Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Нейроигры как эффективный инструмент развития младших дошкольников

Технологии здоровьесбережения
14.02.2024
1871
Поделиться
Библиографическое описание
Демидкина, М. В. Нейроигры как эффективный инструмент развития младших дошкольников / М. В. Демидкина, Н. В. Залипа. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8976/.


Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука — то еще и согласованность языка;

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.

Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики.

Использование нейропсихологических игр — одно из инновационных направление работы педагогов. Они повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию ребенка.

Поэтому в своей работе я воспользовалась одним из эффективных и интересных инструментов — нейропсихологическая игра.

Нейроигры — это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Теоретическое обоснование:

– В работах ученых В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи.

– Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка.

Значит, нейропсихология — это связь работы мозга с происходящими психическими процессами ребенка. Следовательно, нейропсихологические игры и упражнения помогают корректировать психофизиологические нарушения у ребенка.

Гипотеза

Нейропсихологические игры развивают межполушарное взаимодействие и способствуют развитию моторики, координации, улучшают концентрацию внимания дошкольников.

Цель проекта: Создание условий для познавательного развития младших дошкольников.

Задачи проекта:

– Повышать умственную активность: память, внимание, воображение;

– Развитие координации, мелкой и общей моторики, умение ориентироваться в пространстве;

– Работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

– Активизация речи;

– Снятие психоэмоционального напряжения.

Продукт проекта:

В ходе работы над проектом были подобраны нейропсихологические игры и упражнения; подбор наглядного материала, материалов для проведения совместной деятельности.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста

Длительность проекта: проект средней продолжительности

(август- декабрь 2023 г.)

Форма: групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты у младших дошкольников по итогам проекта:

– улучшение памяти, внимания, воображения;

– развитие устной речи;

– улучшение коммуникативных навыков.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (август 2023 г.):
  2. Основной этап (сентябрь- октябрь 2023 г.):
  3. Заключительный этап (декабрь 2023 г.):

Подготовительный этап:

– Изучение методических материалы по теме «Нейропсихология», «нейроигры». Выбор перечня нейроигр и упражнений. Внедрение игр в работу воспитателя.

– Обогащение предметно-развивающей среды происходит в течение всего периода реализации проекта;

– Проведение педагогической диагностики психоэмоционального развития младших дошкольников.

Основной этап:

С детьми проводились игры на развитие внимания, умение действовать по алгоритму, ориентировку на плоскости листа на развитие мелкой моторики рук, развитие межполушарных связей. Игры проводились систематически в спокойной и доброжелательной обстановке. Продолжительность игр — 5–7 минут день. Их можно включать в режимные моменты, в занятия (как разминку или организационный момент), использовать в индивидуальной и групповой деятельности, как переключение с одного вида деятельности на другую.

Игра «Проведи дорожку к…»; «Умные дорожки»; «Нейродорожки».

На шаблоне нужно провести одновременно пальцами обеих рук по дорожкам. Выполнение этого упражнения позволит развивать координацию движений, синхронизировать работу глаз и рук, развивать мелкую моторику, мышление, внимание, активно концентрировать внимание.

На бумаге шаблон зеркальных изображений линий или дорожек.

(От простых дорожек — к более сложным)

Пальчиковая нейрогимнастика

Для детей, у которых плохо развита речь пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т. д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисти рук более гибкой. Сопровождаем такие игры стихами.

Такие игры способствуют развитию речи ребёнка, его общей моторики прекрасно повышают настроение.

«Нейротаблицы на внимание»; «Покажи одновременно»

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, одежда и т. д. Можно играть всей группой или индивидуально с каждым ребенком отдельно.

Нейроигры с массажным мячиком «Су-джок».

Новизна этой игры заключается в использовании в игровой форме шариков-массажеров Су-джок с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

«Нейроладошки»

Ребенок рассматривает картинку, держит свои ладошки над ладошками-шаблонами, называет поочередно цвета, животных и т. д., показывает их соответствующим пальчиком.

С помощью данной игры можно закреплять цвета, геометрические фигуры, счет. Последовательность фигур-заготовок можно менять в произвольном порядке.

Заключительный этап:

Проведена педагогическая диагностика по итогам проекта. По результатам которой у детей улучшилась мелкая и общая моторика, внимание, память. Снизилось психоэмоциональное напряжение.

Повысилась умственная активность. Повысился уровень активности детей, как в самостоятельной, так и в образовательной деятельности.

Таким образом, по итогам реализации проекта можно сделать вывод, что применение нейроигр способствовало развитию моторики, восприятия, памяти и концентрации внимания дошкольников. Цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Литература:

  1. Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Москва, 2003 год
  2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
  3. Хомская Е. Д. Нейропсихология. Москва, 1987
  4. Цветкова Л. С. «Методика нейропсихологической диагностики детей». Москва, 2000 г.
  5. https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/nejropsihologicheskie-igry-dlya-detej/
  6. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми: Практическое пособие. Москва, 2021
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный