Взаимодействие с родителями: секреты успешной работы
Авторы: Козлова Елена Анатольевна, Коренева Людмила Юрьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 03.07.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Козлова, Е. А. Взаимодействие с родителями: секреты успешной работы / Е. А. Козлова, Л. Ю. Коренева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 34-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9282/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, родители, семья, детский сад, взаимодействие, поддержка.
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 65 «Калинка» г. Волжского Волгоградской области активно внедряется ФАОП ДО — федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, задающая стандарты и направления для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Программа направлена на поддержку физического, умственного, социального и эмоционального развития, обеспечивая тем самым комплексный подход к воспитанию и обучению. В этой системе особое внимание уделяется работе с родителями, что является фундаментальным для достижения высоких результатов в развитии личности ребенка и обеспечении эффективности образовательного процесса.
Осознание уникальности каждой семьи играет ключевую роль в практике семейно-ориентированного подхода к раннему вмешательству. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии вызывает комплекс испытаний, требующих как финансовых, так и психологических ресурсов. Рутинные задачи, автоматически решаемые в типичных семьях, в таком контексте обретают статус серьезных сложностей: возможности трудоустройства родителей, интеграция ребенка в образовательную среду, перспективы его самостоятельной жизни в будущем и прочее. Это порождает чувство вины, обиды, одиночества, страха, утраты доверия к окружающим. В семье такая динамика может привести как к эмоциональному отдалению и разрушению семейных уз, так и к чрезмерной привязанности членов семьи друг к другу, их замкнутости на собственных проблемах и изоляции от социального взаимодействия.
В процессе формирования ключевых аспектов взаимодействия сотрудников дошкольных образовательных учреждений с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, критически важно фокусировать внимание на эмоциональных реакциях родителей, а также на предоставлении им необходимой консультационной поддержки в зависимости от текущей ситуации. Основополагающим является глубокое понимание уникальности каждой семьи и осознание эмоционального состояния родителей.
Сотрудничество между семьей и профессионалами в области психологии и педагогики направлено на культивирование самоуверенности у детей, при этом важно брать во внимание их возрастные категории и уникальные характеристики личности.
Педагоги и специалисты ДОУ принимают во внимание данный контекст при взаимодействии с родителями, учитывают их уникальные потребности, ценностные ориентиры и ожидания. Это требует тщательного планирования образовательного процесса. Важно определить специфические цели и задачи, соответствующие возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Это подразумевает необходимость адаптации учебных методов и подходов к индивидуальным потребностям детей с учетом их возраста и этапа развития. Различные стадии развития детей требуют разнообразной поддержки и обучения. Педагоги и специалисты ДОУ осведомлены о возрастных особенностях детей и совместно с родителями формируют эффективные образовательные стратегии.
Сегодняшний день отмечен разработкой многочисленных заметных и инновационных подходов к взаимодействию с родителями. Однако, стоит отметить, что не все методики оказываются эффективными из-за преобладающей ориентации на количественные показатели проведённых активностей, игнорируя при этом качественную составляющую и не уделяя должного внимания анализу потребностей семей, а также оказанию конкретной поддержки родителям и детям.
Нормативные документы предусматривают несколько направлений работы:
Диагностико-аналитическое направление. Педагогическая диагностика служит основой для образовательных стратегий. Взаимодействие с родителями основывается на индивидуальной диагностике воспитательных методов каждой семьи.
Ясно, что в любом коллективе родителей существует диверсификация по уровню педагогической подготовленности: иногда встречаются родители, обладающие высокой ответственностью и компетенцией. Однако существуют и те семьи, которым явно не хватает образовательного багажа и практического опыта, в результате чего воспитательный процесс строится на интуиции. Присутствуют также родители с отрицательным настроем, перегруженные обязанностями, а также те, кто придерживается доминантной, последовательной, стратегии воспитания. В силу этого задача детского сада заключается в необходимости беспрерывного обновления и улучшения своих методик взаимодействия с родительским сообществом, а также в создании гибкой системы, способной оперативно адаптироваться к меняющимся потребностям и очертаниям семейного воспитания. Для разработки стратегий взаимодействия важно располагать актуализированной информацией о социальном и культурном контексте семей воспитанников. Именно из этого анализа и должны начинаться все мероприятия, т. к. он позволит определить наиболее эффективные направления поддержки и содействия со стороны педагогов и специалистов.
Область аналитики и диагностирования учебного процесса включает в себя систематическое получение обратной связи от родителей. Методы и инструменты сбора данных об этом разнообразны. В начале года, важно для педагогов и специалистов ДОУ задать рамки применения определённых анкет и опросов, создавая их таким образом, чтобы они были интуитивно понятны и легки в анализе. Это подразумевает стратегический подход к количеству выбранных методик опроса, минимизируя вероятность негативных реакций со стороны родителей.
Просветительское направление. Педагогическая просветительская миссия. Концепция просвещения родителей зародилась более века назад, при этом роль педагогов традиционно ассоциировалась с просветительской деятельностью. Рассматривались они как авторитетные источники знаний, обладающие способностью разъяснять сложности. В наше время образовательная практика эволюционировала до гораздо большего, чем простая трансляция данных от педагога к родителю. Она превратилась в мощный инструмент, который государство использует для поддержания семей, стремясь превратить их в осведомленных и квалифицированных воспитателей.
Законодательный акт РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, известный как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», описывает просветительскую деятельность как процесс, проходящий за пределами официальных образовательных программ. Этот процесс ориентирован на диффузию знаний, передачу опыта, воспитание необходимых умений и навыков, взращивание ценностных ориентиров и развитие компетенций. Целью является стимулирование интеллектуального, духовно-этического, художественного, физического и/или профессионального совершенствования личности, а также удовлетворение ее потребностей и интересов в образовательной сфере. Нормативным регулированием данного вида деятельности служит постановление Правительства РФ от 1 июля 2022 года № 1195, которое устанавливает правила ведения просветительской деятельности.
Педагогические работники и специалисты обладают автономией в определении методов своей педагогической работы, что опирается на учебный материал, готовность педагогов, специалистов и родителей к сотрудничеству, индивидуальные и возрастные характеристики воспитанников, их запросы и увлечения, образовательные задачи и ресурсы.
Среди родительской аудитории популярностью пользуются краткие форматы коммуникации. Передовые информационные технологии обеспечивают эффективное, точное и скоростное взаимодействие с родителями. Это способствует скорейшему обогащению родителей знаниями, опытом и необходимой информацией о методах воспитания и образования детей, а также формирует активную поддерживающую структуру для семейного воспитания.
Педагоги и специалисты ДОУ фокусируются на «обратную связь», принимают во внимание требования родителей, оценивают учебный процесс и сотрудничают с родителями. Диалог должен быть индивидуализированным, в противном случае воспитательная работа становится номинальной.
Педагоги и специалисты ДОУ осознают, что коммуникация с родителями о вопросах, относящихся к здоровью, воспитанию и обучению их детей, представляет собой лишь часть педагогической работы. Более значимым является обеспечение осведомленности родителей о своих воспитательных подходах, позволяя им осмыслить преимущества и недостатки своей практики, владеть арсеналом стратегий и техник для решения повседневных воспитательных задач, а также получать конструктивный опыт и обратную связь для эффективного роста и развития их детей.
Консультационное направление . Консультации представляют собой ключевые методики профессионального взаимодействия для воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и других экспертов в образовательной сфере. С появлением консультационных центров этому аспекту профессиональной деятельности стало уделяться повышенное внимание. Эти центры позволяют специалистам более глубоко понять условия жизни семьи и предоставлять целенаправленную поддержку в критически значимых областях. Со своей стороны, родители начинают более ответственно подходить к процессу воспитания своих детей, осознавая, что детские учреждения способны предложить необходимую помощь и рекомендации.
Вовлечение родителей в процесс обучения и развития детей в контексте Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования играет ключевую роль. Этот подход помогает обеспечить глубокое взаимопонимание и сотрудничество между семьями и образовательными учреждениями. Эффективное общение, учет индивидуальных особенностей каждой семьи, стратегическое планирование взаимодействий, а также навыки решения возможных конфликтов формируют основу для построения долгосрочных партнерских взаимоотношений. Такой подход способствует комплексному развитию личностных качеств ребенка, его готовности к обучению в школьном возрасте и адаптации к жизненным условиям.
Литература:
- Айвазян Е. Б., Павлова А. В., Одинокова Г. Ю. Изучение специфики семей с детьми имеющими особенности развития//Воспитание и образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. 2008. Выпуск 2
- Фирсова В. Ю. Специфика взаимодействия между детьми с интеллектуальными нарушениями и их родителями// Специальная психология. 2009. № 3(21).
- Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье. — М.:Аркти.2007,-80с.
Похожие статьи
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.
Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Похожие статьи
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.
Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.