Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Слэбы как ресурс всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие дошкольника
29.12.2023
142
Поделиться
Библиографическое описание
Цветкова, Е. А. Слэбы как ресурс всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Цветкова, Л. Д. Эводьян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8895/.


Статья посвящена актуальной теме. Актуальность заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наряду с общими характеристиками, наши воспитанники имеют индивидуальные особенности, сочетания различных дефектов в развитии, наблюдается системное недоразвитие речи. Работая с такими детьми, мы стоим перед проблемой поиска и комбинирования традиционных и современных эффективных способов и средств коррекции и развития, успешной адаптации и социализации детей в обществе.

Старший дошкольный возраст — это тот возраст, когда каждый ребенок открывает для себя новое и проявляет познавательную активность. В это время знания ребёнка расширяются, углубляются, обобщаются.

Ребёнок постепенно научается слушать и слышать взрослого, соответственно отвечать на вопросы, формулировать и задавать вопросы, начинает проводить свои «эксперименты» с действительностью. В это время происходит овладение большим количеством информации; обогащается содержательная сторона умственного развития ребёнка. Кроме того, ребёнок активно развивает свою игровую деятельность (и очень активно — сюжетно-ролевую игру). Дети в возрасте пяти-шести лет умеют уже распределять роли в игре, и действуют в соответствии с ролью — то есть выстраивают игровое поведение. Игра не протекает в тишине, она сопровождается речью (герои ведут монологи, диалоги в зависимости от играемой роли).

Сама игра ребёнка становится сложнее, сюжеты становятся сложнее.

Изменяется и игровое пространство: оно уже не единое, а состоит из нескольких «уголков», наполнено различными атрибутами, игрушками и вспомогательными предметами. Важным «достижением» детей в старшем дошкольном возрасте становится способность менять роль (и вместе с ней игровое поведение) в зависимости от хода игры. Дети могут менять не только игровое поведение, но и место игры (переходить из одного «уголка» в другой). В игре дети взаимодействуют друг с другом, спорят, договариваются, решают конфликтные и спорные ситуации.

Происходит интенсивное развитие ребёнка по всем направлениям.

В этот период очень важно понимать, что окружает наших детей: какие игрушки, из чего они сделаны, какова их польза или возможный вред.

Работая с детьми, имеющими особые возможности здоровья, мы стоим перед выбором наиболее безопасных и эффективных для развития и коррекции игр и игрушек. И очень интересным и полезным решением являются дидактические игры, выполненные на деревянной основе

«Слэб» — переводится с английского языка как плита, пластина. Дерево, деревянные слэбы (спилы) хорошо подходят для изготовления различных игр и пособий: это экологически чистый и безопасный материал, его можно потрогать, понюхать (что очень важно для любого ребёнка, и особенно — для ребёнка с ОВЗ).

Изучив варианты использования слэбов в декоративном искусстве, при оформлении интерьеров, садовых участков и так далее, мы считаем, что возможно их эффективное использование в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игры и пособия, сделанные на основе деревянных спилом станут хорошим подспорьем в развитии детей по всем направлениям. Кроме того, за счет таких игр пополняется развивающая предметно-пространственная среда групп и кабинетов в ДОО. Повышается интерес дошкольников, которые встречаются с необычными для них инструментами для игр и занятий.

Мы ставили перед собой цель работы — повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством использования слэбов (спилов) и игр (пособий) на их основе.

Первое направление использование слэбов в нашей работе — развитие элементарных математических представлений. Наши воспитанники готовятся к переходу на новую ступень образования (школа), и нам очень важно качественно и своевременно заложить в них необходимые знания и умения, научить применять их на практике. Дидактические игры на слэбах мы используем в качестве счётного материала, для работы над понятиями «больше — меньше — равно», при знакомстве с фигурами и геометрическими телами, в качестве объемного и плоскостного конструктора и многое другое.

Развитие элементарных математических представлений

Рис. 1. Развитие элементарных математических представлений

Второе, и очень важное для нас и наших детей направление использование слэбов в нашей работе — это речевое развитие. Наши воспитанники учатся пользоваться монологической речью: с трудом, с нашей помощью — но они пересказывают небольшие рассказы, сказки. Очень непросто даются развернутые ответы на вопросы, а также формулирование вопроса другому человеку. Вместе с педагогами ребята осваивают грамматические конструкции, пробуют интонировать свою речь. Работа над речевым развитием требует больших усилий, поиска и применения современных эффективных методов и средств работы.

Мы предлагаем детям игры на спилах, направленные на развитие речи по всем направлениям:

— звукопроизношение,

— слоговая структура,

— лексика,

— грамматический строй,

— просодика,

— связная речь.

Речевое развитие

Рис. 2. Речевое развитие

С большой эффективностью проходят игры, оформленные на слэбах:

— «Домики для звуков»

— «Сложи слово»

— «Паровозик из признаков» (действий)

— «Путаница» (найти ошибки)

— «Сказка на деревянных спилах»

Третье направление использование слэбов в нашей работе — социально-коммуникативное развитие детей. Общение детей с особенностями в развитии сопровождается определенными трудностями. Им не всегда легко установить контакт со сверстниками и взрослыми, им сложно договариваться и поддерживать общение в процессе игры или совместной деятельности. Мы используем слэбы как опоры для составления и обыгрывания различных сюжетов, как атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Дидактические игры «Художник ошибся?», «Настроение», «Как поступить?», «Доброе слово» и другие помогают нам повысить эффективность работы над социализацией детей, над формированием у них положительного отношения к общению, над развитием навыков общения с детьми и взрослыми.

Особое значение для нас занимает изобразительная деятельность на слэбах. У наших воспитанников зачастую проявляются трудности в формировании художественных умений и навыков, моторика мелкая и общая развита недостаточно хорошо. Поэтому при помощи слэбов мы вносим разнообразие, повышаем интерес детей к совместной деятельности. На слэбах можно рисовать в различных техниках, можно работать пластилином, декорировать различными материалами, комбинировать техники и приёмы. В процессе работы у воспитанников развивается мелкая моторика, координация движений, развивается воображение, усидчивость, аккуратность; развивается умение планировать и анализировать свою работу. А самое главное — ребята учатся взаимодействовать, помогать друг другу и принимать помощь, радоваться успехам своим и других, общаются в процессе деятельности.

Изобразительная деятельность на слэбах

Рис. 3. Изобразительная деятельность на слэбах

Таким образом, мы на практике убедились, что использование слэбов в различных видах детской деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающего процесса, способствуя всестороннему развитию детей.

Литература:

  1. Бережнова. О.В., Тимофеева Л. Л. 2013. Этап построения модели педагогического процесса // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие/ Москва.
  2. Доронова Т. Н. 2013. Мастерская // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы./ Москва.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.
  4. «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный