Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры
Авторы: Хаустова Татьяна Евгеньевна, Грищенко Светлана Александровна, Рыболова Ирина Владимировна, Китик Ирина Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 24.11.2022
Статья просмотрена: 249 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, Т. Е. Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры / Т. Е. Хаустова, С. А. Грищенко, И. В. Рыболова, И. В. Китик. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 116-120. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7810/ (дата обращения: 15.11.2024).
Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой Родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» одной из задач является формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [3].
Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей [1].
В процессе работы выделяет Ю. Е. Антонов следующие представления о малой Родине, которые необходимо сформировать у детей в дошкольном возрасте:
– представления о природе родного края (об особенностях, климата, растительности, многообразии деревьев, цветов, трав и т. п.);
– представления о животном мире родного края (многообразие животных, птиц, насекомых, особенности их жизни и значение для малой Родины);
– представления об истории родного города, села, края (представления о возникновении города, его основателях, о коренном населении, важных исторических событиях, протекавших в данном регионе, исторических личностях, внесших вклад в развитие родного края);
– представления о достопримечательностях и исторических местах родного города (о памятниках архитектуры, музейных комплексах и пр.);
– представления о символах региона, города (о флаге, гербе как области, так и города, их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе и пр.) [2].
Формами работы по формированию представлений о малой Родине могут выступать:
– экскурсии к историческим памятникам, по улицам города, в музеи;
– прогулки по памятным местам родного края;
– просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей;
– рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой Родине;
– встречи со знаменитыми деятелями культуры, искусства, ветеранами родного города;
– использование дидактических игр, заданий, игровых упражнений для закрепления материала;
– проведение тематических выставок, изготовление сувениров, альбомов, буклетов.
Сегодня очень актуальным является использование в образовательном процессе ДОУ квес-игр. Ниже представим конспект квест-игры «Памятники природы Белгородской области».
Цель: расширять представления детей о памятниках природы Белгородской области посредством квест-игры.
Задачи:
Образовательные:
– формировать знания о памятниках природы Белгородской области;
– формировать представления об истории, животном и растительном мире памятников природы Белгородской области.
Развивающие:
– развивать познавательный интерес к памятникам природы Белгородской области;
– развивать умение решать проблемные ситуации.
Воспитательные:
– воспитывать чувство ответственности и любви к природному сообществу;
– воспитывать ответственное отношение к заповедным территориям родного края;
– воспитывать умение работа в команде.
Планируемый результат: обогащение представлений дошкольников о памятниках природы Белгородской области.
Подготовительная работа: беседа о памятниках природы Белгородской области.
Оборудование: карта, видеосообщение путешественника, телефон или камера для съемки видеосообщения детей, картинка монастырского леса, картинка ребуса, карточки для рефлексии, карандаши или фломастеры.
Этап занятия |
Ход занятия |
|||
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
||
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Психологический настрой |
Здравствуйте, ребята! Только смелый и упорный Доберется к цели бодро, А еще в дороге нужно Знать секреты прочной дружбы! «Один за всех и все за одного!» |
Дети встают в круг Пока говорят, кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз |
1 мин |
|
Мотивационно — ориентировочный этап |
На экране появляется сообщение в вайбере, воспитатель включает видеосообщение, путешественник рассказывает: «Добрый день, дорогие ребята! Я — путешественник. И хочу приехать к вам в Белгородскую область познакомиться с памятниками природы. Однако область большая и я не знаю, где эти памятники находятся. Не могли бы вы мне помочь в этом. Составить карту этих памятников природы. Спасибо. Жду ответа!» Ну, что поможем путешественнику? |
Дети смотрят видеосообщение Да! |
1 мин |
|
Основная часть Открытие детьми новых знаний, способа действий |
Перед вами карта районов Белгородской области. Путешествуя, мы будем отметить на этой карте тот район, где находится памятник природы.
Готовы? Тогда поехали! |
Рассматривают карту Да! |
1 мин |
|
Практический этап |
Чтобы узнать в каком районе находится тот или иной памятник природы, нам придется выполнять сложные задания! Итак, первое задание. Лес с богатой историей, один из самых благоустроенных. Здесь редко встретишь шумные компании отдыхающих, нет заполоняющего всё вокруг дыма костров и мангалов. Но, несмотря на удаленность, горожане посещают лес круглосуточно и очень активно.
Посмотрите на эту картинку. Кто-то узнает? Правильно, это монастырский лес. Именно здесь находится памятник природы. А какой именно, вам предстоит узнать, разгадав ребус.
Родник «Монастырский колодезь». Правильно. Делаем первую отметку на карте — г. Белгород. Второе задание. Вам предстоит послушать небольшой рассказ. И узнать следующий памятник природы Этот памятник живой природы находится в поселке области. Поселок получил свое название в честь этого дерева. Ему более 300 лет. Его высота составляет 30 метров. Все верно, это Дуб-долгожитель в Дубовом Белгородской области. Отмечаем на карте. Третье задание. Этот природный памятник — фрагмент сохранившейся степной растительности в одном из районов Белгородской области. На его территории расположен региональный ботанический заказник Урочище Гнилое. Пока вам это ни о чем не говорит. Предлагают разгадать ребус.
Это Вейделевская степь. Понятно, что находится в Вейделевском районе. Отметим на карте. Физминутка Мы туристы, мы в пути. Веселей шагайте ноги, Легче выдох, глубже вдох, Путь неблизок, недалек. Впереди течет ручей, Перепрыгнем поскорей. Четвертое задание. В этом районе есть три родника, которые являются памятниками природы: «Пичурская криница» «Холодная криница» «Чередниковская криница» Перед вами картами без надписей и отмечены эти родники. Ваша задача, понять, где именно они находятся, сравнив с имеющейся картой. Правильно, это Борисовский район. Отмечаем на нашей карте для путешественника. Пятое задание. Между селами Косилово и Ломное есть еще один памятник природы. А какой узнаете, когда сложите разрезные картинки. Это кривой дуб. Грайворонский район. Отмечаем на карте. Шестое задание. Посмотрите на картину. Что на ней изображено.
Родник у «Панского моста» в пойме р. Тихая Сосна. Для того чтобы узнать какой это район. Я буду называть факт об этом памятнике природы. Если это верно, поднимайте зеленую карточку, если нет — красную. — Родник «У Панского моста» расположен на левом берегу реки Тихая Сосна; — Родник обустроен в 2014 году; — Это главная достопримечательном Дубового; — Растительность у родника представлена разнотравьем, характерным для меловых гор, камышом, стрелолистом, сусаком зонтичным и др. видами водных и степных растений. Молодцы! Это Алексеевский район. В нашей области очень много памятников природы, мы с вами познакомились лишь с некоторыми. |
Да, Монастырский лес. Родник Дуб в Дубовом Степь Работают с картой Складывают разрезные картинки Дети описывают картинку Дети поднимают карточки |
17 мин |
|
Заключительная часть Подведение итогов |
Итак, карту мы собрали и теперь точно знаем, где находятся памятники природы в Белгородской области, в каких районах и как они называются. Давайте запишем ответное сообщение путешественнику. Отлично! Отправим это сообщение, чтобы он смог посетить нашу область. Ребята, расскажите, что больше всего вам понравилось! А что было трудным? |
Дети записывают вместе с воспитателем видеосообщение для путешественника Обсуждение, отвечают на вопросы |
3 мин |
|
Рефлексия |
Перед вами карта черно-белая. Ваша задача закрасить ее таким цветом, который ыб отражал ваше настроение. Синий цвет — было сегодня неинтересно, скучно, трудно, настроения нет. Красный цвет — было сегодня интересно, но слишком трудно, настроение просто хорошее. Зеленый цвет — сегодня было все интересно, нескучно, весело, настроение отличное!
|
Закрашивают карту нужным цветом и объясняют свой выбор |
2 мин |
|
Литература:
- Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 2 (2). С. 25–27.
- Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова М.:АРКТИ, 2003. 168с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.