Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, Т. Е. Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры / Т. Е. Хаустова, С. А. Грищенко, И. В. Рыболова, И. В. Китик. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 116-120. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7810/ (дата обращения: 16.12.2024).



Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой Родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» одной из задач является формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [3].

Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей [1].

В процессе работы выделяет Ю. Е. Антонов следующие представления о малой Родине, которые необходимо сформировать у детей в дошкольном возрасте:

– представления о природе родного края (об особенностях, климата, растительности, многообразии деревьев, цветов, трав и т. п.);

– представления о животном мире родного края (многообразие животных, птиц, насекомых, особенности их жизни и значение для малой Родины);

– представления об истории родного города, села, края (представления о возникновении города, его основателях, о коренном населении, важных исторических событиях, протекавших в данном регионе, исторических личностях, внесших вклад в развитие родного края);

– представления о достопримечательностях и исторических местах родного города (о памятниках архитектуры, музейных комплексах и пр.);

– представления о символах региона, города (о флаге, гербе как области, так и города, их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе и пр.) [2].

Формами работы по формированию представлений о малой Родине могут выступать:

– экскурсии к историческим памятникам, по улицам города, в музеи;

– прогулки по памятным местам родного края;

– просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей;

– рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой Родине;

– встречи со знаменитыми деятелями культуры, искусства, ветеранами родного города;

– использование дидактических игр, заданий, игровых упражнений для закрепления материала;

– проведение тематических выставок, изготовление сувениров, альбомов, буклетов.

Сегодня очень актуальным является использование в образовательном процессе ДОУ квес-игр. Ниже представим конспект квест-игры «Памятники природы Белгородской области».

Цель: расширять представления детей о памятниках природы Белгородской области посредством квест-игры.

Задачи:

Образовательные:

– формировать знания о памятниках природы Белгородской области;

– формировать представления об истории, животном и растительном мире памятников природы Белгородской области.

Развивающие:

– развивать познавательный интерес к памятникам природы Белгородской области;

– развивать умение решать проблемные ситуации.

Воспитательные:

– воспитывать чувство ответственности и любви к природному сообществу;

– воспитывать ответственное отношение к заповедным территориям родного края;

– воспитывать умение работа в команде.

Планируемый результат: обогащение представлений дошкольников о памятниках природы Белгородской области.

Подготовительная работа: беседа о памятниках природы Белгородской области.

Оборудование: карта, видеосообщение путешественника, телефон или камера для съемки видеосообщения детей, картинка монастырского леса, картинка ребуса, карточки для рефлексии, карандаши или фломастеры.

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Психологический настрой

Здравствуйте, ребята!

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро,

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

«Один за всех и все за одного!»

Дети встают в круг

Пока говорят, кладут руки на плечи товарищей. Затем

соединяют правые руки в центре

круга, накладывая одну руку на другую, и произносят

девиз

1 мин

Мотивационно — ориентировочный этап

На экране появляется сообщение в вайбере, воспитатель включает видеосообщение, путешественник рассказывает:

«Добрый день, дорогие ребята! Я — путешественник. И хочу приехать к вам в Белгородскую область познакомиться с памятниками природы. Однако область большая и я не знаю, где эти памятники находятся. Не могли бы вы мне помочь в этом. Составить карту этих памятников природы. Спасибо. Жду ответа!»

Ну, что поможем путешественнику?

Дети смотрят видеосообщение

Да!

1 мин

Основная часть

Открытие детьми новых знаний, способа действий

Перед вами карта районов Белгородской области.

Путешествуя, мы будем отметить на этой карте тот район, где находится памятник природы.

Описание: Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3300410/pub_5eea57627d60b977da7e583f_5eea5785ade6627f4d1d7652/scale_1200

Готовы?

Тогда поехали!

Рассматривают карту

Да!

1 мин

Практический этап

Чтобы узнать в каком районе находится тот или иной памятник природы, нам придется выполнять сложные задания!

Итак, первое задание.

Лес с богатой историей, один из самых благоустроенных. Здесь редко встретишь шумные компании отдыхающих, нет заполоняющего всё вокруг дыма костров и мангалов. Но, несмотря на удаленность, горожане посещают лес круглосуточно и очень активно.

Описание: Описание: Монастырский лес, Белгород, фото Sanchess

Посмотрите на эту картинку. Кто-то узнает?

Правильно, это монастырский лес.

Именно здесь находится памятник природы. А какой именно, вам предстоит узнать, разгадав ребус.

Родник «Монастырский колодезь». Правильно. Делаем первую отметку на карте — г. Белгород.

Второе задание.

Вам предстоит послушать небольшой рассказ. И узнать следующий памятник природы

Этот памятник живой природы находится в поселке области. Поселок получил свое название в честь этого дерева. Ему более 300 лет. Его высота составляет 30 метров.

Все верно, это Дуб-долгожитель в Дубовом Белгородской области. Отмечаем на карте.

Третье задание.

Этот природный памятник — фрагмент сохранившейся степной растительности в одном из районов Белгородской области. На его территории расположен региональный ботанический заказник Урочище Гнилое. Пока вам это ни о чем не говорит. Предлагают разгадать ребус.

Это Вейделевская степь. Понятно, что находится в Вейделевском районе. Отметим на карте.

Физминутка

Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте ноги,

Легче выдох, глубже вдох,

Путь неблизок, недалек.

Впереди течет ручей,

Перепрыгнем поскорей.

Четвертое задание.

В этом районе есть три родника, которые являются памятниками природы:

«Пичурская криница»

«Холодная криница»

«Чередниковская криница»

Перед вами картами без надписей и отмечены эти родники. Ваша задача, понять, где именно они находятся, сравнив с имеющейся картой.

Правильно, это Борисовский район. Отмечаем на нашей карте для путешественника.

Пятое задание.

Между селами Косилово и Ломное есть еще один памятник природы. А какой узнаете, когда сложите разрезные картинки.

Это кривой дуб. Грайворонский район. Отмечаем на карте.

Шестое задание.

Посмотрите на картину. Что на ней изображено.

Описание: Описание: Родник «У Панского моста» село Ближнее Чесночное

Родник у «Панского моста» в пойме р. Тихая Сосна.

Для того чтобы узнать какой это район. Я буду называть факт об этом памятнике природы. Если это верно, поднимайте зеленую карточку, если нет — красную.

— Родник «У Панского моста» расположен на левом берегу реки Тихая Сосна;

— Родник обустроен в 2014 году;

— Это главная достопримечательном Дубового;

— Растительность у родника представлена разнотравьем, характерным для меловых гор, камышом, стрелолистом, сусаком зонтичным и др. видами водных и степных растений.

Молодцы! Это Алексеевский район.

В нашей области очень много памятников природы, мы с вами познакомились лишь с некоторыми.

Да, Монастырский лес.

Родник

Дуб в Дубовом

Степь

Работают с картой

Складывают разрезные картинки

Дети описывают картинку

Дети поднимают карточки

17 мин

Заключительная часть

Подведение итогов

Итак, карту мы собрали и теперь точно знаем, где находятся памятники природы в Белгородской области, в каких районах и как они называются. Давайте запишем ответное сообщение путешественнику.

Отлично! Отправим это сообщение, чтобы он смог посетить нашу область.

Ребята, расскажите, что больше всего вам понравилось!

А что было трудным?

Дети записывают вместе с воспитателем видеосообщение для путешественника

Обсуждение, отвечают на вопросы

3 мин

Рефлексия

Перед вами карта черно-белая. Ваша задача закрасить ее таким цветом, который ыб отражал ваше настроение.

Синий цвет — было сегодня неинтересно, скучно, трудно, настроения нет.

Красный цвет — было сегодня интересно, но слишком трудно, настроение просто хорошее.

Зеленый цвет — сегодня было все интересно, нескучно, весело, настроение отличное!

Закрашивают карту нужным цветом и объясняют свой выбор

2 мин

Литература:

  1. Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 2 (2). С. 25–27.
  2. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова М.:АРКТИ, 2003. 168с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.

Похожие статьи

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр

Похожие статьи

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр

Задать вопрос