Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 17.01.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Н. А. Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования / Н. А. Петрова, В. М. Лудина, Т. Ю. Юманова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7948/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье описана работа детского сада с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Ключевые слова : социализация, личность, дети с ОВЗ.

Социализация личности в современном обществе является предметом исследования многих специалистов: психологов и педагогов, философов и социологов. В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Специфические особенности социализации детей с ОВЗ, представлены в известных трудах Л. С. Выготского. По его мнению, важнейшим фактором развития ребенка является общение. Он считал, что физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, а это в свою очередь является неблагоприятным фактором для личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру».

Ребенок, имеющий определенные ограничения в самообслуживании, способности самостоятельно передвигаться и ориентироваться, имеющий трудности в общении, не способный контролировать свое поведение, обучаться и трудиться, имеет, безусловно, также и трудности в процессе социализации. Следовательно, специфика формирования личности ребенка с ОВЗ заключается во влиянии различных нетипичных факторов, таких как сама болезнь, ее последствия и связанные с нею возможности передвигаться, общаться и т. п. Таким образом, о личности ребенка с ОВЗ следует говорить как о специфической личности, где специфика выражается в необходимости присутствия посредника для общения с внешним миром и дополнительных компенсаторных функциях для жизнедеятельности этого человека в обществе.

Наличие проблемы социализации детей с ОВЗ в обществе обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности. Имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление ребенка с ОВЗ к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает односторонностью и узостью. Следуя ему, невозможно добиться желаемых результатов, тем более что процесс социализации личности — двусторонний. Кроме того, ребенок с ОВЗ в этом процессе подготовки должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным участником этого процесса.

Второй подход предполагает, кроме подготовки ребенка с ОВЗ к вхождению в общество, и подготовку общества к принятию ребенка с ОВЗ. Если какие-то аспекты первого направления уже разрабатываются, то пути реализации второго направления пока лишь нащупываются, к ним только-только подступают.

На наш взгляд, интеграция в общество детей с ОВЗ должна включать:

1) воздействие общества и социальной среды;

2) активное участие в данном процессе самого ребенка с отклонениями в развитии;

3) совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких детей.

Успешность интеграции детей с ОВЗ зависит не только от характера и степени имеющихся у них нарушений и эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ и педагогических технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и прежде всего в той среде, в которую ребенок интегрируется.

Развитие ребенка с ОВЗ в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Родители должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи. Поэтому им необходимы помощь и поддержка с самого начала. Важно сделать все возможное, чтобы семья не была изолированной, нужно помочь семье наладить отношения с родственниками, друзьями, соседями, а также с семьями, имеющими такого же ребенка.

Именно поэтому в нашем детском саду стала организация консультативного пункта поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья — «Родительский всеобуч».

На первом этапе реализации проектов проводилось исследование запроса родителей. В нем приняли участие родители, воспитывающие детей в возрасте от 3 до 7 лет, инвалидность которых бала связана с различными нарушениями. Родители отметили некоторые из аспектов психологических проблем, над которыми в дельнейшем работали специалисты, реализующие проект.

На первое место по результатам опроса вышло «отсутствие доступа к информации и общению» — 56 %. Негативное отношение общества к людям с инвалидностью, из-за систематической дискриминации — 41 %. Общение с другими людьми: способность улыбаться, играть, вести себя должным образом и ладить с окружающими- 40 %.

Были определены запросы на тренинговые и семинарские программы. Значимой оказалась тема, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений — 52 %. От 20 % родителей прозвучали запросы на ознакомление с опытом других государств в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 39 % не знакомы с понятием инклюзивное образование, считают, что их дети могут получать обучение только дома или в специализированном учреждении. Для этих родителей мы подготовили материалы по ознакомлению с темой «Отличие инклюзивного образования от традиционных форм образования. Организационно — педагогические основы инклюзивного образования».

Проекты позволили решить главную проблему — замкнутость родителей и ребенка на болезни. Семьи микрорайона, в которых воспитываются дети с ОВЗ, смогли получить поддержку специалистов по вопросам социализации детей. Мы постарались изменить установку в отношении детей с ОВЗ: смотреть на них как на людей с определенным потенциалом, принять их такими, какие они есть со всеми их особенностями.

Работая с родителями таких детей, мы отметили, что они, как правило, придают главное значение медицинским воздействиям, абсолютно упуская из виду психолого-педагогические занятия. И очень часто случается так, что возраст ребенка, в котором можно было бы решить многие проблемы, безвозвратно уходит.

На наш взгляд, социализация детей с ОВЗ — это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий таких детей при активном их участии и обеспечения адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая их к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытию как личности.

Одним из важнейших факторов социализации детей с ОВЗ является подготовка общества к их принятию. Эта подготовка включает формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирование положительного отношения здоровых членов общества к детям с ОВЗ и приспособление среды обитания для этой категории детей.

Литература:

  1. Выготский Л. С., Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983.
  2. Дмитриева Е. Е., Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза — Н-Новгород, 2004.
  3. Коробейников И. А., Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
  4. Мудрик А. В., Введение в социальную педагогику. — М., 1997
  5. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: Психологическая картина и факторы. — Саратов: Научная книга, 2008.
  6. Шипицына Л. М., «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.
Задать вопрос