Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследовательский проект «Сохраняет ли снег тепло?»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
07.05.2023
420
Поделиться
Библиографическое описание
Ефанкина, О. А. Исследовательский проект «Сохраняет ли снег тепло?» / О. А. Ефанкина, Е. А. Овсянкина, Ю. В. Дерягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8338/.


В рамках проекта дети делают выводы о том, сохраняет ли снег тепло, проводят эксперименты с ним.

Ключевые слова: снег, проект, ребенок, опыт, эксперимент, теплоизоляция, вывод.

Цель проекта: развитие исследовательских способностей детей в процессе получения знаний о свойствах снега.

Задачи:

1. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

2. Способствовать формированию у детей умений выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения.

3. Развивать умение получать информацию о снеге из разных источников.

4. Развивать исследовательские умения: проводить опыты; анализировать полученную информацию и делать вывод.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Организация проекта.

  1. Постановка проблемы

При обсуждении в детском саду лексической темы «Дикие животные зимой», дети заметили, что медведь всю зиму спит в берлоге под снегом и не замерзает. Возник вопрос — как снег сохраняет тепло, если он холодный?

При обсуждении была выдвинута гипотеза: несмотря на то, что снег холодный, он сохраняет тепло.

В соответствии с проблемой и гипотезой были поставлены задачи дальнейшего исследования:

узнать из разных источников о свойствах снега;

— провести опыты;

— найти ответ на вопрос: почему снег сохраняет тепло?

II . Реализация проекта

1. Сбор, анализ информации

— беседа со взрослыми: папа, мама, педагоги;

— сбор информации о снеге, путем изучения познавательной литературы;

— опрос друзей;

— поиск информации с родителями в Интернете;

2. Практическая деятельность

Почитав научно-познавательную литературу, опросив родителей и педагогов, дети выяснили, что снег — это не просто зимний пейзаж, это материал, очень хорошо сохраняющий тепло за счёт свободного пространства между снежинками, в котором находится воздух. Именно воздух не пропускает тепло и обеспечивает теплоизоляцию. Поэтому снег является укрытием от холода для многих растений, животных и птиц. Даже человек строит себе жилища из снега (иглу), используя его свойство — сохранять тепло, накопленное предметом. Чтобы доказать, что снег сохраняет тепло, мы провели ряд экспериментов.

Эксперимент № 1

Изучение кристаллов снега через лупу, зарисовка кристаллов снега.

Вывод: если рассмотреть комок снега через лупу, то можно заметить, что между отдельными снежинками есть промежутки, заполненные воздухом, который не даёт уходить теплу, т. е. обеспечивает теплоизоляцию.

Эксперимент № 2

Взяли два стакана и налили в них питьевую воду: образец № 1 и образец № 2. Далее выбрали сугроб. Образец № 1 поставили на верхушку сугроба, а образец № 2 — закопали в сугроб на глубину 30–35см. Температура на улице была примерно -14℃. Через три часа вода в стакане № 1 полностью замерзла. Выкопав из снега стакан № 2, оказалось, что вода в нём даже не начинала замерзать, но была холодной.

Вывод: внутри сугроба значительно теплее, чем на поверхности, значит, снег сохраняет тепло.

Эксперимент № 3

Лопаткой раскопали снег до земли. Под снегом была трава, она не коричневая и пожухлая, а зеленая и живая.

Вывод: даже без специальных приборов видно, что снег может сохранять тепло, поэтому растения зимой под снегом не погибают.

III . Презентация проекта

Узнав про свойства снега, мы смогли доказать, что снег может сохранять тепло. Наша гипотеза подтвердилась проведёнными опытами. По опросу детей, посмотревших нашу презентацию о свойствах снега, они теперь знают, почему медведь в берлоге под снегом не замерзает.

Сбор информации о снеге путем изучения познавательной литературы

C:\Users\дом\Desktop\маша и снег\20200128_170109.jpg

Изучение кристаллов снега через лупу

C:\Users\дом\Desktop\20190203_223443.jpg

Зарисовка кристаллов снега

Эксперименты

Эксперимент № 1

Взяли два стакана и налили в них питьевую воду: образец № 1 и образец № 2. Далее выбрали сугроб. Образец № 1 поставили на верхушку сугроба, а образец № 2 — закопали в сугроб на глубину 30–35см. Температура на улице была примерно -14℃:

Через три часа вода в стакане № 1 полностью замерзла. Выкопав из снега стакан № 2, оказалось, что вода в нем и не начинала замерзать, но была холодной.

Вывод: значит снег сохраняет тепло

Эксперимент № 2

Лопаткой раскопали снег до земли. Под снегом была трава. И не коричневая и пожухлая, а зеленая и живая.

Вывод: даже без специальных приборов видно, что снег не греет, но может хранить тепло.

Литература:

  1. Веракса Е. Н., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012. Стр. 17.,23.
  2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012.
  4. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-Свирская. — М.: Просвещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
снег
проект
ребенок
опыт
эксперимент
теплоизоляция
вывод

Молодой учёный