«Любознайка». Проект по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность
Авторы: Романченко Татьяна Викторовна, Васютина Светлана Алексеевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.
Дата публикации: 23.12.2023
Статья просмотрена: 33 раза
Библиографическое описание:
Романченко, Т. В. «Любознайка». Проект по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность / Т. В. Романченко, С. А. Васютина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8881/ (дата обращения: 17.12.2024).
Введение
Актуальность
Детское экспериментирование — это организованная активная детская деятельность. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и активными деятелями. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку представляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и умений.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может предоставить экспериментальная деятельность.
Дети младшего дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
На основании вышеизложенного, у нас появилась возможность составить план работы с детьми по данному направлению. Возникла идея написания проекта «Любознайка».
Информационная карта проекта
Разработчик(и) проекта:
Васютина С. А. — воспитатель;
Романченко Т. В. — воспитатель;
Вид проекта :
коллективный, творческий, долгосрочный.
Рабочая группа проекта
— Васютина С. А. — воспитатель;
— Романченко Т. В. — воспитатель;
— Петрова Е. А. — муз. руководитель
Пользователи результатом проекта :
Воспитанники ДОУ (дети 4–5 лет), родители.
Цель: развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность на 18 %.
Способ достижения цели:
Реализация мероприятий проекта с детьми среднего дошкольного возраста на основе детской поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности в союзе с игровой образовательной технологией.
Задачи:
— Формировать умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи между различными природными объектами и человеком, показывать их влияние друг на друга.
— Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между объектами и явлениями природы.
— Стимулировать в ребенке интерес к самостоятельным исследованиям, открытиям;
— Способствовать развитию познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи, обогащению словарного запаса.
— Воспитывать навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Формы и методы работы над проектом:
Наблюдения, опыты, игры-эксперименты.
Индикаторы познавательного развития детей
— Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми
— Возникает интерес к значимой деятельности
— Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности
— Владеют действиями с предметами, разнообразными способами использования предметов
— Знают и хорошо ориентируются в отношении величин предметов, различают цвета
— Способны ясно выразить мысль, вступить в диалоговое общение, используют обобщающие понятия
О жидаемые результаты:
— Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
— Понимают, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимосвязи, что поможет сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности.
— Устанавливают связи и отношения между материалом предметов и способом их применения.
— Понимают необходимость бережного отношения к живой и неживой природе.
— Умеют наблюдать за явлениями природы, ставить опыты, проводить эксперименты.
— Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.
Родители
— Укрепляют отношения с детьми в совместном деле через творческое участие в мероприятиях проекта.
— Пополняют знания о возрастных особенностях детей 4–5 лет.
— Обогащают знания по развитию познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность опытами из личной «копилки».
— Оказывают содействие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Первый этап
Подготовительный этап — август — сентябрь:
Подбор литературы, занятий. Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей. Диагностика ребенка через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций. Планирование работы с детьми, родителями.
Второй этап
Разработка проекта.
Определение конкретной темы проекта.
Обсуждение проблемы с группой специалистов и родителей.
Составление плана реализации проекта.
Третий этап
Практический этап — октябрь — апрель:
Апробация данной системы деятельности с воспитанниками. Проведение открытых мероприятий для педагогов, родителей. Целевые прогулки, экскурсии.
Четвертый этап.
Аналитический этап — май
Проведение анализа эффективности проекта (обобщение, систематизация опыта).
Оценка успешности проекта
— повышение уровня развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность — не менее 80 %;
— активное участие родителей воспитанников ДОУ в реализации проекта — не менее 80 %;
— результаты продуктивной деятельности;
— создание альбома регистрации экспериментов.
Календарный план-график работы по проекту «Любознайка»
Код работы |
Этапы реализации проекта (название работы/ процесса) |
Дата начала и окончания работ |
Подтверждение работы (продукт, документ) |
Ф. И. О. Ответственного педагога |
1 |
Подготовительные организационные мероприятия |
Васютина С. А. Романченко Т. В |
||
1.1 |
Подготовительные организационные мероприятия (поиск, изучение литературы, интернет ресурсов, опытов работы ДОУ) |
Информационная справка |
Романченко Т. В |
|
1.2 |
Анкетирование родителей |
Информационная справка, анкета |
Васютина С. А. |
|
1.3 |
Диагностика детей |
Диагностический инструментарий |
Романченко Т. В |
|
1.4 |
Экскурсия в детскую лабораторию детей подготовительной группы д/с |
Информационная справка |
Васютина С. А. |
|
2 |
Разработка проекта |
Васютина С. А. Романченко Т. В |
||
2.1 |
Определение конкретной темы проекта |
- |
Романченко Т. В |
|
2.2 |
Обсуждение с группой специалистов и родителей |
Информационная справка |
Васютина С. А. |
|
2.3 |
Составление плана реализации проекта |
План реализации проекта |
Романченко Т. В |
|
3 |
Работа над реализацией проекта |
Васютина С. А. Романченко Т. В |
||
3.1 |
Экскурсия «Кто сказал, что осень грустная пора» |
Информационная справка |
Романченко Т. В |
|
3.2 |
Наблюдения за природными материалами (сравнение свойств сухого и мокрого песка) |
Фотоматериал |
Васютина С. А. |
|
3.3 |
Эксперимент. Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков |
Фотоматериал |
Романченко Т. В |
|
3.4 |
Экспериментирование и игры с водой:, игра «Дождик» |
Фотоматериал |
Васютина С. А. |
|
3.4 |
Экспериментирование с воздухом. Надувание мыльных пузырей |
Информационная справка |
Романченко Т. В |
|
3.5 |
«Растения и свет» Наблюдение за опытом «Лабиринт для картофеля» |
Фотоматериал |
Васютина С. А. |
|
3.6 |
Родительское собрание с рассмотрением вопроса «Экология и мы» |
Протокол родительского собрания |
Васютина С. А. Романченко Т. В |
|
3.6 |
Свойства песка. Наблюдение за опытом «Где вода» |
Информационная справка |
Романченко Т. В |
|
3.7 |
Игра- эксперимент «Рисовальнички» |
Информационная справка |
Васютина С. А. |
|
3.8 |
Прогулка. «Поиски невидимки» |
Фотоматериал |
Романченко Т. В |
|
3.9 |
Эксперимент «Семена проснулись» |
Фотоматериал |
Васютина С. А. |
|
3.10 |
Праздник «Синичкин календарь» |
Фотоматериал Информация на сайт |
Муз. руководитель Петрова Е. А |
|
3.11 |
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Консультация для родителей |
Васютина С. А. Романченко Т. В |
|
3.12 |
Наблюдение за опытом. «Откуда берется песок?» |
Информационная справка |
Романченко Т. В |
|
3.13 |
Экспериментирование с воздухом. «Игры с соломинкой» |
Информационная справка |
Васютина С. А. |
|
3.14 |
Игра — эксперимент «Разноцветная вода» |
Информационная справка |
Романченко Т. В |
|
3.15 |
Дидактическая игра Тема: «Как растёт лук?» |
Фотоматериал |
Васютина С. А. |
|
3.16 |
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию |
Памятка для родителей |
Романченко Т. В |
|
3.17 |
Игра с песком «Раскопки» |
Фотоматериал |
Васютина С.А |
|
3.18 |
Эксперимент «Искусство дождя» |
Информационная справка |
Романченко Т. В |
|
3.19 |
Наблюдение за опытом. Реактивный двигатель |
Информационная справка |
Васютина С. А. |
|
3.20 |
Наблюдение за опытом «Разноцветные растения» |
Фотоматериал |
Васютина С. А. |
|
3.21 |
Строительные игры Тема: Песочные часы |
Информационная справка |
Романченко Т. В |
|
3.22 |
Игра-эксперимент Сказка о том, как радуга в воде купалась |
Информационная справка. Фотоматериал |
Васютина С. А |
|
3.23 |
Игра-эксперимент «Познакомьтесь, одуванчик!» |
Фотоматериал |
Васютина С. А. |
|
3.24 |
Наблюдение за опытом Самополивающиеся растения |
Информационная справка |
Васютина С. А. |
|
3.25 |
Совместный поход выходного дня «Весенние встречи» |
Фотоматериал |
Родители, дети, Васютина С. А. Романченко Т. В |
|
3.26 |
Изготовление фотоколлажа «Мы и дома не скучаем — опыты мы вместе ставим!" |
Фотоколлаж |
Родители Васютина С. А. Романченко Т. В |
|
3.27 |
Развлечение. Забавы жарким летом |
Информационная справка. Информация на сайт |
уз. руководитель Петрова Е. А |
|
3.28 |
Создание альбома регистрации экспериментов |
альбом регистрации экспериментов |
Васютина С. А. Романченко Т. В |
|
4 |
П одведение итогов реализации проекта |
Васютина С. А. Романченко Т. В |
||
4.1 |
Оценка успешности проекта — итоговое анкетирование родителей; — итоговая диагностика средних дошкольников |
Информационная справка |
Васютина С. А. |
|
4.2 |
Проведение анализа эффективности проекта. Выступление с отчетом на итоговом педсовете |
Отчет |
Васютина С. А. Романченко Т. В |
|
4.3 |
Презентация проекта в рамках работы ММО воспитателей среднего дошкольного возраста |
Презентация проекта |
Васютина С. А. Романченко Т. В |
|
4.4 |
Освещение мероприятий проекта на сайте ДОУ (не менее 4 раз) |
Скриншот страницы сайта |
Васютина С. А. Романченко Т. В |
Заключение
Знания, полученные во время проекта «Любознайка», помогли повысить значимость экспериментально-исследовательской деятельности, стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям, развитие наблюдательности, любознательности, познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.
Проведенный среди детей и родителей воспитанников ДОУ на конец года опрос показал положительные результаты: участие в проектной деятельности стало для младших дошкольников способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании. Объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2013.
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты Е. А. Алябьева.: — М.: Сфера, 2005.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — М.: Вако, 2008.
- Детская энциклопедия. Цветы от. А до Я. М.: Аргументы и факты, 1996.
- Журнал «Дошкольная педагогика» № 5 2016 год.
- Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы М. Д. Маханева. — М.: Аркти, 2004.
- Шорыгина Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей Т. А. Шорыгина. — М.: ГНОМиД, 2002.