В этой статье мы поговорим об игровых приемах снятия напряжения на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста. При проведении логопедических занятий ребенок вынужден длительное время выполнять одни и те же виды деятельности. Например, повторять речевой материал за логопедом. Или выполнять задания в тетради, сидя за столом. И какой бы красочный наглядный материал логопед не использовал для коррекции речи, дети устают. Ребенок может уставать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
Признаки усталости детей на занятии учителя-логопеда:
— Ребенок начинает вертеться, сидя на стуле из стороны в сторону;
— Потягивается;
— Прекращает выполнение заданий, теряет интерес;
— Зевает;
— Разговаривает с рядом сидящим ребенком;
— Капризничает, плачет
— Не слушает учителя-логопеда при объяснении нового материала
Поэтому для детей на логопедических занятиях важна смена видов деятельности.
А теперь мы рассмотрим некоторые приемы снятия усталости у ребенка на занятиях у логопеда.
Хорошо в этом деле помогают упражнения с мячом. Мячи могут быть разного цвета, твердые и мягкие, гладкие и массажные с шипами.
Не обязательно проводить словесные игры с детьми сидя за столом. Их можно проводить в положении стоя. Приведем примеры игр:
Скажи наоборот
Логопед бросает ребенку мяч, произносит слова. Это могут быть разные части речи. Ребенок подбирает антонимы к словам. Например: (утро — вечер, сидеть — стоять, горький — сладкий).
Придумай слово.
Логопед ударяет мячом об пол, и просит ребенка придумать слово из одного, двух, трех слогов.
Расскажи мне сказку
Логопед передает мяч ребенку и начинает рассказывать сказку. Дети передают друг-другу мяч, говоря по одному предложению. У кого сказка получится длиннее?
«В одном сказочном лесу жили-были зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волчок, серый бочок. Однажды они пошли гулять по зимнему лесу. А что было дальше?»
Кроме этого, можно использовать мячи большого размера─ массажные фитболы. Большой яркий мяч делает занятия веселыми и интересными. Его можно использовать для развития координации речи с движением.
Вот несколько игр с использованием фитбола.
- Сидя на мяче, поворачивать голову вправо-влево.
- Сидя на мяче, сжимать кисти рук в кулаки, расставляя руки в стороны.
- Прыжки, сидя на мяче.
- Сидя на мяче, опираемся на него одной рукой. Другую руку поднимаем вверх, встаем с мяча
- Наклоны в стороны, сидя на мяче;
- Подбрасывать и ловить большой мяч
- Лежа на спине, покачивать мяч ногами вправо-влево, вперед-назад.
- Лежа животом на мяче, вытягивать вперед правую руку и левую ногу одновременно. Затем сменить руку и ногу.
Во время выполнения этих упражнений ребенок проговаривает чистоговорки:
Ра-ра-ра, в детский сад идем с утра. Ор-ор-ор, красный помидор
Ро-ро-ро, едем в гости на метро. Ир-ир-ир Ира покупает сыр
Ру -ру-ру скачет кенгуру Ур-ур-ур, Рая кормит кур
Ры-ры-ры у ребят в руках шары Ар-ар-ар, воздушный шар
Для снятия напряжения мышц во время занятий с логопедом очень хорошо подходит гимнастическая палка(деревянная или пластиковая). Еще понадобятся картинки с изображением различных предметов(елочки, грибочки, мячики и т д) Выполняя движения, ребенок считает предметы. С помощью этих упражнений можно научить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Таким образом мы работаем над грамматическим строем речи.
Повернемся столько раз, сколько елочек у нас. Ребенок выполняет повороты вправо-влево и считает елочки (одна елочка, две ёлочки и т д)
Сколько на картинке цветов бутонов, столько с палкой сделаем наклонов (считаем) бутоны).
Мы подпрыгнем столько раз, сколько мячиков у нас (считаем мячи)
Сколько чёрточек до точки, столько встанем на носочки (считаем черточки)
Приседаем столько раз, сколько зайчиков у нас.
Очень полезно выполнять упражнения с разноцветными лентами из шелка. Их можно найти магазинах для шитья. С помощью этих лент можно не только закрепить в словаре ребенка название цветов, но и закрепить такие понятия, как: длинная- коротая лента, узкая широкая лента. Сворачивая и разворачивая ленту, работаем над моторикой пальцев рук. Кроме того, можно дуть на ленты, делая вдох носом и выдох ртом. Ленты помогают вырабатывать целенаправленную воздушную струю, что помогает в коррекции звукопроизношения.
Кроме этого, можно использовать балансировочный диск для занятий пилатесом. Вот пример упражнений:
- Стоя на диске, поднять руки вверх, произнести слово радуга. Руки опустить вниз, произнести слово на. Повернуться вправо, произнести слово разноцветная. Повернуться влево, произнести слово небо. Таким образом, составить предложение из слов.
- Скажи по-другому.
Стоя на балансировочной доске, бросаем ребенку мяч и произносим слова.
Таким образом, мы видим, что проводить свои занятия логопед может очень весело и интересно. Здесь используется нестандартное оборудование: гимнастический фитбол, массажные и гладкие мячи, ленты, балансировочная доска.
Литература:
- Ищенко М. Н. Физминутка для малышей Издательство: Феникс, 2009– 250 с.