Дидактическая игра «Попробуй повтори!» для детей логопедической группы с ТНР с 5 до 7 лет
Автор: Паршукова Вера Ивановна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 05.11.2022
Статья просмотрена: 270 раз
Библиографическое описание:
Паршукова, В. И. Дидактическая игра «Попробуй повтори!» для детей логопедической группы с ТНР с 5 до 7 лет / В. И. Паршукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 40-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7747/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье предложены различные варианты дидактической игры «Попробуй повтори», основной целью которой является активизация словарного запаса детей с общим недоразвитием речи через подбор и проговаривание слов, обозначающих пространственные отношения, обобщающие понятия, слов — синонимов и антонимов, называние геометрических фигур и др. Для каждого варианта определена своя цель и описан ход игры.
Предложенная игра может быть полезна как детям коррекционных групп, так и групп общеразвивающей направленности с 3 до 7 лет.
Ключевые слова : игра, «Банда умников», игровое поле, два игрока, руки, картинки.
Идея игры «Попробуй повтори» была заимствована в группе «Банда умников» ВК, переработана, усовершенствована и дополнена предметными картинками для коррекционной работы с детьми логопедической группы для детей с ТНР с 5 до 7 лет.
Цель игры: Активизация словарного запаса ребенка. Воспроизведение ритмических рядов слов. Развитие внимания, памяти и пространственных представлений.
Ход игры: Два игрока сидят напротив друг друга. Перед каждым лежит по одинаковому игровому полю — это шесть разноцветных прямоугольников, расположенных вокруг белого листа бумаги размера А4. (Порядок цветов одинаковый для каждого игрока).
В зависимости от конкретной цели игры, на цветные прямоугольники кладутся аналогичные для обоих игроков предметные картинки.
Исходное положение: Руки игроков лежат посередине игрового поля, на белой бумаге.
Сначала один игрок дотрагивается по очереди каждой рукой (от 1 до 5 раз, в зависимости от уровня развития) до картинок в произвольном порядке и называет их, затем убирает руки в исходное положение. Второй игрок повторяет эти же движения, называет предметы и убирает руки в исходное положение.
Затем игроки меняются ролями.
Упрощенный вариант игры может быть использован в работе с детьми с 1 младшей группы или с детьми с ЗПР, для этого на игровое поле приклеивается 4 разноцветных прямоугольника с основными цветами.
Данная игра может быть использована в индивидуальной работе как коррекционных педагогов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов), так и воспитателей в группах общеразвивающей направленности.
Варианты игры «Попробуй повтори».
1. «Попробуй повтори».
Цель: Закрепить названия основных цветов.
Ход игры: Два игрока сидят напротив друг друга, перед каждым лежит игровое поле. Руки игроков лежат на середине игрового поля на белой бумаге.
Сначала один игрок дотрагивается поочерёдно каждой рукой до цветных прямоугольников и называет цвета, затем убирает руки в исходное положение. Второй игрок повторяет эти же движения, называет цвета и убирает руки в исходное положение. (рис. 1)
Рис. 1.
2. «Попробуй повтори».
Цель: Усвоение детьми пространственных отношений.
Готовясь к игре, педагог просит детей разложить картинки на цветные прямоугольники, при этом усваиваются пространственные предлоги НАД, ПОД, МЕЖДУ, и такие пространственные отношения, как ПРАВЫЙ ВЕРХНИЙ УГОЛ, НИЖНИЙ ЛЕВЫЙ УГОЛ, ЛЕВЫЙ ВЕРХНИЙ УГОЛ, ЛЕВЫЙ НИЖНИЙ УГОЛ. (рис. 2)
Рис. 2.
3. «Попробуй повтори».
Цель: Закрепить названия геометрических фигур.
Материал: Набор игровых карточек «Геометрические фигуры», 2 игровых поля.
Ход игры: Два игрока сидят напротив друг друга, перед каждым лежит игровое поле. Руки игроков лежат на середине игрового поля на белой бумаге.
Сначала один игрок дотрагивается поочерёдно каждой рукой до 2–4 картинок с изображением геометрических фигур, называя их. Убирает руки в исходное положение. Второй игрок повторяет эти же движения, называет фигуры и убирает руки в исходное положение. (рис. 3)
Рис. 3.
4. «Попробуй повтори».
Цель: Закрепить произнесение слов с определенным звуком.
Материал: Набор игровых карточек с определенным звуком, 2 игровых поля.
Ход игры: Два игрока сидят напротив друг друга, перед каждым лежит игровое поле. Руки игроков лежат на середине игрового поля на белой бумаге.
Сначала один игрок дотрагивается поочерёдно каждой рукой до картинок, в названии которых есть определенный звук и называет их, затем убирает руки в исходное положение. Второй игрок повторяет эти же движения, называет те же предметы и убирает руки в исходное положение. (рис. 4)
Рис. 4.
5. «Попробуй повтори».
Цель: Упражнять детей в подборе слов, близких по звучанию.
Материал: Набор игровых карточек «Подбери картинку по звучанию», 2 игровых поля.
1 вариант: На игровом поле лежат по три одинаковых пары слов. Сначала один игрок дотрагивается поочерёдно каждой рукой до 2 картинок, например, МАК — РАК, и называет их. Затем второй игрок дотрагивается до таких же картинок на своем игровом поле и тоже называет их. Потом ход переходит ко второму игроку, он дотрагивается до следующей пары слов и называет их.
2 вариант: На одном игровом поле лежат 6 картинок, на втором игровом поле — картинки со словами, близкими по — звучанию.
Первый игрок называет 2 слова, например, ДОМ, ЛУК. Второй игрок, подбирает и называет слова, похожие по звучанию (ГНОМ, ЖУК). (рис. 5)
Рис. 5.
6. «Попробуй повтори» .
Цель: Закрепить образ буквы.
Материал: Набор игровых карточек «Буквы», 2 игровых поля.
Ход игры: Два игрока сидят напротив друг друга, перед каждым лежит игровое поле. Руки игроков лежат на середине игрового поля на белой бумаге.
Сначала один игрок дотрагивается поочерёдно каждой рукой до 2–4 картинок с изображением букв и называет их. Убирает руки в исходное положение. Второй игрок повторяет эти же движения, называет буквы и убирает руки в исходное положение. (рис. 6)
Рис. 6.
7. «Попробуй повтори» .
Подобным образом можно закрепить обобщающие понятия, тогда для игры готовим наборы игровых карточек по темам: овощи — фрукты, дикие — домашние животные, транспорт и другие, при назывании которых, дети испытывают затруднения.
8. «Попробуй повтори».
Цель: Учить детей подбирать слова с противоположным значением.
Материал: Набор игровых картинок «Наоборот», 2 игровых поля.
1 вариант: На каждом игровом поле лежат по три одинаковых пары картинок. Сначала один игрок дотрагивается поочерёдно каждой рукой до 2 картинок, например, ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ, и называет их. Затем второй игрок дотрагивается до таких же картинок на своем игровом поле и тоже называет их. Потом ход переходит ко второму игроку, он дотрагивается до следующей пары и называет их.
2 вариант: На одном игровом поле лежат 6 картинок, на втором игровом поле — картинки с предметами, имеющими противоположное значение.
Первый игрок называет один (на этапе обучения) или несколько слов, например, СЛАДКИЙ. Второй игрок, называет слова, с противоположным значением (КИСЛЫЙ). (рис. 7)
Рис. 7.
9. «Попробуй повтори».
Цель: Учить детей подбирать слова-синонимы.
Материал: 2 игровых поля, на каждом из которых лежат по 6 одинаковых картинок из серии «Скажи иначе».
1 вариант: Сначала один игрок дотрагивается до картинки и называет слова — синонимы, например, ВРАЧ — ДОКТОР. Второй игрок повторяет эти слова. Затем ход переходит ко второму игроку.
2 вариант: Первый игрок дотрагивается руками до картинок и называет одно или несколько предметов со своего игрового поля, например, ДОМ, КОНУРА. Второй игрок аналогично дотрагивается руками до своих картинок и называет синонимы этих слов: ХИЖИНА, БУДКА. Потом ход переходит ко второму игроку, он дотрагивается до следующей пары и называет их. (рис. 8)
Рис. 8.
Таким образом, различные варианты данной игры способствует не только развитию внимания, памяти, прстранственных отношений, но и отлично активизирует словарный запас детей дошкольного возраста.
Похожие статьи
Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников средней группы
Статья посвящена изучению условий для успешного развития мелкой моторики у дошкольников средней группы. В качестве одного из условий предлагается разработанная программа «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития ...
Игры занимательного характера в работе с дошкольниками
В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.
Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка посредством интерактивных игр
Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка является обязательным требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Базовые логические действия имеют важное ...
Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности
В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки
В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...
Интерактивное обучение: дидактические игры для младших школьников
В статье раскрывается интерактивное обучение: дидактические игры для младших школьников — это коллекция образовательных игр, разработанных специально для детей младшего школьного возраста. В этих играх сочетаются увлекательный геймплей и образователь...
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важный элемент раннего и эффективного речевого развития
В статье рассматривается значение активного взаимодействия взрослого с ребенком через игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важного элемента раннего и эффективного речевого развития. Приведены конкретные примеры пальчиковых игр, использ...
Использование дворовых игр в игровой деятельности с дошкольниками
В статье обоснована необходимость включения дворовых игр в игровую деятельность дошкольников. Раскрыт один из возможных вариантов выбора игр и их реализации с детьми дошкольного возраста — проект «Дворовые игры». Представлен небольшой перечень дворов...
Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.
Похожие статьи
Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников средней группы
Статья посвящена изучению условий для успешного развития мелкой моторики у дошкольников средней группы. В качестве одного из условий предлагается разработанная программа «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития ...
Игры занимательного характера в работе с дошкольниками
В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.
Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка посредством интерактивных игр
Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка является обязательным требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Базовые логические действия имеют важное ...
Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности
В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки
В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...
Интерактивное обучение: дидактические игры для младших школьников
В статье раскрывается интерактивное обучение: дидактические игры для младших школьников — это коллекция образовательных игр, разработанных специально для детей младшего школьного возраста. В этих играх сочетаются увлекательный геймплей и образователь...
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важный элемент раннего и эффективного речевого развития
В статье рассматривается значение активного взаимодействия взрослого с ребенком через игры, направленные на развитие мелкой моторики, как важного элемента раннего и эффективного речевого развития. Приведены конкретные примеры пальчиковых игр, использ...
Использование дворовых игр в игровой деятельности с дошкольниками
В статье обоснована необходимость включения дворовых игр в игровую деятельность дошкольников. Раскрыт один из возможных вариантов выбора игр и их реализации с детьми дошкольного возраста — проект «Дворовые игры». Представлен небольшой перечень дворов...
Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается актуальность проблемы развития внимания в старшем дошкольном возрасте и возможность использования настольно-печатных игр в качестве средства обусловливающего его развитие.