Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 28.02.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Малинко, С. В. Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста / С. В. Малинко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8143/ (дата обращения: 22.12.2024).



Один из наиболее выраженных факторов физического и психического здоровья и гармоничного развития ребенка — это мелкая моторика.

В юном возрасте малыши большую часть времени проводят, играя, в процессе которой они учатся и набираются жизненного опыта. В ходе игры многие действия ребенка связываются словами. Эту особенность можно применять в качестве инструмента для стимулирования развития речи. Степень развития мелкой моторики и речи непосредственно связаны друг с другом. На пальцах содержится огромное количество нервных окончаний, стимулирование которых способствует передаче сигналов в мозг, задействуя всю нервную систему.

Многие ученые описывали связь умственного развития и мелкой моторики рук. Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант. «Рука — это инструмент всех инструментов» — подчеркивал еще Аристотель.

Значительная часть действий в повседневной жизни совершается с помощью рук. Домашние дела, самообслуживание, работа, хобби — повседневность сложно представить без двигательной активности верхних конечностей.

Различные игры с пальцами активизируют нервную систему, тренируют мозг и творческое мышление, фантазию.

Движения пальцами позволяют расслабить не только кисти рук, но и снять общее напряжение с тела, а также сбросить психоэмоциональное напряжение.

Регулярное выполнение упражнений и пальчиковой гимнастики благотворно повлияет на мыслительные способности малышей, внимание, память, концентрацию, а также подготовит фундамент для более быстрого и качественного развития речи. Упражнения, в свою очередь, укрепят мышцы рук, повысят их гибкость, координацию, послушность, точность движений.

В культурах всех народов в той или иной степени уделялось внимание развитию моторики рук у детей, ведь это неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка. В Китае популярны занятия с каменными и металлическими шарами, а японцы применяют грецкие орехи. Так же благотворно на нервные окончания ладоней влияет перекатывание карандаша. У нас же с детства почти все умеют играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».

Пальчиковые игры без сомнений можно назвать универсальным способом для развития координации, подготовки к письму. А для того, чтобы максимально задействовать еще и речь, игры необходимо сопровождать стихами, песнями, считалками.

Пальчиковые игры и упражнения можно разделить на 3 группы:

1) Упражнения для кистей рук. Результатом регулярного выполнения таких упражнений становятся развитые физические качества, гибкость и сила, формируется подражательная способность. Такие задания максимально просты с содержат в себе большей частью упражнения, направленные на сокращение и расслабление мышц рук и пальцев.

2) Статические упражнения. Эти упражнения сложнее, для их выполнения потребуется большая сосредоточенность и лучшая координация движений.

3) Динамические упражнения. В основе этих упражнений лежит сгибание-разгибание пальцев. Они учат управлять всеми пальцами и каждым в отдельности, формируют способность противопоставлять большой палец другим. Результат: более высокая точность в мелких и сложных движениях.

Содержание пальчиковых игр так же разнообразно. Существуют различные виды, например:

1) Игры-манипуляции. Их принцип воздействия состоит не только в развитии моторики, но и в подключении фантазии. В каждом пальчике ребенок видит образ. Играть в такие игры можно как самостоятельно, так и под руководством взрослого.

2) Сюжетные пальчиковые игры. Здесь уже пальчики детей становятся настоящими героями сказки или приключения.

3) Включение массажа кистей и пальцев в развивающие упражнения. Разминание и растирание положительно сказывается на сенсорном восприятии ребенка, расслабляет мышцы и нервную систему.

4) Упражнения, сопровождающиеся звуковой гимнастикой, заключаются в сочетании действий и звуков. Ребенок может сгибать или разгибать пальцы на определенные звуки, собирать в кулак и прочее. Такие упражнения стимулируют мозговую деятельность, активизируют память, становятся хорошим фундаментом для запуска речи.

У детей в возрасте 3–6 лет совершенствуются уже полученные умения. Для повышений уровня необходимо применять различные мозаики, шнуровки, нанизывание предметов. К 4–5 годам ребенок должен уверенно держать карандаш, аккуратно закрашивать картинку, завязывать-развязывать шнурки и узлы.

К 6 годам ребенок должен знать название пальцев по порядку и вразнобой, уметь показать на себе и других, с закрытыми глазами. Должно совершенствоваться владение карандашом: сила нажима, способность соединять точки прямыми линиями. К этому возрасту детям можно предложить для игр «пальчиковый театр», познакомить с бисероплетением.

В режиме дня детей старшего дошкольного возраста должен присутствовать комплекс пальчиковой гимнастики из 6–8 упражнений на кончики пальцев, ладони, кисти, запястья, предплечья, плечо. Постепенно необходимо добавлять новые упражнения или усложнять старые.

Делая вывод, можно сказать, что самое активное воздействие тактильных ощущений на мозговую активность происходит в юном возрасте, когда еще только формируются различные области, включая моторную. Поэтому важно не упустить это время. Именно поэтому в дошкольных учреждениях ведется активная деятельность на развитие мелкой моторики пальцев у детей. Помимо этого, упражнения на пальцы рук способствуют снятию нервного напряжения, расслабить тело, повысить активность мозга, улучшить память, внимание, координацию и произношение звуков.

Литература:

  1. Гризик Т. И. Развитие речи детей-М., 2005
  2. Любина Г. Г. Рука развивает мозг //Ребёнок в детском саду. -2003.-№ 4; № 5: № 6.
Задать вопрос