Занятие по развитию речи посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе с ОНР «Путешествие в Страну театра» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 05.03.2024

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Кудряшова, А. А. Занятие по развитию речи посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе с ОНР «Путешествие в Страну театра» / А. А. Кудряшова, В. В. Дроганова, Е. Ю. Ганькина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9070/ (дата обращения: 22.11.2024).



Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательно-игровой деятельности, по определению и применению моральных и этических норм поведения в театре.

Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

– Побуждать к самостоятельному поиску выразительных средств (жесты, движения, мимика) для создания художественного образа.

– Совершенствовать артистические навыки детей.

– Активизировать словарь и эмоциональную выразительность речи.

– Развивать речевое дыхание, дикцию.

– Развивать способность творчески относится к любому делу.

– Воспитывать интерес к различным жанрам театра, самодеятельности.

Материал: атрибуты, костюмы и маски к сказке «Жихарка», кукольный скоморох. Театр на палочке «Три поросенка». Теневой театр, теневые куклы. Маски- эмоции, на каждого ребёнка.

Предварительная работа: знакомство с театром и актёрами.

Обучающие задачи:

– учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки ;

– активизировать речевую деятельность детей ;

– формировать умение импровизировать;

– побуждать эмоционально воспринимать сказку ;

Развивающие :

развивать образное мышление , актёрские способности;

развивать мимическую активность;

– побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

– способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;

Воспитательные:

– воспитывать уважение к зрителям

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие ;

Ход занятия (стулья стоят полукругом)

Педагог: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и люди могут стать кем угодно, где можно сыграть любую роль. Догадались куда мы отправимся?

Дети: — ТЕАТР!

— Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, них рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, открывается и мы оказываемся в театре.

Педагог: Добро пожаловать в театр, проходите, берите билет и занимайте свое место.

Родиной театра считается Древняя Греция. Именно здесь в V веке до нашей эры были построены театры со сценой и местами для зрителей. Слово «театр», в переводе с греческого означает «место, где собираются, чтобы посмотреть».

Педагог: Давайте с вами вспомним, какие бывают театры?

Дети: музыкальные, оперы и балета, драматические, кукольные, домашние, театры зверей

Из-за ширмы появляется скоморох :

Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки!

Привет вам от скоморошки,

От веселого парня Тимошки!

— Хочу спросить вас: откуда берёт истоки русский театр?

Дети: от представлений на ярмарках и балаганах.

Скоморох: Да на Руси во время ярмарок скоморохи устраивали представления: пели, плясали, разыгрывали представления, именно мы — скоморохи являемся родоначальниками русского театра.

Скоморох: — А знаете ли вы, кто живет в стране театра?

Дети: — Куклы, сказочные герои, актеры.

Скоморох: — Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают актеры, вы знаете?

Ответы детей.

Скоморох: Чтобы быть актёром, нужно, конечно, обладать талантом, но, помимо этого, много и упорно трудиться: работать над актёрским мастерством.

Скоморох: — давайте мы с вами пройдем несколько уроков театрального мастерства

1 упражнение «Невидимые яблоки»:

Что это? Ваза пуста?

Нет, здесь лежат невидимые яблоки. Посмотрите внимательней…

Я беру одно невидимое яблоко… Предлагаю вам сделать тоже самое…А теперь всем приятного аппетита! Доели яблоки? Будьте добры, огрызки положите в вазу!

Ребята, а вы знаете, что такое бусы, а вы умеете их собирать?

Упражнение «Бусы»: берём воображаемою нитку, вдеваем её в воображаемую иголку, на конце нитке делаем воображаемый узелок… и нанизываем на воображаемую нитку воображаемые бусинки.

2 упражнение «Это не карандаши»:

— Для актёра очень важно иметь фантазию и воображение (достаёт карандаши)

Что у меня в руках. У меня в руках …..? Дети отвечают.

Правильно — не карандаши, а что? А так? Изображает спицы. Дети отвечают.

Кто хочет показать предмет?

Педагог: — А вы хотели бы стать актерами?

Дети: — Да

Педагог: — У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в актеров. Встаньте, давайте произнесем волшебные слова:

Раз, два — повернись,

Вправо, влево наклонись,

Громко ты в ладоши хлопни,

И в актера превратись!

Теперь вы стали актерами.

Раздвигаем ширму. (дети-актеры уходят за ширму)

Сидит баба Яга

Воспитатель: Ой, бабушка что ты тут делаешь?

Баба Яга: Избушка моя на курьих ножках на ремонте, вот я тут и отдыхаю.

Воспитатель: А ты бабушка сидишь прямо на сцене театра. Мы тут хотели сказку показывать.

Баба Яга: Как это показывать, сказки сказывают.

Воспитатель: Ты бабушка сказки рассказываешь, а мы тебе покажем театральную постановку сказки «Жихарка». Бабушка Яга — садись в зал и посмотри, сама всё и увидишь. Русская народная сказка «Жихарка» ( инсценировка)

Баба Яга: Ох, хитрый Жихарка! Лису погубить хотел. Ой, ой! эти дети… хулиганы….

Воспитатель: Бабушка Яга. Ты сейчас некультурно себя ведешь, так в театре вести себя нельзя!

Баба Яга: что значить нельзя?

Воспитатель: Втеатре есть правила, которые нужно соблюдать и ребята тебе сейчас о них расскажут:

Правила поведения в театре: (ДЕТИ)

  1. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла — Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.
  2. Важное правило — приходить вовремя. Нужно успеть спокойно, раздеться самому и помочь раздеться другу, поправить причёску перед зеркалом.
  3. В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник.
  4. Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами. Если не понравился, не стоит кричать, шуметь и топать ногами. Можно просто уйти, даже после 1-го действия, в перерыве.
  5. Нельзя в театре занимать чужие места!
  6. Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
  7. Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта.

Баба Яга: Простите меня, дети. Всё, всё, буду себя вести хорошо. Буду правила учить, не болтать, не скакать, не храпеть.

Воспитатель: Ну, раз бабушка нам больше не мешает мы с вами продолжаем.

Мы уже с вами сказали, что театры бывают разные и сейчас мы увидим другой вид театра — театр на палочках.

Педагог: Мы по кругу пойдём, в сказку снова попадём.

—Ребята, посмотрите, в лесу стоят три домика. Как вы думаете, в какой сказке мы оказались? («Три поросенка») Это английская народная сказка.

Игра «Опиши дом» (образование прилагательных)

— Из чего сделан первый дом? Дом какой? (легкий, желтый, соломенный)

— Из чего сделан второй дом? Дом какой? (непрочный, холодный, деревянный)

— Из каких материалов сделан третий дом? Дом какой? (прочный, каменный, устойчивый)

Давайте познакомимся с героями этой сказки. Жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. (распределить роли детям)

Игра «Кто внимательный»

Ниф-Ниф носит ни красный и не желтый комбинезон, какой? (зеленый)

— Нуф-Нуф носит ни зеленый и не желтый комбинезон, а какой? (красный)

— Какого цвета комбинезон у Наф-Нафа? (желтого)

Поросята очень любили веселиться и устраивать вечеринки. Такие они выдумщики и затейники, что каждый поросенок придумывал что-то новое и интересное.

Логоритмическая пауза: (с шариками «су-джок»)

Мы клубочки все возьмем, покатаем, повернем

Са-са-са, са-са-са вот веселая игра.

Вверх и вниз мы покатаем, и клубочек не теряем,

Ша-ша-ша, ша-ша-ша вот веселая игра.

В ручки мы клубочек спрячем и к коленочкам прижмем

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, вот веселая игра.

Но вот в лесу появился волк.. Что сделал волк? (он подбежал к соломенному домику Ниф-Нифа и начал дуть, пока домик не разломался)

— Давайте мы с вами будем такими же сильными, как волк. Научимся дуть так-же сильно, как он. Все помнят правило? Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, щеки не надуваем.

Дыхательная гимнастика (дуем на солому, ветки, камни)

—Где дуть было тяжело? Почему?

—Ребята, давайте поможем поросятам!

Игра «Охотники и волк».

А сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопайте (стреляйте), если услышите в слове звук Л. Педагог произносит слова: вилы, уши, лампа, лодка, глаз, хвост, лук, запах, голос, книга, платок. (дети хлопают в ладоши, услышав в словах звук Л).

Пантомима: волк испугался стрельбы и убежал в лес, а поросята радуются.

Баба Яга: Ой, ой, бедный мой друг волк. Что же вы в театре всех моих друзей-злодеев обижаете?

Воспитатель: скажите, для чего в театре показывают спектакли?

Дети: Чтобы научить, как правильно себя вести, чтобы мы знали, что такое хорошо, а что плохо.

Педагог: Ребята, а вы помните пословицы и поговорки о сказках и их смысле?

Дети: Сказка ложь да в ней намёк, добру молодцу урок. Слушай героев из сказки, они дадут нужные подсказки. Не ищите в сказке правды, а ищите смысл.

Воспитатель: Бабушка Яга, ты же обещала себя хорошо вести.

Баба Яга: забыла, что я в театре, не губите старушку… мне так у вас нравится!

Мне так интересно, что я, то же хочу с вами.

Вот недавно мальчишку хулигана поймала, а он такой современный был. Разные истории мне рассказывал. Так вот, он меня сильно насмешил. Как кот на рыбалку ходил, и всех перехитрил.

Баба Яга: давайте я вам эту историю буду сказывать.

Воспитатель: тогда мы продолжаем, бабушку Ягу новым театром удивляем. Ты бабушка рассказывай, а мы тебе покажем твою сказку.

Теневой театр, сказка «Кот-рыболов»

Баба Яга: Ой, поняла, всё поняла, не за правду всё это. Понарошку всё. Ой, как ребята вы играете. Я ведь поверила. Театр — это очень здорово. Прикачу в лес всем расскажу о театре!

Баба Яга: Ой, забыла избушку то уж мою починили, пора мне. Спасибо вам ребята вы замечательные артисты.

Воспитатель : мы сегодня с вами узнали и повторили много интересного.

— Какими сегодня мы увидели театры? Что понравилось? Что запомнили?

Дети: кукольный, драматический, теневой, на палочках, игровой.

Педагог: Вот волшебный сундучок, который прислала баба яга: здесь письмо

Юные актёры! За ваши успехи в вашем театральном занятии, я дарю вам маски. Они разные, как и герои в ваших спектаклях. Если занятие понравилось — каждый возьмите себе на память весёлую маску, а если занятие не понравилось — грустную.

Дети разбирают маски.

Многое вы теперь знаете о театре. Желаю вам быть настоящими культурными людьми — желаю стать истинными театралами. Посещайте театры.

Похожие статьи

Занятие по развитию речи «Путешествие в лесную школу» в подготовительной речевой группе в соответствии с ФГОС

Конспект организованной образовательной деятельности по английскому языку «Путешествие с Колобком» для подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебный лес»

Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе по теме «Путешествие в страну звуков»

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звук З и буква З»

Итоговая образовательная деятельность по познавательному развитию в младшей группе (с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по направлению «Познавательное развитие» на тему «Космос»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»

Конспект интегрированного занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и лепке во второй младшей группе «Как мы ёлку наряжали»

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Путешествие на ракете»

Похожие статьи

Занятие по развитию речи «Путешествие в лесную школу» в подготовительной речевой группе в соответствии с ФГОС

Конспект организованной образовательной деятельности по английскому языку «Путешествие с Колобком» для подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебный лес»

Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе по теме «Путешествие в страну звуков»

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звук З и буква З»

Итоговая образовательная деятельность по познавательному развитию в младшей группе (с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по направлению «Познавательное развитие» на тему «Космос»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»

Конспект интегрированного занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и лепке во второй младшей группе «Как мы ёлку наряжали»

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Путешествие на ракете»

Задать вопрос