Мастер-класс для воспитателей на тему «Интерактивные игры «Лого 7» для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Автор: Авсюкевич Наталья Ивановна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 26.10.2023
Статья просмотрена: 58 раз
Библиографическое описание:
Авсюкевич, Н. И. Мастер-класс для воспитателей на тему «Интерактивные игры «Лого 7» для детей с тяжёлыми нарушениями речи» / Н. И. Авсюкевич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8693/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: ознакомление педагогов города с интерактивными технологиями системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности дошкольника
Задачи:
- Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
- Познакомить педагогов с работой сенсорного логопедического комплекса «ЛОГО 7».
- Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Оборудование: сенсорный логопедический комплекс LOGO 7.
Ход:
1. Вступительная часть.
— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер-класс «Интерактивные игры «ЛОГО 7» для детей с тяжёлыми нарушениями речи».
Комплекс ЛОГО 7 разработан специально для детей с задержкой речевого развития. Он корректирует речь, увеличивает словарный запас, формирует правильное речевое дыхание, грамматический строй языка, обучает чистому произношению звуков, грамотной постановки ударения, развивает мелкую моторику рук, артикуляцию, вербальную и зрительную память, коммуникативные навыки, словесно-логическое мышление, а также мотивацию и волю.
В комплекс входит 23 дидактических игры на развитие мышления, памяти, устойчивости внимания и 90 игр на формирование всех компонентов речи.
Дидактические игры и упражнения носят обучающий и развивающий характер, которые используются как часть на фронтальных, групповых и индивидуальных занятиях.
Плюсы использования интерактивных игр:
— дополнительный стимул для выполнения заданий, т. к. все дети любят играть на компьютере.
— высокая мотивация детей, поддерживается активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше.
— возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе ребенок видит результат своих действий.
Детские, развивающие интерактивные игры — это логичное продолжение, эволюция тех настольных игр, конструкторов, разрезных картинок, в которые мы привыкли играть, когда сами были детьми.
2. Практическая часть
Сегодня я бы хотела Вам представить некоторые игры, которые мы используем в своей работе.
Во время работы с любым интерактивным оборудованием мы не должны с вами забывать и о структурно-временной организации работы:
1. Организационный момент (беседа, игровой момент, сообщение темы) — 1 минута.
Сегодня мы отправимся в сказочный мир. Где встретим говорящих животных, побываем в сказках и даже попробуем сочинить их сами. А поможет нам в этом Волшебный Экран.
2. Подготовительные и профилактические упражнения — 1–2 мин.
Например, артикуляционная гимнастика
3. Работа за компьютером — 8–9 мин.
В приложении «Логомер 2» существуют такие разделы как, артикуляционная гимнастика, «Воздушная струя», «Фонематический слух», «Неречевой слух», «Звукоподражание», «Грамматика», «Слоговая структура» и другие.
Для развития правильного речевого дыхания, направленной воздушной струи прекрасно помогает игра «Ветерок и жуки».
Правила. Стараясь сохранить длительность воздушной струи, с помощью микрофона нужно сдувать жучков с деревьев. В настройках микрофона можно сделать оптимальную дыхательную нагрузку для каждого ребенка.
В разделе «Фонематический слух» находится игра «Свинки-копилки».
Цель. Развитие фонематического слуха.
Правила. На свинках указаны гласные буквы. Послушав звук монетки, нужно перенести ее в соответствующую копилку.
Рекомендации. Ребенок должен не только слушать звуки и слоги, но и повторять их перед тем, как кинуть в копилку.
Игру «Пожужжим!» можно найти в разделе «Звукоподражание».
Данная игра поможет вызвать у ребенка подражание речевому звуку с помощью проговаривания «трудных» звуков.
Правила. Услышав, например, шипение змеи, ребенок должен повторить его как можно точнее.
Рекомендации. Данный материал будет полезен в работе с «неговорящими» детьми, а также для обследования или постановки звуков.
Целью игры «Кто за кем?» является закрепление предлогов в речи.
Правила. Необходимо расставить героев игры по порядку. При этом ребенок должен называть последовательность, кто ЗА кем, ПЕРЕД кем, НАД кем или ПОД кем и т. д.
Рекомендации. После этой игры дети могут сами составить речевые цепочки с использованием знакомых предлогов.
Для чтения слогов и составления из них слов можно использовать игру «Слоговые домики», которая находится в разделе «Слоговая структура».
Правила. Прочитав все слоги, нужно найти «спрятанные» в домике слова. Слова выделены определенным фоном.
Рекомендации. Перед поиском слов можно прочитать все слоги по горизонтали и вертикали.
В разделе «Звукопроизношение» можно найти игру «Ну, заяц, убеги!», которая поможет ввести в активную речь звуки С, З, Ц.
Правила. Ящик в углу экрана показывает количество ходов. Ребенок произносит слоги, по которым идет Заяц, а затем выполняет выпавшее задание.
Рекомендации. Играть могут несколько человек, выполняя ходы по очереди. Важно проговаривать все слоги и слова задания.
Для формирования связной речи у ребенка поможет игра «Что сначала, что потом»
Ее целью является составление рассказа по серии картинок.
Правила. Щелкая на картинки, нужно расставить их в правильном порядке. Затем ребенку надо составить рассказ по полученному сюжету.
Рекомендации. Игру можно также использовать и во время обследования связной речи ребенка.
Так же в данном логопедическом комплексе есть игры для развития мелкой моторики. Их можно найти в разделе «Моторика». Например, игра «Ручные привидения».
Правила. Ребенок смотрит на персонажей и повторяет движения пальцев героев на экране, которые говорят стишки.
Рекомендации. Желательно, чтобы, ритмично выполняя упражнение, ребенок одновременно повторял стихи вместе с персонажем.
С помощью игры «Слоновья западня» дети не только подготавливаются к чтению, но и учатся запоминать порядок букв в слове.
Правила. Ребенку нужно запомнить слово. После того, как слова рассыпаются, их нужно поставить в правильном порядке.
А отработать согласование существительных с притяжательными прилагательными поможет игра «Потерянный хвост» в разделе «Лексика»
Цель данной игры — научить ребенка подбирать правильный хвост для каждого животного.
Правила. Увидев животное и несколько хвостов, нужно сделать правильный выбор.
Рекомендации. Повторение притяжательных прилагательных может также стать элементом занятия на грамматику.
После завершения работы с сенсорным комплексом проводится рефлексия или гимнастика для глаз в течении 1–2 мин.
Например, Гимнастика для глаз
«Часто-часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И сначала все начни!»
«Зажмурь глаза, до трех считай,
Затем их шире открывай
И так, считая до пяти,
Ты, не мигая, вдаль гляди!»
3. Заключительная часть.
В процессе работы мы выяснили что «ЛОГО 7» не только отличный помощник для учителя-логопеда, но и для воспитателей, педагога-психолога, учителя английского языка. А также он незаменим не только в старшей, но и в подготовительной группе детского сада. Ведь там много игр и для обучения грамоте.
К сожалению, ни у каждого учреждения есть возможность в приобретении такого дорогостоящего оборудования. На сайте «Мерсибо» представлены интерактивные игры и пособия для логопедов, психологов, воспитателей. Можно пригласить на сайт родителей, для выполнения с детьми определенного задания. Это особенно актуально при дистанционном обучении.
Но в то же время нужно помнить, что интерактивное оборудование не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Компьютер только дополняет педагога, а не заменяет его.