опыт создания и развития финансовых игр для дошкольников. Автор, воспитатель детского сада, решила использовать игру в качестве инструмента для обучения детей финансовой грамотности. В группе был создан центр финансовой грамотности, в котором размещались игры, книги и материалы, а также ребята сами создавали финансовые игры. Автор заметила, что в процессе игры дети меняют правила и результат, что стало стимулом для создания новых игр. Ребята сами рисовали поле, изображали улицы своего села и создавали свою валюту. Статья также описывает другие разработанные игры, такие как «Чебурашка и апельсины» и «Собираем грибы», а также подчеркивает важность сохранения и уважения результатов труда других детей. В конце статьи подчеркивается роль финансовых игр в развитии финансовой культуры у детей.

Ключевые слова: формирование, финансовая грамотность, игры, своими руками, дошкольники.

Всем известно, что дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для дошколят является ведущим видом деятельности. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожими на взрослых, развивать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни.

Инвестиции, бинансы, финансы, расходы, доходы, валюта, активы, капитал. А, Вы знаете, что это такое?

Ребята моей группы играют во взрослые финансовые игры! А началось все так...

Знакомство с финансовой грамотностью я решила осуществлять через игру. В группе был создан центр финансовой грамотности, в котором были размещены дидактические и настольные игры, книги и наглядные материалы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Постепенно центр пополнялся финансовыми играми, которые я сама создавала для ребят.

Наблюдая за тем, как дети играют в эти игры, я заметила, что ребята в течение игры меняют правила и результат игры. Например, в игре «Монополия» вместо обычных фишек ребята стали использовать мелкие игрушки, а недостающие купюры из игры нарисовали сами. Так пришла идея о создании нашей первой финансовой игры!

Ребята сами нарисовали поле игры, изобразив на нем улицы своего села, на которых они проживают, и соорудили значимые социальные объекты. Игроками игры стали фишки с фотографиями самих детей. Придумали свою валюту и карточки с обозначением улиц, и объектов села. Так получилась игра «Монополия Александровка».

С этой игры закрутился вернисаж открытий финансовых игр! Со своими правилами и алгоритмами.

Банкомат, касса, магазин, именные банковские карты со своим логотипом, кошельки. И современные герои новых игр!

Когда после новогодних каникул, дети пришли в детский сад, на утреннем круге рассказывали, как они провели выходные, что многие вместе с родителями ездили в кинотеатр и смотрели фильм «Чебурашка». Так появилась настольная игра «Чебурашка и апельсины».

Для этой игры, ребята принесли из дома детские журналы и вырезали чебурашек и детали для игры, а апельсины вылепили из пластилина. Придумали правила: делая ходы, Чебурашки попадают на круги разного цвета, которые обозначают различные действия: «возьми 1 апельсин», «возьми 2 апельсина», «пропусти ход и возьми апельсин или пройди вперед на 1 ход», «отдай апельсин сопернику», «бросай кубик: какое число выпадет, столько апельсинов возьми». Чей Чебурашка на пути с препятствиями соберет больше апельсинов, дойдя до финиша?

По аналогии возникла игра «Собираем грибы». Только полем для игры стало пространство группы, а фишками — сами дети. Правила игры мы придумали такие: Водящий бросает кубик и с выпавшим количеством ходов, игроки совершают свой ход, собирая грибы, и если игроки попадают на черный круг со стрелочками, то игрокам дается выбор: взять два грибочка и пропустить ход или совершать ход дальше, но взять один гриб. Здесь нужно было мыслить стратегически, учитывая ходы своего соперника, дойти быстрее до корзины, собрав как можно больше грибов.

Конечно же, девочки хотели играть в игры, где персонажами были бы куклы. Вместе с ними, мы нарисовали и вырезали кукол и наряды для них, и открыли магазин «Красотки».

Придя в магазин за нарядами, каждый игрок рассчитывал на свою сумму в кошельке.

Интересное развитие получила игра «Куриная ферма». По мере того как дети в нее играли, игра обогащалась, придумывались новые правила. Изначально каждому игроку выдавалась одна белая курица. Дети бросали кубик: какое число выпало, столько яиц они получали. Яйца можно продать и выручить за них монеты. Ребята подумали, что на вырученные деньги можно купить еще куриц, так яиц станет больше, следовательно, и монет за них можно будет выручить больше! Дальше идеи посыпались, как из рога изобилия! Были придуманы и нарисованы разные курицы и кубики, на гранях которого изобразили разные яйца и их количество. На одном из граней каждого кубика изобразили и разбитое яйцо, которое обозначало убыток — отдай одно яйцо! Яйца и монеты распечатали на принтере. В этой игре ребятам пришлось делать более сложный расчет и стратегически мыслить, чтобы остаться в выигрыше.

Чтобы игра прослужила дольше, все детали были заламинированы.

Так как дети сами создают своими руками эти игры, они стали беречь и ценить не только игры, которые сделали сами, но и другие вещи в группе, а также результат труда других ребят. И это тоже немаловажный фактор в воспитании финансовой культуры.

Развитие у детей предпосылок финансовой грамотности помогает не только заложить основы финансовой культуры, но и развивать нестандартное мышление, бережливость, рациональное потребление, ценностную оценку результатов труда, адаптивность в нашем постоянно меняющемся современном мире. Об этом говорят и целевые ориентиры ФГОС ДО. Получается, что реализуя работу над развитием предпосылок финансовой грамотности с помощью создания игр своими руками, мы решаем целый комплекс педагогических задач. В процессе создания игры, да еще финансовой, где важны правила и умение договориться, ребенок учится продуктивному общению и развивает в себе важные гибкие навыки. Внося свой вклад в игру, ребенок чувствует свою значимость, что его идеи и результаты деятельности важны! А, следовательно, новые знания и навыки усваиваются лучше. Такие абстрактные понятия, как деньги, бюджет, ресурсы, доходы и расходы, становятся ближе и понятней для ребенка. Например, в игре «Монополия «Александровка»» используются фишки с фотографиями детей и поле с указанием улиц села и знакомыми детям социальными объектами. Это помогает приблизить игровую ситуацию к настоящей жизненной, знакомой детям.

Важно и то, что инициатива детей при создании таких игр распространяется и на другие области. Например, фишки из игры «Монополия» стали персонажами для настольного театра, а атрибуты для финансовых игр используются в сюжетно-ролевых играх, тем самым усложняя и обогащая игру.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: создание финансовых игр детьми является эффективным методом формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников, активизирует познавательный интерес ребят к социальному окружению в целом, способствует развитию инициативности и комплекса навыков, необходимых для гармоничного развития личности и успешного обучения в школе.

Литература:

1. Артюхина О. В. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста через игры // Вестник ТвГУ. Серия: «Экономика и управление». 2018. № 2. С. 90–95.

2. Баркалова И. А. Развивающие игры для формирования финансовой грамотности детей // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2016. № 7. С. 144–150.

Задать вопрос