Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях; учить устанавливать причинно-следственные связи. Закрепить, полученные ранее знания об овощах и фруктах (цвет, форма). Формировать умение создавать поделки из природного материала.
Задачи:
— Развивать умение детей называть приметы и признаки осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь;
— Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);
— Уточнить и расширить представления об овощах и фруктах;
— Закрепить прямой и обратный счет в пределах 20. Продолжать формировать умение решать примеры;
— Закреплять умение детей работать с природным материалом. Учить детей составлять коллективную композицию;
— Развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
— Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Материал и оборудование: запись пьесы П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь», компьютерная слайд — презентация, интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации с изображением трёх периодов осени, аудио запись. Муляжи овощей и фруктов; 2 корзинки; природный материал (шишки, желуди, орехи, палочки, веточки, перышки, пластилин)
Предшествующая работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, рассказов, сказок на тему: «Осень»
Ход работы.
Организационный момент.
(Педагог и дети стоят в кругу. Приветствие)
— Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
— Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать круг
— Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
— Здравствуй, наша большая семья! Дети поднимают руки вверх
Педагог: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо! Давайте его прочтем! От кого оно?
(Педагог открывает конверт и читает послание)
— Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
(Ответы детей: Осень. На экране слайд 1: Картинка Осени. Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)
«Голос Осени»: Добрый день, ребята! Правильно вы отгадали загадку: я — Осень! Приглашаю вас в гости к себе! Согласны?
(Ответы детей)
Педагог: Отправляемся в гости к Осени! У осени есть три сына: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. Они приготовили для вас сложные и интересные задания. За правильно выполненное задание вы будете получать осенний листик, в конце занятия у вас должен получиться осенний букет!
(На экране слайд 2: Картинка «Сентябрь». Звучит фонограмма голоса)
— Хмурится небо, и ветер ревёт:
Знать, появился сентябрь у ворот.
Птички исчезли, и вянет трава,
И пожелтела густая листва.
Педагог: «Сентябрь» просит назвать вас признаки осени?
Предполагаемые ответы детей: Солнце мало светит и греет. День длиннее, а ночь короче. Часто идут холодные дожди. Листья у деревьев желтеют и опадают, потому что прекращается сокодвижение. Трава вянет и жухнет. Птицы улетают в теплые края. Небо стало серое, хмурое, низкое. Насекомые спрятались на зиму. Люди собирают урожай овощей и фруктов Люди одеваются теплее.
(На экране слайд 3: Картинка «Приметы Осени»)
Педагог: А какие приметы осени вы помните?
Предполагаемые ответы детей:
— Белки собирают много орехов — к холодной и продолжительной зиме;
— Если журавли летят высоко и медленно, перекликаясь — осень будет мягкой и долгой;
— Большой урожай рябины — к сильным морозам зимой;
— Кошка прячет мордочку — на холод;
— Если в сентябре слышен гром — осень будет мягкой.
Педагог: Молодцы ребята, вы много назвали осенних признаков и примет. «Сентябрь» дает нам первый осенний листок, поставим его в вазу. Отправляемся в гости дальше!
(На экране слайд 4: Картинка «Октябрь». Звучит фонограмма голоса)
— Дождь стучит по мокрым крышам.
Ветер всю листву сорвал.
Знать октябрь из дома вышел,
Разворчался, осерчал!
Педагог: «Октябрь» печален, что случилось?
«Октябрь»: Как же не печалиться, у меня овощи и фрукты перепутались. Что же делать? Как же быть?
Педагог: Ребята, поможем?
(Дети разбирают овощи и фрукты, беседуют о цвете, форме, определяют где растут: на грядке или во фруктовом саду. Раскладывают овощи и фрукты по корзинам)
— Ой, спасибо, как хорошо вы считаете! А не поможете мне еще в одном деле? Нужно посчитать, сколько урожая у меня в этом году!
(Математическая работа индивидуально за столами)
Педагог: Молодцы ребята, помогли «Октябрю». Он дает нам второй осенний листок, поставим его в вазу. Отправляемся дальше!
(На экране слайд 5: Картинка «Осень в лесу»)
Физминутка: «Осенью»
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно — желтый листопад
Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте)
А по небу ходят тучи,
Не пробьется солнца лучик.
Ветер дует с высоты,
Вянут травы и цветы. (Руки вверх)
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем листья собирать. (Вращение руками)
То налево посмотрели,
То направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист
Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо)
Педагог: Ребята, вы отлично выполнили физминутку, получайте третий листок!
(На экране слайд 6: Картинка «Ноябрь». Звучит фонограмма голоса)
— Мокрые деревья голые стоят,
И прибит дождями наш осенний сад.
Только ты не хмурься, на ноябрь не злись,
Ты своей улыбкой с другом поделись!
Педагог: «Ноябрь» просит порадовать его. Сделать ему подарки из природного материала. Но для начала, надо подготовить пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Осень»:
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Педагог: Ребята, вы отлично выполнили пальчиковую гимнастику, получайте четвертый листок!
(Дети работают за столами, делают поделки из природного материала: деревья, Лесовичка, лешего, ежика, лисичку и прочее. Проводится Выставка готовых работ)
Педагог: «Ноябрю» понравились ваши подарки. Вы получаете еще один листок в осенний букет. Мы выполнили все задания осени! Давайте посмотрим, какие листочки оказались в букете? Сколько их? Чем похожи, в чем различие?
Педагог : Что вам больше всего запомнилось во время путешествия? Какие были трудности? Что еще хотелось бы сделать?
Рефлексия: Если вам запомнилось и понравилось путешествие в гости к Осени, то возьмите в руку желтый листок, если что-то было непонятно и не интересно, то возьмите красный листок, если вообще ничего не запомнилось, возьмите зеленый лист.
— Молодцы, ребята! Вы были сегодня очень, активны, внимательны и любознательны! Примите угощение от Осени: сочные, вкусные и полезные яблочки!

