Нейроигры как эффективный инструмент развития младших дошкольников
Авторы: Демидкина Маргарита Викторовна, Залипа Надежда Вадимовна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 14.02.2024
Статья просмотрена: 975 раз
Библиографическое описание:
Демидкина, М. В. Нейроигры как эффективный инструмент развития младших дошкольников / М. В. Демидкина, Н. В. Залипа. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8976/ (дата обращения: 16.12.2024).
Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука — то еще и согласованность языка;
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики.
Использование нейропсихологических игр — одно из инновационных направление работы педагогов. Они повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию ребенка.
Поэтому в своей работе я воспользовалась одним из эффективных и интересных инструментов — нейропсихологическая игра.
Нейроигры — это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Теоретическое обоснование:
– В работах ученых В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи.
– Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка.
Значит, нейропсихология — это связь работы мозга с происходящими психическими процессами ребенка. Следовательно, нейропсихологические игры и упражнения помогают корректировать психофизиологические нарушения у ребенка.
Гипотеза
Нейропсихологические игры развивают межполушарное взаимодействие и способствуют развитию моторики, координации, улучшают концентрацию внимания дошкольников.
Цель проекта: Создание условий для познавательного развития младших дошкольников.
Задачи проекта:
– Повышать умственную активность: память, внимание, воображение;
– Развитие координации, мелкой и общей моторики, умение ориентироваться в пространстве;
– Работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
– Активизация речи;
– Снятие психоэмоционального напряжения.
Продукт проекта:
В ходе работы над проектом были подобраны нейропсихологические игры и упражнения; подбор наглядного материала, материалов для проведения совместной деятельности.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста
Длительность проекта: проект средней продолжительности
(август- декабрь 2023 г.)
Форма: групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты у младших дошкольников по итогам проекта:
– улучшение памяти, внимания, воображения;
– развитие устной речи;
– улучшение коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап (август 2023 г.):
- Основной этап (сентябрь- октябрь 2023 г.):
- Заключительный этап (декабрь 2023 г.):
Подготовительный этап:
– Изучение методических материалы по теме «Нейропсихология», «нейроигры». Выбор перечня нейроигр и упражнений. Внедрение игр в работу воспитателя.
– Обогащение предметно-развивающей среды происходит в течение всего периода реализации проекта;
– Проведение педагогической диагностики психоэмоционального развития младших дошкольников.
Основной этап:
С детьми проводились игры на развитие внимания, умение действовать по алгоритму, ориентировку на плоскости листа на развитие мелкой моторики рук, развитие межполушарных связей. Игры проводились систематически в спокойной и доброжелательной обстановке. Продолжительность игр — 5–7 минут день. Их можно включать в режимные моменты, в занятия (как разминку или организационный момент), использовать в индивидуальной и групповой деятельности, как переключение с одного вида деятельности на другую.
Игра «Проведи дорожку к…»; «Умные дорожки»; «Нейродорожки».
На шаблоне нужно провести одновременно пальцами обеих рук по дорожкам. Выполнение этого упражнения позволит развивать координацию движений, синхронизировать работу глаз и рук, развивать мелкую моторику, мышление, внимание, активно концентрировать внимание.
На бумаге шаблон зеркальных изображений линий или дорожек.
(От простых дорожек — к более сложным)
Пальчиковая нейрогимнастика
Для детей, у которых плохо развита речь пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т. д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисти рук более гибкой. Сопровождаем такие игры стихами.
Такие игры способствуют развитию речи ребёнка, его общей моторики прекрасно повышают настроение.
«Нейротаблицы на внимание»; «Покажи одновременно»
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, одежда и т. д. Можно играть всей группой или индивидуально с каждым ребенком отдельно.
Нейроигры с массажным мячиком «Су-джок».
Новизна этой игры заключается в использовании в игровой форме шариков-массажеров Су-джок с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
«Нейроладошки»
Ребенок рассматривает картинку, держит свои ладошки над ладошками-шаблонами, называет поочередно цвета, животных и т. д., показывает их соответствующим пальчиком.
С помощью данной игры можно закреплять цвета, геометрические фигуры, счет. Последовательность фигур-заготовок можно менять в произвольном порядке.
Заключительный этап:
Проведена педагогическая диагностика по итогам проекта. По результатам которой у детей улучшилась мелкая и общая моторика, внимание, память. Снизилось психоэмоциональное напряжение.
Повысилась умственная активность. Повысился уровень активности детей, как в самостоятельной, так и в образовательной деятельности.
Таким образом, по итогам реализации проекта можно сделать вывод, что применение нейроигр способствовало развитию моторики, восприятия, памяти и концентрации внимания дошкольников. Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Литература:
- Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Москва, 2003 год
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология. Москва, 1987
- Цветкова Л. С. «Методика нейропсихологической диагностики детей». Москва, 2000 г.
- https://academy-of-curiosity.ru/tematicheskie-zadaniya/nejropsihologicheskie-igry-dlya-detej/
- Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми: Практическое пособие. Москва, 2021