Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

Развитие дошкольника
19.11.2022
321
Поделиться
Библиографическое описание
Вяткина, Г. А. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками / Г. А. Вяткина, Т. Г. Засимская, А. С. Юрьева, В. П. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7789/.


В статье описываются проблемы и методы развития у дошкольников коммуникативных способностей и обсуждаются вопросы конфликтологии, применимые к детям. Авторами разработана модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов. Научная новизна заключается в разработке и использовании педагогических кейсов для дошкольников по теме конфликтологии.

Ключевые слова: коммуникативные способности, дошкольники, конфликтология, модель, педагоги.

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в 3.2.5. «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», предполагают развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками [2].

Актуальность исследования обусловлена политическими и экономическими изменениями, происходящими в современном мире. Для воспитания у детей патриотического и духовно-нравственного потенциала необходимо решение проблемы социализации детей через формирование коммуникативных компетенций. Умение использовать монологическую, диалогическую, невербальную речь для создания контактов, участия в играх, квестах, в жизни детского сада — важный фактор формирования конструктивного взаимодействия дошкольников в детском саду.

И. В. Хаустова, Т. Н. Лихачева, С. Г. Фомина считают, что коммуникативные компетенции у дошкольников можно считать сформированными в том случае, если они владеют следующими видами речевой деятельности: монологической, диалогической, устной, навыками речевого общения применительно к различным сферам жизнедеятельности, ситуациям общения, с учетом мнения получателя информации [3].

Е. А. Воронич рассматривает коммуникативные умения старших дошкольников как «…освоенный ребенком опыт установления и поддержания взаимоотношений между людьми, осуществляемый с помощью доступных возрасту средств общения». Хорошо развитие коммуникативные умения, основанные на способности положительного эмоционального восприятия других людей, позволяет оперировать средствами коммуникации при согласовании коммуникативных действий с действиями партнеров по общению [1].

О конфликтологической компетентности дошкольников и младших школьников есть немало научных трудов, авторы которых В. И. Андреева, Н. В. Гришина, С. А. Котова, В. И. Костикова, М. М. Рыбакова, Б. И. Хасан и др. Ученые утверждают, что основы конфликтологических знаний и умений закладываются в раннем детстве в ходе социализации ребенка. Основными механизмами ее развития являются: подражание, идентификация, отчуждение. Большое значение в процессе получения социального опыта играют эмоции ребенка. Следовательно, эмоциональный интеллект и его развитие — это основа конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте дети накапливают разнообразный опыт отношений, у них формируется самооценка на основе оценивания их взрослыми и конфликтогенные установки.

Ю. М. Жуков исследовал роль общения и коммуникативно-значимых способностей в раскрытии внутренних ресурсов человека, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия.

На основании этого можно сделать вывод, что коммуникативное взаимодействие дошкольников в детском саду — это процесс, направленный на эффективную, бесконфликтную коммуникацию, при сохранении своей идентичности и обеспечивающий саморегуляцию собственных коммуникативных действий.

Проблема нашего исследования определяется потребностью изучения коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками и необходимостью разработки научно обоснованного комплекса педагогического обеспечения для проведения образовательных мероприятий.

Цель исследования — разработка педагогического инструментария, обеспечивающего развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Объект исследования : процесс бесконфликтной коммуникации с дошкольников.

Предмет исследования : развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Научная новизна заключается в разработке модели развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 166» города Воронежа. Методы исследования — игровые и проблемные кейсы; моделирование ситуаций; чтение и анализ художественной литературы; занятия по культуре общения; развитие эмоционального интеллекта. Также использовалось наблюдение как метод исследования и формирующий эксперимент. Анализ исследования формирующего исследования показал положительную результативность.

Модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов

Рис. 1. Модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов

Результаты исследования

Реализация педагогических условий, показанных в модели, направлены на организацию совместной детской бесконфликтной деятельности.

Условия успешного развития коммуникативных способностей у дошкольников являются: мотивация положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками; обучение детей правилам и способам организации эффективных форм поведения в процессе взаимодействия; овладение дошкольниками умениями конструктивного диалога.

Таким образом, формирование положительной позиции субъектов образовательных отношений в детском саду значительно повышает качество развития коммуникативных умений дошкольников и развивает умения избегать деструктивных конфликтов, использовать способы конструктивного взаимодействия.

Литература:

  1. Воронич Е. А. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в группах различной направленности: диссертация... кандидата педагогических наук: ГАОУВОЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», 2017.- 279 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 17.11.2022)
  3. Хаустова, И. В. Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников / И. В. Хаустова, Т. Н. Лихачева, С. Г. Фомина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 15–18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6105/ (дата обращения: 17.11.2022).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коммуникативные способности
дошкольники
конфликтология
модель
педагоги

Молодой учёный