Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Наставничество как способ преодоления синдрома эмоционального выгорания у работников дошкольного образовательного учреждения

Научный руководитель
Психологическая служба
12
Поделиться
Аннотация
В данном исследовании обращается внимание на две возрастные группы работников дошкольного образовательного учреждения — опытные и молодые. Опытные работники могут столкнуться с эмоциональным выгоранием после многолетней работы в образовательной сфере, когда их энтузиазм и энергия постепенно угасают. Молодые работники, в свою очередь, могут переживать эмоциональное выгорание из-за нехватки опыта работы в эмоционально трудной сфере.
Библиографическое описание
Насонова, А. А. Наставничество как способ преодоления синдрома эмоционального выгорания у работников дошкольного образовательного учреждения / А. А. Насонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8322.


В данном исследовании обращается внимание на две возрастные группы работников дошкольного образовательного учреждения — опытные и молодые. Опытные работники могут столкнуться с эмоциональным выгоранием после многолетней работы в образовательной сфере, когда их энтузиазм и энергия постепенно угасают. Молодые работники, в свою очередь, могут переживать эмоциональное выгорание из-за нехватки опыта работы в эмоционально трудной сфере.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, дошкольные педагоги, наставничество, синдром эмоционального выгорания, коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания.

This research draws attention to two age groups of preschool workers: experienced and young. Experienced workers can face emotional burnout after many years of work in educational sphere when their enthusiasm and energy gradually fade. Young workers, in their turn, can experience emotional burnout because of the lack of work experience in an emotionally difficult sphere.

Keywords: preschool educational institution, pre-school teachers, mentoring, emotional burnout syndrome, correction and prevention of emotional burnout syndrome.

В наши дни одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения России стало формирование высоконравственной личности, дорожащей духовными ценностями своей Родины, обладающей необходимыми знаниями и умениями, способной применять свой «багаж знаний» в современных условиях развития нашего общества. Основными направлениями в осуществлении воспитания в системе образования нашего государства является использование в педагогическом процессе форм и методов, основанных на передовом педагогическом опыте. Именно они содействуют становлению индивидуальности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения как самостоятельной и целостной единицы общества.

Современному детскому саду нужен педагог, который будет не просто «учителем», а старшим партнером для детей, он способствует развитию личности воспитанников, может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные результаты работы, находить материалы для самообразования, изучения и использования информационных и интегративных технологий. Профессия воспитателя дошкольного учреждения предполагает постоянное расходование огромного количества сил и энергии. Поэтому многими исследователями было замечено, что эти люди подвержены симптомам эмоциональной усталости и истощения при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Педагог как профессия одна из наиболее энергозатратных, она характеризуется наличием колоссальных эмоциональных, физических и умственных ресурсов. От современного педагога требуется умение поддерживать и корректировать образовательный процесс в ДОУ, учитывая интересы и потребности развития детей. Необходим постепенный отказ от стереотипов, рефлексия своих действий и отношения к детям.

Синдром эмоционального выгорания — это состояние психологического и эмоционального истощения, которое возникает в результате длительной работы в условиях постоянного стресса и конфликта. Это приобретенная модель эмоционального поведения, чаще всего профессионального, особенно часто это является последствием работы в сфере «человек — человек». Среди профессий, в которых СЭВ наиболее распространен — это врачи, учителя, воспитатели, психологи, социальные работники, спасатели и сотрудники правоохранительных органов [2, С.23–27].

Синдром выгорания сложно отнести к разряду личных проблем, ведь он охватывает не только человека, но и организацию, в которой он работает: падает эффективность работы педагога, увеличивается число ошибок, возникает потребность бросить появившиеся дела, делаются поспешные, необдуманные решения. В формировании синдрома большую роль оказывают не только личностные особенности самих специалистов, но и особенности их работы, а также условия и содержание труда. Существует обратная связь между уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования и уровнем их удовлетворенности работой: чем выше степень удовлетворенности своей работой, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания [3, С. 47–51].

Негативное влияние на педагога как личность в снижении силы сопротивления негативному воздействию среды, накапливается усталость, все меньше становиться уровень эффективности и продуктивности, что означает снижение качества и результативности работы педагога. Все эти изменения составляют малую часть дезориентации, связанной с профессиональной деформацией педагога [5, С. 339–341].

У молодых специалистов в дошкольном образовательном учреждении возможен синдром эмоционального выгорания из-за высокой интенсивности работы, сложной организационной структуры и необходимости постоянных инноваций. У более опытных педагогических работников ДОУ симптомы эмоционального истощения проявляются чаще всего в контексте возрастного кризиса. Профессиональное эмоциональное выгорание возникает у эмоционально замкнутых людей. И наоборот у импульсивных, эмоционально гибких, чувственных людей симптомы эмоционального истощения проявляются медленнее. Низкая мотивация на работе способствует развитию синдрома эмоционального истощения. В этом случае исчезает симпатия к детям, развивается крайняя форма синдрома эмоционального выгорания, проявляющаяся в равнодушии и бесчувственности [1, С.137–141].

При отсутствии системы коррекции этих поведенческих проявлений и необходимой психологической поддержки со стороны методиста, старшего воспитателя, психолога и более опытных коллег могут развиваться такие личностные качества, как пассивность, чувство профессиональной неадекватности, безволие и страх перед проблемными ситуациями, что приводит к рутинной работе и отсутствию творческого самовыражения [6, С.84–89].

Что может поспособствовать укреплению эмоционального состояния воспитателей детского сада? Сохранение здоровья педагога всегда находится в центре внимания руководителя, старшего, психолога. Создание атмосферы творчества, взаимопомощи, поддержка наставничества, сохранение традиций укрепляют отношения в коллективе, позволяют справиться с конфликтными ситуациями и дают возможность каждому педагогу проявить себя и преодолеть сложные ситуации, пользуясь поддержкой коллектива [4, С. 181–186].

2023 год указом президента РФ объявлен «Годом педагога и наставника», поэтому этой форме взаимодействия сейчас уделяется много внимания. Наставничество — это технология, которая позволяет успешному и опытному специалисту (наставнику) передавать свои знания, опыт и умения менее опытному коллеге (наставляемому). Кроме того, наставник дает наставляемому поддержку и помощь в азличных областях профессиональной деятельности [6, С.37–45].

Применение наставничества может помочь молодым специалистам в дошкольном образовательном учреждении преодолеть синдром эмоционального выгорания, так как:

  1. Наставничество помогает наставляемым учиться на опыте наставника, развивая свои профессиональные навыки и компетенции.
  2. Наставник может дать наставляемому поддержку и помочь в решении различных организационных и профессиональных вопросов.
  3. Наставничество может укрепить профессиональную связь между наставляемым и наставником, что повышает мотивацию наставляемого и уменьшает негативную эмоциональную и психологическую нагрузку.
  4. Регулярные встречи наставника и наставляемого в рамках наставничества могут способствовать формированию у наставляемого конструктивного механизма защиты от стрессов и конфликта.

Для внедрения наставничества в дошкольные образовательные учреждения необходимо провести курсы повышения квалификации для опытных работников, которые будут выступать в роли наставников. Также необходимо создать систему парного обучения, в которой каждый молодой работник будет иметь своего наставника, с которым он будет работать и совершенствовать свои профессиональные навыки .

Таким образом, введение наставничества в дошкольные образовательные учреждения может стать эффективным способом борьбы с эмоциональным выгоранием у как опытных, так и молодых работников. Он позволит работникам развиваться профессионально, укреплять свои профессиональные навыки и при этом сохранять энтузиазм и энергию в своей работе.

Литература:

  1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.
  2. Борисова М. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
  3. Монгуш, О. О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / О. О. Монгуш. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015.
  4. Новикова А. М. Наставничество как эффективная технология управления человеческим ресурсом // Ученые записки Международного банковского института. 2014. № 8–2.
  5. Романова Ю. В. К вопросу о профессиональной деструкции педагогов образовательных учреждений: сборник трудов конференции. / Ю. В. Романова, А. А. Коробкова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 дек. 2022 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] — Чебоксары: ИД «Среда», 2022.
  6. Трунов Д. Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. — 1998, № 8.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный