Игрушки-мотиваторы в работе с детьми с ЗПР в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 23.05.2023

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Савельева, Я. И. Игрушки-мотиваторы в работе с детьми с ЗПР в дошкольной образовательной организации / Я. И. Савельева, Е. В. Девяткина, О. А. Глухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8384/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова : игрушка, мотивация, дети с ЗПР

Для игрушки самое главное — сделать ребёнка счастливым.

Цитата из мультфильма «История игрушек 2».

Наряду с неравномерностью психического развития детей с ЗПР, выделяют ряд общих особенностей, которые соответствуют их поведению и деятельности:

— низкий уровень мотивации познавательной деятельности;

— недостаточность организованности и целенаправленности;

— выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;

— большое количество ошибок.

Низкий уровень мотивации познавательной деятельности стоит среди особенностей на первом месте.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, ребёнок не будет готов к постановке целей. Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий.

Цель мотивации — вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой-либо деятельности, создать условия увлечённости, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Одна из игровых мотиваций — «Помоги игрушке» , при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме :

  1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. По окончании работы игрушка-подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Воспитатели нашего детского сада, занимающиеся с воспитанниками с осложнённым ортопедическим статусом и задержкой психического развития для привлечения детей к театрализованной деятельности придумали и изготовили персонаж-мотиватор «Матрёшки» , который состоит из пяти матрёшек.

Цель: Развитие интереса детей к театрализованной деятельности и желания участвовать в ней (рис. 1).

C:\Users\садик\Desktop\ФОТО\фото 1.jpg

Рис. 1

Большая матрёшка (одна сторона) — «Театр на фартуке» (рис. 2).

Задачи:

— создать положительный эмоциональный настрой на сказку;

— побуждать детей принимать участие в играх-драматизациях на темы знакомых сказок.

C:\Users\садик\Desktop\ФОТО\фото 2.jpg

Рис. 2

Большая матрёшка (обратная сторона) может вовлекать в различные виды театрализованной деятельности — «Мир чудес и волшебства» (рис. 3. 4, 5).

Рис. 4 Рис. 5 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 4 Рис. 5

Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5

Задача: поддерживать интерес к сказкам, музыке, инсценировкам.

Комплектация средней Матрёшки меняется в соответствии с поставленной задачей. Она может быть афишей (рис. 6).

Задача:

— способствовать накоплению у детей представлений о различных видах театра;

— заинтересовать в сюжете сказки (представления).

C:\Users\садик\Desktop\ФОТО\фото 6.jpg

Рис. 6

Эта же Матрёшка только с вложенным руку платком увлекает детей в мире эмоций (рис. 7, 8).

Задачи: -вызвать интерес к схематичным изображениям эмоций радости, злости, грусти и т. д.,

— развивать желание изображать эти эмоции используя мимику, жесты, движения, голос;

— формировать умение осознанно относится к собственным и чужим чувствам, эмоциям.

Рис. 8 Рис. 8

Рис. 7 Рис. 8

Три маленькие матрёшки — «Театральный этикет» (рис. 9).

Задача: приобщать детей к культуре поведения в театре, к осознанному выполнению правил поведения.

C:\Users\садик\Desktop\ФОТО\фото 9.jpg

Рис. 9

Учитель-логопед в своей работе с детьми ЗПР по развитию элементарных графических навыков использует игрушку-мотиватор «Малыши-карандаши».

Одной из задач игрового пособия является развитие и удержание интереса к занятиям по дополнительному образовательному модулю «Школа Умелого карандаша». Все задания объединены весёлыми персонажами.

Игровой материал представляет собой две игрушки — вязаные крючком олицетворённые карандаши (рис. 10) и шкатулку-пенал с сигналами (рис. 11). Сигналы из пенала крепятся к ручкам карандашей липучкой и указывают на тот или иной этап занятия.

Рис. 11 Рис. 11

Рис. 10 Рис. 11

Зрительные сигналы (рис. 12) :

— мячик,

— счётные палочки,

— геометрические фигуры,

— пластмассовая буква,

— карточка с нанесённой на неё штриховкой,

— карточка с цифрами и стрелками (графический диктант),

— уменьшенная модель рабочей тетради «Школа умелого карандаша».

2

Рис. 12

Один из Карандашей в кепке. Если кепка закрывает глаза карандаша — это сигнал к тому, что последуют задания на зрительную память.

Если этап работы требует взаимопроверки или выполнения задания в паре, выставляются два Карандаша.

Дидактические задачи:

— поддерживать детское любопытство и развивать интерес к совместной деятельности со взрослым;

— развивать познавательные процессы: зрительное восприятие и память, мышление.

Создание игровой мотивации и использование героя-персонажа тесно взаимосвязаны. Появление персонажа: удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выполнить его поручение или просьбу. Яркий образ врезается ребёнку в память. Детское стремление общаться и помогать «гостю» существенно увеличивает активность и заинтересованность детей. Игрушки-мотиваторы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности, речь, корректируют поведение детей.

Литература:

  1. Нина Афонина. Характеристика мотивационно-потребностной сферы детей с ЗПР // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 23.09.2022. — URL https://spravochnick.ru/pedagogika/harakteristika_motivacionno-potrebnostnoy_sfery_detey_s_zpr/
  2. Гришко Е. В., Анисимова Л. С. Особенности формирования мотивационной сферы детей с задержкой психического развития в процессе воспитания и обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-formirovaniya-motivatsionnoj-sfery-detej-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya-v-protsesse-vospitaniya-i-obucheniya.html (Дата обращения: 27.03.2023).

Ключевые слова

мотивация, игрушка, дети с ЗПР

Похожие статьи

Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования

В статье описана работа детского сада с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора

В статье авторы раскрывают опыт работы по речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста

В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Похожие статьи

Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования

В статье описана работа детского сада с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора

В статье авторы раскрывают опыт работы по речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста

В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Задать вопрос