Интерактивные методы в педагогике дошкольного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Шмелькова, А. А. Интерактивные методы в педагогике дошкольного образования / А. А. Шмелькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7882/ (дата обращения: 25.04.2024).



Дошкольный возраст — это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов и функций.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. В целях обеспечения качества образовательного процесса, повышения познавательной активности детей необходимо грамотно организовать учебный процесс, создать в ней развивающую среду.

Сегодня очень эффективен и широко используется новый подход в обучении дошкольников — интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения. Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала.

Цель интерактивного обучения состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, в создании комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой и при этом каждый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи, как:

– развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т. д.);

– развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

– развивать речевую активность детей;

– развивать коммуникативные умения и навыки;

– формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию дошкольников;

– формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с окружающим его миром, развивающей предметно-пространственной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Интерактивное обучение — это образовательный процесс, организованный таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность воспитателей и дошкольников в процессе познания, освоения материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Для решения воспитательных и образовательных задач воспитатели ДОУ используют следующие интерактивные формы и методы:

  1. Кейс-метод в виде проблемных ситуаций в процессе освоения отдельных образовательных областей. Суть метода состоит в том, что участникам дается описание определенной ситуации, которая смоделирована как реальная. В ходе совместной деятельности они знакомятся с проблемой и обдумывают способы ее решения. В небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.
  2. Дискуссия, как интерактивный метод обучения, — целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность: — моделировать реальные жизненные проблемы; — вырабатывать у участников процесса умение слушать и взаимодействовать с другими; — продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений; — обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного. Дискуссия, сама по себе, выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.
  3. Кластеры. Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер — это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

– Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

– Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

– По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

– Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время. Разбивка на кластеры — гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

  1. Синквейн. Синквейн, в переводе с французского языка — 5 строк. Синквейн — белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.
  2. Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.
  3. Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3–4). Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них. Каждая группа представляет свой «проект» — коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.
  4. «Мозговая атака (мозговой штурм)» — один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов. Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Дети — участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

  1. «Что? Где? Когда?» — активный метод, в ходе использования которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное. «За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»). Таким образом, мы привели часть интерактивных методов, которые можно активно применять в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Литература:

  1. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 57 лет. — М.: Сфера, 2012. — 128 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 64 с.
  3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016. — 80 с.
  4. Выгосткий Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Смысл, 2004. — 512 с.
  5. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. — М.: Просвещение, 2002. — 235 с.
  6. Запорожец Л. В, Условия и движущие силы психического развития ребенка // Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  7. Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М. Б. Зацепина. — Москва: Педагогическое общество России, 2004. — 144 с. — (Воспитываем, обучаем дошкольников). — ISBN 5–931342–346.
  8. Коган Л. Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования/Под ред. Л. Н. Когана. /- М.: Наука, 1981. — 238 с.
  9. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психология игры (культурноисторический подход). — М., 2017. — 331 с. 5.
  10. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / Сост. Н. Нищева. — М.: Детство-Пресс, 2013. — 240 с.
Задать вопрос