Интеграция образовательных областей . «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи .
1) Способствовать освоению детьми представлений о многообразии рек, озер родного края и их обитателей; развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проявлять инициативу и самостоятельность; воспитывать у детей бережное отношение к природе, (ОО «Познавательное развитие»);
2) Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, воспитывать умение действовать в команде (ОО «Социально-коммуникативное развитие»);
3) Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную грамматически правильную диалогическую речь, развивать общую, мелкую моторику (ОО «Речевое развитие»);
4) Способствовать реализации самостоятельной изобразительной деятельности детей (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);
5) Развивать умение согласовывать речь с движением (ОО «Физическое развитие»).
Методы и приемы.
Практические: упражнения, игровые приёмы.
Наглядные: демонстрация предметных картинок, схемы.
Словесные: беседа, объяснение.
Материалы и оборудование .
Карта Самарской области. Маркер на водной основе. Демонстрационные картинки формата А3: Озеро, реки Самарка, Сок, Волга. Картинки размер 4/7: утка, цапля, лягушка, уж, карась, лебедь, сом, судак, ёрш, щука, окунь, пескарь, лещ, рак, красноперка, карп, улитка речная, ракушка речная. Мяч. Разрезные картинки-пазл рыбы щука 5 шт. Картинка PowerPoint «Прятки» зашумлённые предметы для рыбалки. Карточки схемы для составления описательного рассказа про рыб в PowerPoint.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физ. минутка «Речка», Пальчиковая гимнастика «Две подружки» |
Игровая |
Д/И «Назови ласково», «Рыбалка» |
Изобразительная |
Раскраски «обитатели пресных водоемов» |
Познавательно-исследовательская |
Упражнение «Прятки», д/и «Собери щуку», |
Коммуникативная |
Вопросы, беседа, загадки, составление рассказа по схеме. |
Логика образовательной деятельности
Этапы (последовательность деятельности) |
Деятельность педагога и детей |
Обсуждение реального или вымышленного события (деятельность педагога с детьми) |
Педагог загадывает загадку. Летом бежит, зимой спит, Весна настала — опять побежала. (Река ) Интересуется кто может жить в реке, а кто на берегу рек? Спрашивает у детей любят ли они путешествовать? |
Постановка цели (деятельность педагога с детьми) |
Предлагает совершить путешествие по водоемам Самарского края и познакомится с их обитателями. Интересуется, что понадобится для путешествия что бы не заблудится? Педагог демонстрирует карту Самарской области и изображением рек и озер. Спрашивает у детей, готовы ли отправится в путешествие? |
Анализ — сравнение, активное обсуждение демонстративного материала (деятельность педагога с детьми) |
I . Просит детей найти дорогу на карте до первого водоёма отмеченного синим флажком. При затруднениях оказывает помощь. Первый водоём Озеро Яицкое. Проходят к мольберту и изображением озера. Интересуется, что изображено на картине? При затруднении оказывает помощь. Сообщает, что в озере живет очень много рыбы. По берегам рек гнездится много птиц. — Каких водоплавающих птиц вы знаете? Загадывает загадки, при правальном ответе ребенок прикрепляет отгадку на картину по месту его обитания. Пестрая крякушка Ловит лягушек. ( утка). *** Улетели с севера на юг. И теряли белый, белый пух. ( лебеди). — Чем эти птицы похожи? (все они водоплавающие, и питаются мелкой речной рыбкой). *** На рыбалку мы ходили, Рыбу дружно все удили. Свой рассказ ты как не крась, Но ловился лишь … (Карась). *** Самый добрый в мире змей, Ест лягушек и мышей, Не боится рек и луж, Глубоко ныряет (Уж). *** Удивительная птица Острый клюв как спица. Важная, носатая, То стоит как статуя, То гуляет в камышах — Ищет шустрых лягушат . (Цапля). *** Скачет, скачет по траве, А глаза на голове, Скользкая и мокрая, Зеленая квакушка, А зовут ее — … (Лягушка) Педагог интересуется у детей … — Кто из обитателей озера живет в воде, кто у воды? II . Просит детей найти дорогу на карте до следующего водоёма отмеченного жёлтым флажком. При затруднениях оказывает помощь. Следующий водоём река Самара. Подходят к мольберту с картиной реки Самара и рыб. — Чем отличается река от озера? Сообщает, что в реке живет много разной рыбы, предлагает познакомится с ними. Дидактической игры «Назови ласково» Дети выстраиваются в круг. Воспитатель кидает мяч с названием рыбы, ребёнок ловит и отбрасывает обратно, называя эту рыбу ласково: ёрш-ёршик, окунь-окунёк, пескарь- пескарик, Лещь- лещик, рак- рачок, красноперка- красноперочка, карп- карпик, карась — карасик, улитка-улиточка, ракушка- ракушечка, щука-щучка, лягушка — лягушечка. Пальчиковая гимнастика Ха-ха-ха мы две лягушки Мы квакушки говорушки, Прыгаем с кувшинок в воду Не страшна нам непогода. Мошек ловим ловко вместе Жизни нет для нас чудесней. Умываемся мы каплей Прячемся вдвоем от цапли. Педагог показывает картинку рыбы щука. Спрашивает — как называется эта рыба? просит рассмотреть, что есть у рыбы (голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. туловище покрыто чешуей) Дидактическая игра «Собери щуку» Педагог предлагает детям разделиться на пары и присесть за столы, на которых лежат пазлы частей тела щуки, предлагает из них составить целое изображение. Задает вопросы: —Чем покрыто тело рыбы (Чешуей) —Что помогает рыбам передвигаться в воде (Обтекаемая форма, гладкая поверхность, плавники, хвост) — Сколько у щуки плавников? —Покажите ладошками, как рыба машет хвостиком, когда плывет. —Ребята, все живое дышит воздухом! А откуда рыбы берут воздух (Из воды) —С помощью чего рыбы дышат (При помощи жабр) —Как называется детеныш рыбы (Малек) —Из чего выводятся мальки (из икринок) III . Просит детей найти дорогу на карте до следующего водоёма отмеченного фиолетовым цветом. При затруднениях оказывает помощь. Следующий водоём река Сок. Садятся на подушки на против экрана с картиной реки Сок. Спрашивает у детей: —Как называют человека, который ловит рыбу (Рыболов, рыбак) —А чем можно ловить рыбу (Удочкой, сетью). Упражнение «Прятки » (на экран картинку) Педагог показывает ребятам картинку с изображением зашумлённых предметов (удочки, лопаты, ведра, крючка, лодки, весел). Сообщает что все предметы для рыбалки спрятались и предлагает их найти.
Задает вопросы: — Какие предметы спрятаны на картине? — Расскажите, использует рыбак эти предметы на рыбалке? Перелагает отправится на рыбалку. Физ. минутка: «Речка» К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга) Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками) Раз, два, три, четыре — ( Прыжки на месте) Вот как славно освежились. ( Потянулись, руки вверх) А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки) Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас») Одной, другой — это кроль, ( Показывают «кроль») Вышли на берег крутой (Маршируют) Дидактическая игра «Рыбалка»: Мы поймали много рыб – Не одного окуня, а много … окуней Не одну щуку, а много … Не одного карася, а много … Не одного леща, а много… Не одного крапа, а много… Не одну красноперку, а много… Не одного рака, а много… Не одного судака, а много… Не одного ерша, а много … Не одного рака, а много… IV . Просит детей найти дорогу на карте до следующего водоёма отмеченного красным цветом. При затруднениях оказывает помощь. Сообщает что мы добрались да реки Волга. Подходят к мольберту с картиной реки Волга. Педагог задает вопросы: — Волга какая? (широкая, большая, длинная, глубокая). Сообщает что здесь вас встречать рабы Сом и Судак. Предлагает рассмотреть этих рыб... — Какого размера эти рыбы? — У кого из них есть чешуя? — Какого цвета эти Рыбы?
Предлагает составить описательный рассказ по предложенной схеме.
|
Педагог интересуется понравилось ли ребятам путешествовать, предоставляет детям возможность высказаться, задаёт вопросы: — О ком мы сегодня говорили? — Где живут эти рыбы? — Какие реки и озеро мы сегодня посетили? — Какая вода в этих водоемах? — какие птицы живут у воды? — чем похожи утка и лебедь — Чем питается цапля? — Какие названия рыб вы запомнили? — Как называются люди, которые ловят рыбу? Предлагает отметить на карте путь до дома. | |
Модификация |
Педагог мотивирует детей на продолжение работы в самостоятельной деятельности. Предлагает нарисовать обитателей водоемов по точкам и раскрасить их. |