Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Книга как источник творчества

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
27.07.2023
23
Поделиться
Библиографическое описание
Гоменюк, С. В. Книга как источник творчества / С. В. Гоменюк. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 38-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8524/.


Данная статья будет полезна воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родителям, которые заинтересованы в правильном воспитании своих детей .

В век современных компьютеров и высоких технологий, к сожалению, теряется интерес к книге не только у детей, но и у взрослых. Все чаще и чаще мы наблюдаем такие картины, как мама, и идущий рядом ребенок играют в телефоне.

Так постепенно в нашем современном информационном мире традиции и нравственные правила семьи, к сожалению, ушли на второй план. А если вспомнить, то ещё совсем недавно наши мамы и бабушки рассказывали или читали своим детям и внукам сказки, и этим самым, совсем не задумываясь, они воспитывали их. Я в своей статье не настаиваю, чтобы вы полностью отказались от современных технических средств, конечно, нет, надо идти в ногу со временем. Но нельзя забывать традиционное чтение сказок в кругу семьи. Ведь сказкапо своей сутиявляется неотъемлемым элементом нравственного воспитания ребенка.

Сказки помогают ребенку открыть многообразие мира, развивают воображение, помогают сравнить поступки героев, знакомят его со сложной и противоречивой жизнью, раскрывают существенные явления и закономерности действительности. В сказках дети впервые получают информацию о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Сказка побуждает к сопереживанию сюжета, знакомит с образами героев, познаются первые представления о справедливости и несправедливости, способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Только через сказку можно доступным образом объяснить ребенку, где добро, а где зло, ведь он познает мир не только умом, но и сердцем. Нравоучения в них так завуалированы, что они мягко воздействуют на детскую психику. При правильном прочтении сказки, ребенок воспринимает вымысел сказочного мира, как реальность, отождествляет себя с героями сказок, особенно с теми, кто действительно похож на него, тем самым развивается у ребёнка умение фантазировать. После чтения сказки необходимо провести обсуждение прочитанного, это тем самым повысится желание ребенка в дальнейшем (когда научится читать) самостоятельно читать сказки, а также фантазируя, ребенок будет расширять словарный запас. А чтение книг вместе с родителями — это отличный вариант совместного отдыха после тяжелого рабочего дня, что поможет больше сблизиться со своими детьми.

Таким образом, сказка становится первым учебником в жизни ребенка. Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет! Понимая, что добро всегда торжествует, ребенок почувствует себя смелее и увереннее в этой жизни.

Хочу представить вашему вниманию проект по познавательно-творческому развитию с детьми средней группы, где широко использовались различные методы и приемы, которые помогли рационализировать работу по ознакомлению со сказкой Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

В проекте были учтены психолого-педагогические особенности младшего дошкольного возраста: эмоционально-образное мышление, неустойчивость восприятия, кратковременность внимания, основа запоминания у детей — это наглядность.

В работе активно использовались пословицы, которые в современной жизни уходят все дальше на задний план. Эти пословицы помогают понять смысл произведения, да и многих других:

— «По одежке встречают — по уму провожают»;

— «Суди дерево по плодам, а человека по делам»;

— «Доверяй, но проверяй»;

— «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В результате реализации проекта была видна заинтересованность и детей, и взрослых в чтении книг, появилось желание сделать ее спутником жизни во многих семьях, появились небольшие домашние библиотеки. Это хороший пример для многих других семей.

Работа в рамках данного проекта позволила способствовать расширению кругозора каждого ребёнка, а музейное пространство в детском саду, позволяет эту сказку осознать, «прожить» ее, выработать определенные правила поведения.

Паспорт проекта

Полное название проекта

По страницам сказок Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» и другие поучительные сказки»

Авторы проекта

Гоменюк Светлана Викторовна — воспитатель группы

Андреева Наталия Валериевна — воспитатель группы

Тип проекта

Познавательно — творческий

Вид проекта

Краткосрочный, групповой.

Участники

Дети средней группы, воспитатели группы, родители.

Возраст детей-участников

4–5 лет (средняя группа)

Продолжительность

Краткосрочный (10–21 апреля 2023)

Место проведения

Группа № 12 и музыкальный зал ГБДОУ д/с 61 Красносельского района Санкт-Петербурга

Проблема (обоснование проблемы)

Сегодня одной из главных проблем образования является недостаточное чтение книг, посещение театров, библиотек. Родители стали меньше читать детям, интернет и электронные носители вытесняют книгу. Интерес к чтению стал падать. Принося маленькую куколку с короной, девочки называют ее принцессой. Когда девочки играли «в принцессу», мальчики, наблюдали за игрой, и захотели быть в роли принцев. Но в ходе игры обнаружилось недостаточное представление об образе настоящих принцев и принцесс. Было принято решение создать проект по адаптированной сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине». В ходе изучения данного произведения у детей возник ряд вопросов, после которых было решено включить в проект новые сказки для того, чтобы представления детей стали полными.

Актуальность

В процессе общения с книгой происходит становление личности ребёнка, поэтому важно на примере творчества детских писателей формировать нравственные понятия, расширять кругозор, обогащать внутренний мир ребёнка, повышать грамотность и образованность. Произведения Ганса Христиана Андерсена несут в себе глубокий смысл, а герои его сказок на своих примерах учат совершать правильные и благородные поступки, что немаловажно для современных детей.

Цель проекта: создание условий для приобщения детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с творчеством Г. Х. Андерсена.

Задачи проекта

Образовательные:

— Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству Г. Х. Андерсена.

— Формировать интерес к чтению и книге как источнику творчества.

— Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию сказок.

Развивающие :

— Способствовать развитию памяти, внимания, мышления и творческих навыков.

— Способствовать развитию познавательных и исследовательских навыков.

— Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений.

— Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

— Способствовать формированию художественного вкуса и культуры речи.

— Возобновлять традиции семейного чтения.

— Воспитывать через идею сказки доброту, отзывчивость.

— Воспитать уважения к культуре других народов.

— Воспитывать бережное отношение к книгам.

— Воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

Наглядные материалы: книги Г. Х. Андерсена, портрет сказочника, сказка «Принцесса на горошине», кроватка маленькая, тюфяки, короны — головные уборы принцесс и принцев, наряды для принцесс и принцев, шкатулка с горошиной, замки, иллюстрации к сказке, пальчиковый театр и театр, созданный способом «Оригами», атрибуты для уголка «Я принцесса».

Оборудование: задействованы все игровые и образовательные центры группы, спортивный инвентарь из спортзала, площадки на территории детского сада, дидактические и настольные игры, иллюстрации, книги, конструктор; аудиокассеты со звуками природы, пением птиц, шум дождя, шум ветра, аудиозапись со сказкой.

Предполагаемый результат

Для воспитанников:

— В ходе проекта дети подробно познакомятся со сказкой зарубежного писателя Г. Х. Андерсена через игру и чтение.

— По окончании проекта дети расширят свои представления об образах героев, пространстве и сюжетной линии сказки, и основных правилах этикета.

— Дети научатся сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, станут добрее и терпимее друг к другу.

— Возрастет интерес к чтению книг.

— Дети получат удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Для педагогов:

— Самореализация, повышение творческого потенциала.

— Накопление практических навыков проектной деятельности.

Для родителей :

— Повысится уровень информированности родителей о деятельности ДОУ.

— Укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ.

— Родители примут участие и поддержат детей в творческих проектах ДОУ.

— Будут оформлены совместные альбомы, созданы плакаты для театрализации, а также необходимые костюмы для постановки сказочных сюжетов.


Этапы

Работа с детьми

Работа с родителями

1. Подготовительный

— Выявление проблемы, постановка цели и задач, определение направлений работы.

— Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

— Обработка полученной информации.

— Планирование деятельности педагогов по реализации задуманного.

— Подбор необходимой информации и оборудования для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного проекта.

— Изучение методической литературы, разработка плана работы.

— Подбор оборудования, наглядного, игрового материала, материала для творчества.

— Беседа на тему «Моя любимая книга».

— Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой», «Дворцы и Замки».

— Организация выставки книг со сказками Г. Х. Андерсена.

— Подбор детской художественной литературы для чтения.

— Подбор иллюстративного материала по теме.

— Подбор дидактических игр по театрализации.

— Создание мини-музея «Волшебные сказки» Г. Х. Андерсена.

— Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды).

— Прогнозирование результата.

— Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи воспитателю.

Оценка. Педагоги поддерживают инициативу детей узнать как можно больше о мире принцев и принцесс. Дети рассматривают с большим интересом различные иллюстрации к сказкам, задают множество вопросов. Педагоги выстраивают план совместной деятельности с детьми, в соответствии с их просьбами.

— Знакомство родителей с темой проекта.

— Опрос среди родителей «Какие книги читают дома?». Рекомендации по теме проекта.

— Доведение до родителей информации о воспитании интереса у детей к книгам и их чтению.

— Коллективная работа детей и родителей по изготовлению атрибутов к сказке «Принцесса на горошине».

— Объявление выставки книг автора «Принцесса на горошине» (разных иллюстраторов).

— Создание альбома совместных рисунков «Герои сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

— Объявление выставки совместных поделок к сказке «Принцесса на горошине».

— Консультация «Роль сказки в жизни детей-дошкольников».

— Проведение мастер — класса по изготовлению корон для девочек и мальчиков.

— Проведение мастер — класса по изготовлению перин и тюфяков из бросового и природного материала.

— Создание музея «Предметы к сказке «Принцесса на горошине».

— Создание пальчикового театра по сказке.

— Создание героев сказки по методу «Оригами».

— — Собрать игрушки мини-героев из «Киндер-сюрпризов» для проведения настольного театра.

— Создание замков для настольных игр.

— Создание выставки корон.

— Создание фотоальбома по костюмам принцесс и принцев, и корон.

— Посадка гороха в землю.

— Создание уголка настоящей принцессы.

— Рисование картин: «Замок», «Гостиная», «Спальня», «Горошина в музее» для обыгрывания сказки.

2. Основной (практический)

— Реализация проекта.

— Создание с детьми плаката: «Сказочные Дворцы и замки».

— Привлечение детей и родителей к сбору материала (книг) для оформления выставки: «Сказки Г. Х. Андерсена».

— Предлагались детям настольные и дидактические игры, сюжетно-ролевые игры на данную тематику. Использование в режимные моменты подвижные, пальчиковые игры.

— Создание картотеки пальчиковых игр по теме.

Оценка. На этом этапе дети интересуются творчеством: лепят, рисуют, делают аппликацию, участвуют во всех мероприятиях, проводимых в группе. Интересуются опытнической деятельностью с водой — создают картину «Идет дождь». Заинтересовались игрой на тактильные ощущения «Узнай, что внутри?» Воспитатель поддерживает их инициативу, (ориентир на позицию: «Дети — деятели, а не слушатели!».)

— Предложили родителям: создать выставку рисунков по творчеству Г. Х. Андерсена.

— Коллективная работа детей и родителей по изготовлению атрибутов к сказке «Принцесса на горошине».

— Создание альбома совместных рисунков «Герои сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

— Объявление выставки совместных поделок к сказке «Принцесса на горошине».

— Создание музея «Предметы к сказке «Принцесса на горошине».

— Создание пальчикового театра по сказке.

— Создание героев к сказке из бросового материала.

— Создание героев сказки по методу «Оригами».

— Собрали мини игрушки героев из «Киндер-сюрпризов» для проведения сказкотерапии.

— Создание замков для настольных игр.

— Создание выставки корон.

— Создание фотоальбом по костюмам принцесс и принцев.

— Посадка гороха.

— Создание уголка настоящей принцессы.

3. Заключительный

— Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

— Конечный результат: Образовательное событие по страницам сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

Оценка. На данном этапе проводилось закрепление знаний, полученных в ходе реализации проекта. Результатом стали работы детей, выставка совместных работ родителей и детей.

С большим интересом стали играть в настольно — печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные и дидактические игры на данную тему.

Повысился уровень знаний детей в познании художественной литературы и театрализации.

Жизнь воспитанников стала интересной духовно богатой и содержательной, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

— Родители принимали активное участие во всех мероприятиях проекта группы. Оказывали посильную помощь и поддержку.

— Создали музей «Предметы к сказке «Принцесса на горошине».

— Создали костюмы, атрибуты для театрализации и проведения весеннего праздника.

— Провели выставку сказок Г. Х. Андерсена.

— Создали альбом совместных рисунков «Герои сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

— Провели выставку совместных поделок с родителями к сказке «Принцесса на горошине».

— Создали замки для настольных игр.

— Создали выставку корон.

— Создали фотоальбом по костюмам принцесс и принцев.

— Посадили горох в грунт.

— Создали уголок настоящей принцессы.

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевые игры :

— «Семья» сюжет «Поход в театр»,

— «Книжный магазин»,

— «Библиотека».

Дидактические игры :

— «Отгадай героя сказки»,

— «Собери картинку»,

— «Узнай сказку по иллюстрации»,

— «Узнай откуда отрывок»,

— «Из какой сказки предмет»,

— «Сложи картинки из частей»,

— «Назови сказку»,

— «Какие герои поменялись местами»,

— «Расскажи сказку по картинкам»,

— «Найди отличия»,

— «Где горошина?» (математическая игра).

Театрализованная деятельность:

— Инсценировка сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

Упражнение имитация :

— «Изобрази героя сказки».

— Трудовое поручение:

— Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница».

Беседы:

— «Датский сказочник Г. Х. Андерсен»,

— «Поучительное значение сказок»,

— «Что такое сказка?»,

— «Назови знакомые сказки»,

— «Добро и зло».

Ситуативные беседы:

— «Как себя вести в театре».

Безопасность:

— «Правила поведения при грозе»,

— «Бережем свое здоровье».

Экспериментирование:

— «Идет дождь».

Разгадывание загадок «Из какой я сказки?».

Чтение и обсуждение:

— Г. Х. Андерсен:

«Гадкий утенок»,

«Дюймовочка»,

«Стойкий оловянный солдатик»,

«Снежная королева».

— Иван Демьянов:

«Горошина»

Заучивание считалок о короле и т. д.

Рассматривание книг в книжном уголке. Рассматривание иллюстраций к сказкам Г. Х. Андерсена

Раскраски: по сказке «Принцесса на горошине».

Лепка (барельеф):

— «Замок принца»

Рисование:

— «Принцесса на горошине» — замок принца;

— «Нарисуй героя сказки».

Аппликация:

— «Дворцы».

Конструктивная деятельность :

— «Замки»,

— «Кровать принцессы».

Использование бросового и природного материала :

— «Создание тюфяков».

Прослушивание:

— аудиозаписи со звуками природы, связанными с шумом ветра, шум дождя, удар молнии;

— аудиозаписи сказок Г. Х. Андерсена.

Плакат: «Сказочные замки».

Физкультминутка:

— «Принцесса».

Подвижные игры:

— «Передай горошину»,

— «Принцесса на горошине»,

— «Горошина на веревочке».

Эстафета:

— «Собери горошины в корзину»,

— «Перенеси горошину в ложке»,

— «Соберись как горошины».

Пальчиковая гимнастика:

— «Ветер дует нам в лицо»....

Дыхательная гимнастика :

— «Подуй на капельки»,

— «Воздушный бой».


Конечный результат. Образовательное событие по страницам сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

Мероприятия: оформлены выставки книг автора Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» (разных иллюстраторов), выставки совместных поделок к сказке «Принцесса на горошине». Создан альбом совместных рисунков «Герои сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Создан музей «Предметы к сказке «Принцесса на горошине». Создана выставка корон, создан фотоальбом по костюмам принцесс, принцев и корон. Нарисованы на ватмане четыре картины: «Замок», «Гостиная», «Спальня», «Горошина в музее» для обыгрывания сказки, связан пальчиковый театр, созданы герои к сказке из бросового материала.

Участие родителей и детей в мастер-классах по созданию тюфяков и перин, а также корон для детей.

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

Качественное и эффективное использование развивающей предметно-пространственной среды, в которой разрабатывался проект, эстетичность разработки с точки зрения предоставления материала. Объём выполненной работы, сложность, использование знаний, выходящих за рамки программы. Практическая значимость и новизна продукта проекта.

Подведение итогов по реализации проекта

Проект по информационно-творческой и познавательно-речевой деятельности был интегрирован со всеми видами детской деятельности и составлен с ним единое целое.

Вывод. При наличии определенных условий и планомерной работы, включение детей в театрализованную деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущий вид деятельности — игру, расширить свой коммуникативный опыт и опробовать его в этой деятельности. Ребенок начинает чувствовать, осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир при помощи фантазии, воображения, общения с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.

Ребёнок должен развиваться духовно-богатой личностью, с творческим потенциалом, быть активным, самостоятельным, эмоционально-отзывчивым.

Заключение

В результате реализации данного проекта дети познакомились с творчеством Г. Х. Андерсена и могут давать оценку поступкам героев. Кроме того, возрос интерес к чтению и сказкам.

Работа в рамках данного проекта позволила расширить кругозор каждого ребёнка посредством приобщения к художественной литературе.

В результате реализации проекта повысился уровень к театрализованной деятельности, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие)
  2. Браудс Л. Ю. К читателю // Андерсен Х.-К. Сказки. Истории. — М., 1987.- с. 5–6.
  3. Сивоконь С. Ханс Кристиан Андерсен «Сказка моей жизни» // Дет. лит. — 2001. — 4. — С.38–39.
  4. Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. — М., 1987. — с. 5–14.
  5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа». — М.: «КАРАПУЗ — ДИДАКТИКА», 2009. — 144 с., переиздание.
  6. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий. — М.: Мозайка — Синтез, 2009. — 48 с., цв. вкл.
  7. Затулина Г. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие — М., Центр педагогического образования, 2007. — 144 с.
  8. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. «Развитие речи у детей 4–5 лет». Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика — Синтез, 2009. — 72 с.
  9. «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ//Авт.- сост. Аджи А. В. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. — 170 с.
  10. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 4–5 лет». Конспекты занятий. — М.: Мозайка — Синтез, 2009. — 556 с. цв. вкл.
  11. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация»/ Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. — Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001. — 144 с. ил. — (Серия: «Детский сад: день за днем»).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный