Технологическая карта занятия «Путешествие по произведению Т. А. Александрова «Домовенок Кузька», глава «Банька» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.

Дата публикации: 24.05.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Т. А. Технологическая карта занятия «Путешествие по произведению Т. А. Александрова «Домовенок Кузька», глава «Банька» / Т. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9222/ (дата обращения: 18.07.2024).



Образовательные области : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тема занятия : Путешествие по произведению Т. А. Александрова «Домовенок Кузька» глава «Банька».

Возрастная группа: старшая

Цель занятия : Оформление страницы книги с иллюстрациями в процессе продуктивной деятельности на основе знаний о последовательности событий и о героях главы «Банька» из произведения «Домовенок Кузька», автора Т. А. Александрова, полученных в процессе чтения произведения и закрепления представлений о героях в дидактической игре на ИКТ оборудовании.

Задачи занятия:

Образовательная: Узнать о последовательности событий и о героях главы «Банька» из произведения «Домовенок Кузька», автора Т. А. Александрова в процессе чтения произведения

Развивающая: Описать героев главы «Банька» из произведения «Домовенок Кузька», автора Т. А. Александрова в процессе беседы для воссоздания недостающей иллюстрации

Воспитательная: Договариваться и работать вместе при выполнении заданий в процессе занятия

Дополнительные задачи :

Дидактическая задача: закреплять умение отвечать на вопросы по описанию героев главы «Банька» из произведения «Домовенок Кузька», автора Т. А. Александрова

Игровая задача: работать сообща и ответить на большее количество вопросов, чем соперник (Злодей).

Техническая задача: отрабатывать умение наносить клей на элементы иллюстрации для аккуратной фиксации их на листе

Изобразительная задача: красиво и правильно расположить части иллюстрации на листе бумаги, по очереди приклеить каждую из них, чтобы получилось недостающая иллюстрация из книги

Словарная работа: жваркнуть, дряпнуть — наподдать, отлупить; свориться — ругаться, ссориться; мОлодец — молодой человек, сильный и смелый герой; коврига — большой круглый хлеб.

Планируемые результаты занятия : дети узнали о последовательности событий и героях главы «Банька» из произведения «Домовенок Кузька», автора Т. А. Александрова в процессе чтения произведения и описали героев «Банька» из произведения «Домовенок Кузька», автора Т. А. Александрова в процессе беседы для воссоздания недостающей иллюстрации; оформили страницу книги с иллюстрациями в процессе продуктивной деятельности; договаривались и работали вместе на протяжении занятия.

Подготовительная работа: Ознакомление детей с баснями, обсуждение морали басен.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер, стол, стулья, книга, презентация

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно- мотивационный этап

Организовать детей. Дать установку на предстоящую деятельность

Организация сюрпризного момента с использование м

интерактивной доски

Методы:

словесный, наглядный. Форма организации детей:

групповая

Приемы:

Показ

презентационного материала

Дети

внимательно слушают, отвечают на вопросы

У детей

сформирован интерес к предстоящей деятельности

2

Основной этап

Задачи на этапах меняются в зависимости от задач на подэтапах

Деятельность педагога

меняется в зависимости от заданий на

Меняются в зависимости от заданий на подэтапах

Меняется в зависимости от заданий на подэтапах

Меняется в зависимости от заданий на подэтапах

2.1

Этап постановки проблемы

Создать проблемную

ситуацию, формулировка проблемного вопроса в

доступной для детей форме

Создание проблемной ситуации посредством вовлечения детей в

воображаемую ситуацию:

«Царь

батюшка забыл, что за сказка здесь написана.

Помогите узнать, да и иллюстрации восстановить»

Методы:

словесный, Форма организации детей: групповая

Приемы: Проблемная ситуация

Дети выдвигают предположения по

определению названия

сказки

Дети выдвигают варианты решения проблемной ситуации

2.2

Этап ознакомления с материалом

Узнать последовательности событий и героях главы «Банька» из произведения «Домовенок Кузька», автора Т. А. Александрова в процессе чтения произведения

Договариваться и работать вместе при выполнении заданий в процессе занятия

Презентация с

книгой и ознакомление с краткой

аннотацией произведения. Закрепление правил

обращения с книгой.

Чтение отрывка с целью донесения

содержания произведения и характеристики героев. Организация беседы по прочитанному отрывку.

Выборочное чтение

Методы:

словесный, Наглядный. Форма организации детей: групповая

Приемы:

Рассматривание обложки

книги, прочтение главы сказки.

Беседа

Дети

внимательно слушают,

соблюдают правила поведения при прочтении

книги.

Участвуют в беседе

Дети

познакомились с книгой.

Дети отвечают на вопросы по содержанию и характеристике героев прочитанного произведения

2.3

Этап практического решения проблемы

Решить проблемную ситуацию.

Описать героев главы «Банька» из произведения «Домовенок Кузька», автора Т. А. Александрова в процессе беседы для воссоздания недостающей иллюстрации.

Закреплять умение отвечать на вопросы по описанию героев главы «Банька» из произведения «Домовенок Кузька», автора Т. А. Александрова в процессе беседы для воссоздания недостающей иллюстрации

Активизация

деятельности по решению проблемной ситуации

Методы:

словесный, практический.

Форма организации детей : групповая

Приемы : беседа,

дидактическая игра,

Дети

участвуют в дидактической игре.

Дети отвечают на

проблемный вопрос

Решение

проблемной ситуации:

восстановление иллюстрации и оформление страницы

книги

3

Заключительный этап

Подведение итогов

деятельности

закреплять умения отвечать на

вопросы по содержанию

произведения и характеристике героев

Организация рефлексии через обобщающую беседу

Метод:

Словесный Формы

организации детей: Групповая

Приемы: обобщающая беседа

Ответы детей

на обобщающие вопросы

Выявление

полученных знаний в процессе

беседы с детьми.

Подведение итогов занятия

Ход занятия

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Посмотрите кто к нам сегодня пришел! (появляется сказочница на следующем слайде) Это Сказочница и мне кажется, что она хочет нам что-то сказать. Давайте послушаем!

Воспитатель нажимает на картинку, воспроизводится запись.

Сказочница: Ребята, здравствуйте! Я так спешила к вам сегодня, у нас в королевстве случилось беда! Злой волшебник украл все книги и перепутал в них все иллюстрации, всех героев! У нас осталась одна последняя не спасенная книга — царь батюшка забыл, что за сказка здесь написана. Выполните задания Злого Волшебника, помогите узнать, да и иллюстрации восстановить. Поможете?

Воспитатель: поможем Сказочнице?

Дети: поможем!

На слайде страничка из книги с обрывками иллюстрации.

Воспитатель: посмотрите, это части иллюстрации, которая осталась в книге, нам нужно ее восстановить. Это иллюстрация к одной главе из сказки. Давайте предположим, к какой сказке эта иллюстрация?

На слайде появляются три обложки книг.

Воспитатель: перед тем как вы выберите книгу, давайте вспомним правила работы у интерактивной доски. Стоим на расстоянии вытянутой руки, доски касаемся одним пальцем, руки должны быть сухие и чистые. Проверьте у вас сухие и чистые руки? Теперь можете выбирать.

Дети выбирают и ставят кружочки на нужные книги.

Воспитатель: Ребята, сказочница оставила нам карту с заданиями. Посмотрите, над первым замком с заданием сгущаются тучи. Наверное, оно очень сложное. Узнаем, что там?

Дети: да.

На слайде появляется книга.

Воспитатель: посмотрите, это книга, в которой собраны различные произведения, в том числе и сказка, которую нам нужно будет прочитать. Посмотрите на обложку, что вы видите?

Дети отвечают.

Воспитатель: Хорошо, молодцы ребята! Давайте же приступим к чтению!

Воспитатель нажимает на книгу — она не открывается.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, книга то не открывается. Нам нужно вспомнить правила пользования книгой. Сможете?

Дети: да

Первая картинка, вторая и третья.

Воспитатель: молодцы, ребята! Хорошо справились. Теперь пройдемте на свои места.

Дети и воспитатель проходят на стульчики.

Воспитатель: сидим на стульчиках ровно, спина прямая, ноги на полу, руки на коленях.

Воспитатель: ребята, эта сказка девочке Наташе и маленьком домовенке Кузе. Сказку написала Татьяна Александрова — русский автор детских произведений. Домовенок попал к Наташе в квартиру и оттуда началась их история и приключения. Мы с вами сегодня прочитаем главу «Банька» из сказки Домовенок Кузя». В этой главе рассказывается о том, как домовенок Кузя принимал водные процедуры, а девочка Наташа ему в этом помогала. Ребята, в сказке нам встретятся незнакомые слова. Жваркнуть, дряпнуть — — наподдать, отлупить; свориться — ругаться, ссориться; мОлодец — молодой человек, сильный и смелый герой; коврига — большой круглый хлеб.

Воспитатель: Ребята, сидим ровно, спина прямая, ноги на полу, руки на коленях. Ребята успокаиваются, сказка начинается.

Воспитатель читает сказку.

Воспитатель: ребята, мы прочитали с вами главу «Банька» из сказки «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой. Расскажите, кто герои этой главы? Что произошло в главе? Что было сначала? Что дальше? Чем все закончилось? Какой была Наташа? Какой был домовенок? Какой характер у них? Они положительные или отрицательные герои?

Домовенок шаловливый, веселый, разговорчивый.

Девочка Наташа хорошая маленькая девочка, готова всем помогать, заботливая.

Воспитатель: Молодцы ребята! Сейчас мы с вами проверим как вы слушали сказку. Вам нужно будет закончить предложения из сказки, которые я вам сейчас прочитаю. Будьте внимательны!

«Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом… испрашивай »

«В ванну он лезть не захотел, сказал, что слишком велика, … водяному впору ».

«Ты молодец, и я молодец, возьмем по … ковриге за конец ».

Воспитатель: молодцы ребята, хорошо слушали сказку. Ребята, какой отрывок вам понравился больше всего в сказке? Давайте прочитаем.

Воспитатель читает отрывок из сказки по выбору детей.

Воспитатель: Вот мы и справились с первым заданием — мы прочитали сказку и поняли, иллюстрация о какой сказке оказалась испорчена. Давайте вернемся к карте. А седлаем мы это вот как. Вставайте со стульчиков и выстройтесь в колонну на расстоянии вытянутой руки. Сказку дети прочитали, что скрывалось мы узнали, дальше в путь пора нам!

Руки вверх, затем вниз, паровозиком едем к доске.

Воспитатель: давайте дадим нашим глазкам отдохнуть и сделаем зрительную гимнастику. Вверх посмотрим, вниз посмотрим, нарисуем мы кольцо, закрыли-открыли-закрыли-открыли и быстро-быстро поморгали.

Воспитатель: Ребята, нас ждет следующее задание. Вы готовы? Давайте скорее узнаем, что нас там ждет!

На слайде появляется Злой волшебник: Хахаха, с этим заданием вам точно не справиться. Я победил в этой игре! Я ответил на вопросы о героях, когда зеленая полоска закончилась. Вы не сможете ответить на вопросы быстрее меня! Если уж у вас получиться ответить на вопросы быстрее меня, то я отдам вам части иллюстрации.

Воспитатель: ну что ребята, мы принимаем игру Злого Волшебника? Сможете в этой игре ответь на вопросы быстрее, чем закончится зеленая полоска? Тогда слушайте правила: сначала вы слушаете вопросы, затем совещаетесь между собой и решаете, кто будет отвечать на вопрос. Тот, кто отвечает — поднимает руку. Ответ, произнесенный хором, не будет засчитываться. Готовы? Начали!

Что просил домовенок Кузя сделать девочку Наташу перед тем как задавать ему вопросы? (попарить в баньке)

Кто это — лохматый маленький человечек, шаловливый, веселый, разговорчивый? (домовенок Кузя)

Какого персонажа описание — хорошая маленькая девочка, готова всем помогать, заботливая. (девочка Наташа)

Получилось у Наташи искупать домовенка и поговорить с ним? (да)

Почему Кузька не стал раздеваться, когда купался? (потому что так удобнее и сам помылся и одежду помыл)

Воспитатель: молодцы ребята! Вы отлично справились с этой игрой! Мы победили злого волшебника. У нас осталось самое последнее задание. Нам нужно с вами восстановить иллюстрацию из книги при помощи частей, которые нам отдал Злой Волшебник. Давайте пройдем за свои рабочие места.

Дети и воспитатель проходят за свои места.

Воспитатель: сидим ровно, спина прямая, ноги на полу, голову сильно не наклоняем.

Ребята, посмотрите, вам нужно приклеить части иллюстрации на страницу книги и тогда мы сможем вернуть ее сказочнице. Работать мы будем с клеем. Давайте вспомним правила работы с клеем. Наносим клей кисточкой, тонким слоем. Если испачкались — вытираем руки салфеткой. Договоритесь сами между собой, кто будет наносить клей, а кто будет приклеивать.

Приступайте.

У вас очень хорошо получается! Работаем аккуратно, не забываем об этом! Клей наносим осторожно.

Воспитатель: молодцы, ребята! Вы воссоздали иллюстрацию из книги, помогли сказочнице!

Давайте вернемся к доске.

На слайде сказочница: Спасибо вам большое, ребята! Вы очень помогли нашему сказочному королевству. Вы победили злого волшебника. Теперь все книги в полном порядке, а иллюстрации на месте.

Воспитатель: ребята, вы сегодня очень хорошо постарались! Давайте вспомним что мы сегодня делали? Какую главу из какой сказки читали? Кто автор? Что произошло в этой главе? Чем все закончилось? Какие герои были в сказке? Опишите их? Что вам понравилось делать больше всего? Где возникли трудности? Какие бы сказки вы бы хотели еще прочитать?

Задать вопрос