Проект «Невероятные приключения на необитаемом острове»
Автор: Шайдуллова Валентина Алексеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 07.01.2023
Статья просмотрена: 395 раз
Библиографическое описание:
Шайдуллова, В. А. Проект «Невероятные приключения на необитаемом острове» / В. А. Шайдуллова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7924/ (дата обращения: 17.12.2024).
ЦЕЛЬ:
— развитие поисково-исследовательской деятельности и познавательной активности детей (для педагога)
— найти решение проблемы: «Как выжить на необитаемом острове?» (для детей)
ЗАДАЧИ:
— закреплять умение формулировать свою мысль, делать умозаключения;
— развивать умение аргументировать свой выбор;
— развивать умение находить нестандартные решения выявленных ситуаций;
— придумывать новые способы использования обычных вещей;
— развивать способность к созданию определенного продукта;
— совершенствовать умение использовать накопленные практические навыки экспериментирования с объектами живой и неживой природы; создания предметов — заменителей;
— активизировать речь;
— совершенствовать стиль партнерских отношений.
Вид проекта : исследовательский, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Этапы реализации проекта:
—подготовительный;
—основной;
—итоговое мероприятие «Презентация «Ленты выживания»
Ожидаемые результаты проекта:
—повышение уровня познавательной активности;
—развитие поисково-исследовательской деятельности детей;
—активизация речевой деятельности
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
—подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям;
—подготовка материала для проведения опытнической деятельности;
—подготовка материала для изобразительной и конструктивной деятельности,
—оформление ширмы-консультации для родителей «Что такое проектная деятельность в детском саду?»
—подбор дидактического материала (иллюстраций, картин, фотографий);
—составление коллекций речных камней и ракушек;
—подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
—создание модели необитаемого острова
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
—чтение художественной и познавательной литературы:
- Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»;
- энциклопедия «Открой мир вокруг себя»;
- журнал «Настоящие насекомые и их знакомые»;
- Я. Длуголенский «О моряках и маяках»;
- просмотр художественного фильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»;
- беседа на тему: «Опасные животные необитаемых островов»;
- рассматривание иллюстраций (энциклопедии); «Корабли»;
- занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Необитаемый остров — растительный и животный мир»; «Как добывали огонь»;
- занятия по изобразительной деятельности: «Необитаемый остров», «Что мне больше всего запомнилось из книги Д.Дефо»;
- цикл наблюдений за снегом;
- опыт по фильтрации воды с помощью песка;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры «Морское путешествие», «Спасение Робинзона».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
—Консультация «Что такое проектная деятельность в детском саду?»;
—Сбор материалов о необитаемых островах (Интернет, энциклопедии);
—Создание модели необитаемого острова;
—Подготовка метериалов для коллекций (речные камни и ракушки);
—Совместная деятельность с детьми — конкурс поделок из природного материала «Мое жилище на необитаемом острове».
Результат:
— Активное участие в проекте детей, родителей
— Заинтересованность детей темой необитаемых островов, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
— Дети приносили литературу для чтения, поделки из природного материала и материал для коллекций;
— Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, проявление творчества и детальности в работе;
— Активизация познавательной активности: дети стали больше задавать вопросов, искать на них ответы самостоятельно или с помощью взрослых в энциклопедиях, сети «Интернет»; размышлять, делать умозаключения;
— Активизация речевой деятельности: дети стали делать развернутые высказывания, строить сложные предложения.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОЕКТУ
«Презентация «Ленты выживания»
Проблема : «Как выжить на необитаемом острове».
Игровая мотивация : «Помоги маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».
Цель:
- развитие поисково-исследовательской деятельности и познавательной активности детей (для педагога)
- найти решение проблемы: «Как выжить на необитаемом острове?» (для детей)
Задачи:
1) развивать поисковую деятельность детей; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариантные способы использования обычных вещей;
2) развивать у детей способность к созданию определенного продукта;
3) совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
— экспериментирование с объектами живой и неживой природы;
— создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами;
4) активизировать словарный запас, совершенствовать навык диалогической речи;
5) совершенствовать стиль партнерских отношений.
Материал и оборудование : «Лента выживания», мольберты, бросовый материал, магнитофон, аудиозаписи.
Ход занятия
Старый моряк приносит бутылку со странным письмом и просит детей ее прочитать. (Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик с оторванными лепестками, от последнего лепестка отходит стрелка с пальмой и человеком, а от него — стрелка к человеку, просящими о помощи).
Воспитатель (читает записку): «Нашел цветик-семицветик», загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на необитаемом острове. И больше лепестков не осталось. Спасите!!!»
Моряк: Я, кажется, знаю. Где находится этот остров. Надо немедленно начинать спасательную операцию.
Воспитатель : Дети, давайте подумаем, как можем оказаться на острове?
Дети: Мы можем поплыть на корабле, полететь на самолете. Но для самолета на необитаемом острове нет посадочной площадки.
Воспитатель: Тогда давайте вообразим, что мы отправляемся на корабле.
Дети закрывают глаза. Звучит фонограмма «Шум моря».
Воспитатель : Вот мы и попали на остров. А что такое остров? (Ответы детей).
Воспитатель: А если вокруг нет не только людей, но и следов их пребывания, то на какой остров попал наш герой? (ответы детей).
Воспитатель: А как вы думаете, какой климат на нашем острове?
Дети: Климат на острове — жаркий, так как растет пальма.
Воспитатель : Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?
Дети: В-первых, необходимо найти воду для питья;
во- вторых, найти пищу;
в-третьих — построить жилище.
Воспитатель : Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и смог выжить?
Дети: Нужно придумать правила выживания.
Воспитатель: На необитаемом острове нас могут подстерегать опасности. Какие?
Дети: ядовитые змеи, пауки, хищные животные.
Воспитатель : Поэтому мы должны соблюдать что?
Дети: осторожность.
Воспитатель: Вы готовы к опасному путешествию? Тогда в путь.
Дети подходят к мольберту, где на «Ленте выживания» изображены опасные животные и насекомые, дети рассказывают, какую опасность они представляют.
Затем воспитатель предлагает пройти по краю острова и посмотреть, может, мы найдем предметы, которые нам могут пригодиться. Дети находят пластиковые бутылки, крышки, зажигалку, спички, банки из-под консервов. Веревку, куски ткани и т. д.
Воспитатель демонстрирует на «Ленте выживания» изображения найденных предметов.
Воспитатель : Как вы думаете, как могли попасть сюда эти предметы?
Дети: Эти предметы могли попасть после кораблекрушения.
Воспитатель: А нам они могут пригодиться?
Дети рассказывают, как может пригодиться тот или иной предмет, чем он может служить и что может заменить.
Воспитатель: Нам необходимы орудия труда. Какие орудия труда мы можем изготовить? (Ответы детей подкрепляются иллюстрациями на «Ленте выживания»)
Воспитатель: Как вы думаете, что важнее для человека, пища или питье? (Ответы детей — Без пищи человек может прожить несколько дней, а без воды — несколько часов) Кругом много воды — целое море! Но пригодна ли эта вода для питья? Ответы детей.
Воспитатель: Где может находиться на острове пресная вода?
Дети: В озере, в реке, в роднике, в ручье, водопаде.
Воспитатель: А если нет ни ручья, ни озера, ни водопада?
Дети: Можно собрать дождевую воду или использовать снег, собранный с вершины горы.
Воспитатель: Можно ли такую воду пить?
Дети: Нет, она грязная. Чтобы она стала пригодной для питья и приготовления пищи, ее необходимо очистить.
Воспитатель: Давайте проведем опыт по очистке воды. (Проводится опыт по фильтрации воды с помощью песка).
Воспитатель: Вот теперь мы видим, что вода стала чистой, но можно ли ее использовать для питья?
Дети: Нет, в воде много вредных микробов.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Воду нужно прокипятить, но для этого необходим огонь.
Воспитатель: Как можно добыть огонь?
Дети: Можно просушить спички, трением камень о камень, направить луч солнца через линзы очков на сухую траву.
Воспитатель: Вода есть, огонь добыт, что еще нужно?
Дети: Нужна еда. В пищу можно употребить фрукты, растущие на острове: бананы, кокосы и т. д. Можно поймать рыбу: корзинкой, руками, рубашкой. Палкой с острым концом. Можно найти яйца птиц и черепах, можно приручить козу, козы водятся на острове, и доить ее, как Робинзон Крузо.
Ответы детей сопровождаются иллюстрациями на «Ленте выживания».
Воспитатель: Можно ли есть немытые фрукты? (ответы) А что можно приготовить из фруктов?
Дети: Сварить компот, отжать сок, сушеный виноград вместо сахара.
Воспитатель: А что приготовить из рыбы?
Дети: Сварить уху, запечь на костре, приготовить шашлык из рыбы.
Воспитатель : А из чего можно сделать посуду?
Дети: пластиковые бутылки можно обрезать, получится глубокая чашка или блюдце; из консервной банки- кружка, тарелка, миска, крышки — тарелки.
Если есть глина, можно слепить посуду из глины, обжечь ее; из прутьев можно сплести корзину.
Воспитатель: Теперь пора позаботиться о жилье. Какое можно построить жилье и из чего?
Дети: Из веток, сучьев, травы и листьев — построить шалаш; из камней — дом, замазывать щели глиной, можно найти пещеру. (Ответы сопровождаются показом на «Ленте выживания»).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, вы очень помогли маленькому Робинзону, чтобы он мог выжить на необитаемом острове и дождаться спасателей. А теперь можно отдохнуть.
Дети исполняют танец «Чунга-Чанга».