Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»
Автор: Юрова Наталья Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 07.04.2024
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Юрова, Н. В. Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом» / Н. В. Юрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9140/ (дата обращения: 01.07.2024).
В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.
Ключевые слова: пересказ, картинки, лексика, дошкольник.
Цели: формировать умение пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок;обогащать словарный запас детей; развивать объём слухоречевой памяти, внимания, логического мышления, фонематический анализ слов; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Слайд 1. «Будь природе другом»
Л: — Свое место за столом может занять тот, который считает себя другом природы.
Л: —Как вы понимаете выражение «Будь природе другом?»
- Основной этап .
- Сообщение темы и цели занятия.
Слайд 2. «Лесные жители»
Логопед читает стихотворение «Зелёный дом».
Вот он лес — зелёный дом,
Сто секретов скрыто в нём.
Здесь животные живут,
Птицы радостно поют.
Животные — очень разные,
Есть хищные и опасные,
Есть смелые и трусливые,
Невзрачные и красивые,
Есть милые, симпатичные,
Диковинные, обычные,
Бесшёрстные и пушистые,
Чумазые, очень чистые,
Спокойные и драчливые,
Есть шумные, молчаливые,
Они, как и люди, разные,
По-своему все прекрасные.
(Беседа по содержанию стихотворения)
Л: — Как вы думаете, о ком пойдет речь на занятии?
—Можно ли сказать, что животные — хозяева леса?
— Можно ли сказать, что человек, приходя в лес, является гостем?
— Как нужно человеку вести себя в лесу?
— Какие правила нужно соблюдать, чтобы не навредить обитателям леса?
Слайд 3
Л: — О чем же пойдет речь на занятии?
( Мы будем говорить о том, как бережно относиться к окружающей среде, а именно к животным.)
—За правильные ответы вы будете получать жетоны, на которых изображены правила поведения человека в лесу.
- Развитие фонематического анализа слов. Развитие логического мышления.
Л: — В лесу всегда кипит жизнь. Все жители леса связаны друг с другом. Давайте представим, что они обмениваются своими умениями и рекламируют свои способности. Я прочитаю вам некоторые из реклам, а вы постарайтесь угадать авторов этих строк.
- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
- Помогу всем, у кого сломался будильник?
- Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
- Научите меня быть храбрым!
- У меня очень красивая красная грудка! Желающие со мной сфотографироваться, приходите зимой в лес!
- Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
(по мере отгадывания на слайде 4 появляются картинки с изображениями животных).
— Какое животное лишнее? Почему? (Петух. Он домашняя птица.)
—На какие две группы можно разделить отгадки? (на зверей и птиц)
Молодцы! Однако, нам стоит подумать, почему именно животные написали эти объявления? Что мы о них знаем?
- Обогащение словарного запаса. Упражнения в словообразовании. Расширение кругозора.
Логопед задает вопросы детям.
Слайд 5
—Чьи это уши? (заячьи)
—Чья берлога? (медвежья)
—Чей хвост? (петушиный)
—Чьи глаза? (совиные)
—Чьи лапки? (Ежовые)
(Выяснение смысла выражения «ежовые рукавицы».) слайд 6.
Л: — Давайте выясним, чем они питаются? (составление предложений и распространение их)
Слайд 7
Л: — От чего не откажется медведь? (от сладкой вкусной малины)
—На кого ночью охотится сова? (на серых,юрких мышей)
— Кого ловит на обед ёж? (маленьких, блестящих жуков)
— Чем можно накормить снегиря? (красной, горькой рябиной )
—Чему был бы рад заяц? (сочной, хрустящей морковке)
- Физминутка
Раз присядка, два-присядка,
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком махнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
- Работа с серией сюжетных картинок. Работа над грамматическим строем речи. Составление мнемотаблицы.
Л: -Чем заняты эти животные зимой? Кому нужна помощь человека?
Л: — Однажды ребята решили помочь зайцу и снегирям. Вот, что они придумали.
(На экране появляются картинки.) Слайд 9
Л: — Ребята, расположите данные картинки в правильной последовательности.
(картинки прикреплены магнитами к доске)
— Сейчас мы будем составлять рассказ по картинкам и стараться его запомнить. А помогут нам в этом рисунки-запоминалки.
(дети составляют предложения к каждой картинке отдельно. Логопед выстраивает мнемотаблицу под картинками. Потом картинки убираются)
На поляне одиноко стояла …. (маленькая елочка).
Ребята решили её … (украсить)
Что повесили они на елку? (они повесили на елку ягоды рябины, к нижним веткам прикрепили морковку, а под елку положили капусту.
Утром на елке сидели снегири и клевали ягоды.
Вечером прибежали зайцы.
Они угощались сладкой морковкой.
— Чего не хватает рассказу? (заголовка) «Чудесная елочка»
- Пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицу.
Л: — Ребята, попробуйте рассказать, как одинокая елочка стала такой нарядной и полезной?
- Итог занятия.
Оценивание.
— В чем польза того, что сделали ребята из рассказа?
— А чем вы можете помочь животным зимой?
Слайд 10
- Рефлексия
У вас на столах лежат листочки с изображением животных, о которых мы говорили на занятии. Если вы узнали много нового и вам было интересно, обведите контур медведя. Если вы чего-то не поняли или побоялись отвечать — контур зайца. А если вам было неинтересно и хотелось уснуть, как ёж зимой, обведите контур ёжика.
Слайд 11
Литература:
- Новогорцева Н. В. Развитие речи детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития. 1997
- Уварова Т. Б. Наглядно — игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М. Сфера. 2009..
- Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М. Владос.
- Ткаченко Т. А. Формирование и развитие описательной речи у дошкольников. М. Феникс 2021.
- Сущевская С. А. Тексты с прятками. М. Карапуз. 2008.
- Интернет-ресурс. Стихи.ру. https://www.stihi.ru/2011/11/27/3503
- Интернет-ресурс. Методическая копилка. Обучающие загадки. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka_kosmos_zagadki.htm