Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
Авторы: Вяткина Галина Анатольевна, Засимская Татьяна Геннадьевна, Юрьева Александра Сергеевна, Гончарова Вера Петровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 19.11.2022
Статья просмотрена: 237 раз
Библиографическое описание:
Вяткина, Г. А. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками / Г. А. Вяткина, Т. Г. Засимская, А. С. Юрьева, В. П. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7789/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье описываются проблемы и методы развития у дошкольников коммуникативных способностей и обсуждаются вопросы конфликтологии, применимые к детям. Авторами разработана модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов. Научная новизна заключается в разработке и использовании педагогических кейсов для дошкольников по теме конфликтологии.
Ключевые слова: коммуникативные способности, дошкольники, конфликтология, модель, педагоги.
Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в 3.2.5. «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», предполагают развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками [2].
Актуальность исследования обусловлена политическими и экономическими изменениями, происходящими в современном мире. Для воспитания у детей патриотического и духовно-нравственного потенциала необходимо решение проблемы социализации детей через формирование коммуникативных компетенций. Умение использовать монологическую, диалогическую, невербальную речь для создания контактов, участия в играх, квестах, в жизни детского сада — важный фактор формирования конструктивного взаимодействия дошкольников в детском саду.
И. В. Хаустова, Т. Н. Лихачева, С. Г. Фомина считают, что коммуникативные компетенции у дошкольников можно считать сформированными в том случае, если они владеют следующими видами речевой деятельности: монологической, диалогической, устной, навыками речевого общения применительно к различным сферам жизнедеятельности, ситуациям общения, с учетом мнения получателя информации [3].
Е. А. Воронич рассматривает коммуникативные умения старших дошкольников как «…освоенный ребенком опыт установления и поддержания взаимоотношений между людьми, осуществляемый с помощью доступных возрасту средств общения». Хорошо развитие коммуникативные умения, основанные на способности положительного эмоционального восприятия других людей, позволяет оперировать средствами коммуникации при согласовании коммуникативных действий с действиями партнеров по общению [1].
О конфликтологической компетентности дошкольников и младших школьников есть немало научных трудов, авторы которых В. И. Андреева, Н. В. Гришина, С. А. Котова, В. И. Костикова, М. М. Рыбакова, Б. И. Хасан и др. Ученые утверждают, что основы конфликтологических знаний и умений закладываются в раннем детстве в ходе социализации ребенка. Основными механизмами ее развития являются: подражание, идентификация, отчуждение. Большое значение в процессе получения социального опыта играют эмоции ребенка. Следовательно, эмоциональный интеллект и его развитие — это основа конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте дети накапливают разнообразный опыт отношений, у них формируется самооценка на основе оценивания их взрослыми и конфликтогенные установки.
Ю. М. Жуков исследовал роль общения и коммуникативно-значимых способностей в раскрытии внутренних ресурсов человека, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия.
На основании этого можно сделать вывод, что коммуникативное взаимодействие дошкольников в детском саду — это процесс, направленный на эффективную, бесконфликтную коммуникацию, при сохранении своей идентичности и обеспечивающий саморегуляцию собственных коммуникативных действий.
Проблема нашего исследования определяется потребностью изучения коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками и необходимостью разработки научно обоснованного комплекса педагогического обеспечения для проведения образовательных мероприятий.
Цель исследования — разработка педагогического инструментария, обеспечивающего развитие коммуникативных способностей дошкольников.
Объект исследования : процесс бесконфликтной коммуникации с дошкольников.
Предмет исследования : развитие коммуникативных способностей дошкольников.
Научная новизна заключается в разработке модели развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 166» города Воронежа. Методы исследования — игровые и проблемные кейсы; моделирование ситуаций; чтение и анализ художественной литературы; занятия по культуре общения; развитие эмоционального интеллекта. Также использовалось наблюдение как метод исследования и формирующий эксперимент. Анализ исследования формирующего исследования показал положительную результативность.
Рис. 1. Модель развития коммуникативных способностей у дошкольников для успешного разрешения конфликтов
Результаты исследования
Реализация педагогических условий, показанных в модели, направлены на организацию совместной детской бесконфликтной деятельности.
Условия успешного развития коммуникативных способностей у дошкольников являются: мотивация положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками; обучение детей правилам и способам организации эффективных форм поведения в процессе взаимодействия; овладение дошкольниками умениями конструктивного диалога.
Таким образом, формирование положительной позиции субъектов образовательных отношений в детском саду значительно повышает качество развития коммуникативных умений дошкольников и развивает умения избегать деструктивных конфликтов, использовать способы конструктивного взаимодействия.
Литература:
- Воронич Е. А. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в группах различной направленности: диссертация... кандидата педагогических наук: ГАОУВОЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», 2017.- 279 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 17.11.2022)
- Хаустова, И. В. Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников / И. В. Хаустова, Т. Н. Лихачева, С. Г. Фомина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 15–18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6105/ (дата обращения: 17.11.2022).
Похожие статьи
Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры
Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...
Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников
Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования ком...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Развитие личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
В статье авторы рассматривают проблемы личностного развития детей дошкольного возраста в свете реализации Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 г. Рассмотрена сущностная характеристика личности как общее понятие и обусловлены особенности развит...
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...
Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр
В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...
Похожие статьи
Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры
Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...
Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников
Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования ком...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Развитие личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
В статье авторы рассматривают проблемы личностного развития детей дошкольного возраста в свете реализации Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 г. Рассмотрена сущностная характеристика личности как общее понятие и обусловлены особенности развит...
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...
Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр
В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...