Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коваленко, Е. В. Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду / Е. В. Коваленко, О. А. Шомина, О. Л. Силонова, А. П. Кононеко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7782/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье описывается система современных взглядов, принципов и приоритетов по патриотическому воспитанию дошкольников, Сформулированы теоретические основы и принципы патриотического воспитания, направления деятельности и роль педагогов. Представлена модель воспитывающей патриотической среды в детском саду и описаны ее уровни.

Ключевые слова: дошкольники, детский сад, патриотическое воспитание, модель, воспитывающая среда.

Введение. В условиях современного мирового политического кризиса усилилась роль патриотического воспитания детей и молодёжи в России. Приоритетным направлением государственной и образовательной политики является создание условий для решения проблем патриотического воспитания. Президент Российской Федерации В. В. Путин провозгласил патриотизм «национальной идеей», способной консолидировать российский народ для решения задач укрепления национальной безопасности страны, противостояния глобальным вызовам [2].

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что проблемами патриотического воспитания занимаются многие исследователи, рассматривая патриотическое воспитание в направлении целостной системы воспитания. Теоретико-практические основы патриотического воспитания подрастающего поколения освещены в научных трудах Ю. К. Бабанского, Е. М. Беспаленко, О. С. Газмана, Р. Г. Гуровой, И. С. Кона, Т. Н. Мальковской, Н. С. Махиной, И. С. Марьенко, Н. Д. Никандрова, О. Я. Рейма, Г. А. Смирнова, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной и др.

Методологические основы современного патриотического воспитания и воспитания гражданской идентичности анализируются в работах Т. Е. Вежевич, Е. А. Ворониной, Н. В. Ипполитовой, В. И. Лутовинова, И. Д. Лушникова, Н. С. Махиной, В. В. Пионтковского, Л. Д. Столяренко и др.

В числе основных факторов, влияющих на процесс патриотического воспитания в современном детском саду, можно назвать:

во-первых, смену ценностей, вовлечение сферы образования в рыночные отношения, что подменяет нравственные ценности, выводя на первый уровень материальные ценности;

во-вторых, понятие «детство» трансформируется под влиянием высокой динамики социокультурного развития, процессов интеграции, цифровизации и информатизации;

в-третьих, современная система дошкольного образования осуществляет свою миссию в сфере воспитания в соответствии с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

в-четвертых, недостаточная работа родительских всеобучей дает поверхностное восприятие детьми традиционной народной культуры, воспитания патриотических чувств, формирование гражданской идентичности, так как патриотическое воспитание начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь.

Нами предпринята попытка создать воспитывающую патриотическую среду, которая будет отвечать современным требованиям патриотического воспитания и реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Воспитывающая среда в учебнике П. И. Пидкасистого — это «самоорганизующаяся система воздействий на воспитанников, которая задает организационный порядок, виды деятельности, образ жизни и оценку их деятельности в соответствии с принятой системой ценностей» [1].

Для проведения данного исследования, была предпринята попытка изучения научной и практической литературы по проблеме воспитывающей патриотической среды в детском саду. Несмотря на огромное количество научных, теоретических и прикладных результатов исследований патриотического воспитания, остается малоизученной проблема создания воспитывающей патриотической среды. В связи с чем, целью исследования стала разработка модели воспитывающей патриотической среды в детском саду.

Объект исследования — патриотическое воспитание дошкольников в детском саду.

Предмет исследования — воспитывающая среда детского сада.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи :

1) рассмотреть концептуальные подходы к изучению патриотического воспитания дошкольников;

2) проанализировать воспитывающую среду с точки зрения патриотического воспитания;

3) разработать и реализовать модельвоспитывающей патриотической среды в детском саду;

4) проверить эффективность модели с помощью сравнительного анализа.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 166» г. Воронежа. В качестве методов исследования использовалась воспитывающая среда дошкольной образовательной организации: предметно-пространственное окружение; событийное окружение; информационное окружение; родительская общественность; цифровая образовательная среда; психолого-педагогическое сопровождение. Разработанная модель представляет собой систему патриотического воспитания в условиях воспитывающей среды.

Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду

Рис. 1. Модель воспитывающей патриотической среды в детском саду

В модели обозначены задачи, направленные создание единого пространства гражданского и патриотического воспитания в МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 166» г. Воронежа — это усиление на основе отечественных духовных, нравственных традиций и ценностей нравственно-воспитательной функции системы образования: разработка и внедрение интерактивных образовательных программ, посвященных пропаганде современных достижений России, героям и значимым событиям в новейшей истории страны для формирования образа позитивного восприятия современной ситуации развития страны и города Воронежа; активизация форм патриотической работы (поисковая деятельность, праздники, связанные с памятными датами истории Отечества, посещение музеев вместе с родителями и другие формы); усиление на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей нравственно-воспитательной функции системы образования; привлечение общественности к решению вопросов патриотического воспитания детей через развитие механизмов межсистемных связей.

Таким образом, важнейшим системным изменением в современном концептуальном подходе к патриотическому воспитанию дошкольников через воспитывающую среду является расширенная интерпретация понимания воспитывающей патриотической среды как системного компонента, способствующего обогащению личности ребенка и развитие в нем индивидуального личностного потенциала.

Литература:

  1. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П. И. М., 1995. С. 301
  2. Путин назвал патриотизм национальной идеей / Газета. т. — ЦЯЬ: https://rg.ru/2020/05/10/putin-nazval-nacionalnuiu-ideiu-rossii.html (Дата обращения: 15.11.2022).
Задать вопрос