Профессия воспитателя относится к «эмоционально затратным» профессиям. При постоянном воздействии неблагоприятных факторов профессиональной деятельности у педагогов появляются усталость, тревога, депрессия, психосоматические расстройства. Возрастает риск снижения работоспособности и появлению нехарактерных ошибок. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость ведёт к потере самообладания и самоконтроля. Поэтому педагогам необходимо уметь восстанавливать и укреплять своё здоровье.
Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания и развитии эмоциональной устойчивости педагога.
Термин «психология» произошёл от имени древнегреческой богини Психея.
Психея олицетворяла собой душу, возвышенную и прекрасную. Поэтому ее ассоциировали с трогательной и невесомой бабочкой. Значение имени девушки расшифровывается как «душа», «дыхание» — то, чем располагает живая природа. Философы расценивают жизнь Психеи как постоянное преодоление испытаний, которые ей пришлось преодолеть. Эти испытания имеют философское и сакральное значение.
Проект творческой группы «Психея» охватывает в своей деятельности два направления работы:
- Предотвращение эмоционального выгорания у участников творческой группы
- Развитие эмоциональной сферы у детей с ментальными нарушениями.
Цель проекта — формирование и развитие профессиональной компетентности через развитие эмоциональной устойчивости и профилактику профессионального выгорания воспитателей.
Задачи:
- Развитие информационно-теоретической компетенции педагогов;
- Обучение воспитателей психологическим приёмам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;
- Развитие мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности;
- Создание условий для благоприятного микроклимата в коллективе;
- Развитию эмоционального интеллекта у воспитанников;
- Обучение детей управлению своими эмоциями.
План работы творческой группы «Психея» на 2022–2023 учебный год
Месяц |
Содержание | |
сентябрь 2022 |
I направление работы | |
— Постановка цели и задач; — Изучение литературы и интернет-ресурсов по теме: «Предотвращение эмоционального выгорания участников группы»; — Обсуждение программы и составление плана экскурсий и выездов творческой группы; — Составление плана ежемесячных встреч-тренингов «За чашечкой чая». | ||
II направление работы | ||
— Постановка цели и задач; — Изучение литературы и интернет -ресурсов по теме: «Развитие эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями»; — Подбор материалов, методических пособий и игр для организации и проведения МГМ по заданной теме. | ||
октябрь 2022 |
I направление работы | |
— «За чашечкой чая»: «Понятие эмоционального выгорания и его признаки»; — Выезд: Посёлок Красково. Знакомство с местными достопримечательностями. | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Осень» — упражнения № 1–2; — Дыхательная гимнастика «Листопад» — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «Осенняя песнь»; — Шумовой оркестр «Огородный»; — Игра-логоритмика «Капустка» — Рисование в технике фроттаж «Осенний лес». | ||
Ноябрь |
I направление работы | |
— «За чашечкой чая»: «Мастер-класс по экономному расходованию своих энергетических ресурсов в работе с людьми»; — Посещение концерта классической музыки «Музыка под снегом» в галереи Александра Шилова. | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Осень» — упражнения № 3–5; — Дыхательная гимнастика «Ветер»; — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «На тройке»; — Шумовой оркестр «Краски осени»; — Игра-логоритмика «Дождик»; — Аппликация «Осенняя фея». | ||
Декабрь |
I направление работы | |
— «За чашечкой чая»: «Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания»; — Празднование НГ — конкурсы, шарады | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Зима» — упражнения № 1–2; — Дыхательная гимнастика «Снежинка»; — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «Святки»; — Шумовой оркестр «Новогоднее веселье»; — Игра-логоритмика «Маленькой ёлочке холодно зимой»; — Занятие по аппликации «Новогодняя ёлочка». | ||
Январь |
I направление работы | |
— «За чашечкой чая»: Мастер-класс по саморегуляции и работе с негативными чувствами; — Пешая прогулка по праздничной Москве | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Зима» — упражнения № 1–4; — Дыхательная гимнастика «Льдинка»; — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «У камелька»; — Шумовой оркестр «Новогодняя полька»; — Игра-логоритмика «Зима»; — Занятие — пластилинография «Снежинка». | ||
Февраль |
I направление работы | |
— «За чашечкой чая»: «Мастер-класс по релаксации» — Посещение города поэтов и художников — Тарусы. | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Зима» — упражнения № 1–6; — Дыхательная гимнастика «Погреем ручки»; — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «Масленница»; — Шумовой оркестр «Саночки»; — Игра-логоритмика «Волшебный сундучок»; — Рисование в настольной световой песочнице «Морозные узоры на окне». | ||
Март |
I направление работы | |
— «За чашечкой чая»: «Мастер-класс по целеполаганию»; — Посещение креативного клуба «Психолог». | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Весна» — упражнения № 1–3; — Дыхательная гимнастика «Одуванчик»; — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «Песнь жаворонка»; — Шумовой оркестр «Весенний»; — Игра-логоритмика «Три хлопка»; — Оригами «Цветы для мамы». | ||
Апрель |
I направление работы | |
— «За чашечкой чая»: тренинг «Самооценка и уровень притязаний»; — Посещение старинного города Боровск (Калужская область). | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Весна» — упражнения № 1–5; — Дыхательная гимнастика «Плыви, кораблик»; — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «Подснежник»; — Шумовой оркестр «Маленький оркестр»; — Игра-логоритмика «Самолёт»; — Рисование штампами «Подснежники». | ||
Май |
I направление работы | |
— «За чашечкой чая»: «Коммуникативная компетентность педагога»; — Посещение мастер-класса по масляной живописи. | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Весна» — упражнения № 1–6; — Дыхательная гимнастика «Бабочки»; — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «Белые ночи»; — Шумовой оркестр «Озорная полька»; — Игра-логоритмика «Подводный мир»; — Аппликация «Бабочки — красавицы». | ||
Июнь |
I направление работы | |
— «За чашечкой чая»: «Мастер — класс по конструктивному поведению в конфликтах»; — Посещение парка птиц «Воробьи». | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Лето» — упражнения № 1–2; — Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри» — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «Баркарола»; — Шумовой оркестр «В траве сидел кузнечик»; — Игра-логоритмика «Акулёнок»; — Аппликация «Насекомые». | ||
Июль |
I направление работы | |
— «За чашечкой чая»: «Тренинг по тайм — менеджменту»; — Посещение Приокско-террасного заповедника. | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Лето» — упражнения № 1–4; — Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»; — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «Песня косаря»; — Шумовой оркестр «Полька»; — Игра-логоритмика «Бегемотики»; — Рисование в технике эбру «Летние цветы». | ||
Август |
I направление работы | |
— Монтаж видеоролика «В гармонии с собой»; — «За чашечкой чая»: Обсуждение и подведение итогов работы за год участников творческой группы; — Поездка на теплоходе. | ||
II направление работы | ||
— Комплекс самомассажа лицевых мышц «Лето» — упражнения № 1–5; — Дыхательная гимнастика «Гуси летят»; — Релакс на ковре под произведение П. И. Чайковского «Жатва»; — Шумовой оркестр «Мышки на пригорке»; — Игра-логоритмика «По малину в сад пойдём»; — Рисование штампами из овощей «Корзина с овощами». | ||