Педагогический проект «Русская красавица косою славится»
Авторы: Волкова Людмила Леонидовна, Ковалёва Юлия Викторовна, Легкобитова Тамара Николаевна, Тимирёва Мария Станиславовна, Манзюк Маргарита Владимировна, Ростовцева Наталья Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (57) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 13.09.2022
Статья просмотрена: 56 раз
Библиографическое описание:
Педагогический проект «Русская красавица косою славится» / Л. Л. Волкова, Ю. В. Ковалёва, Т. Н. Легкобитова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7572/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проект: краткосрочный.
Тип проекта: исследовательско -творческий.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Актуальность
Дети мало знакомы с традициями и обычаями русского народа, при опросе дошкольников о косичках, дети не смогли сказать ни чего. Но они были заинтересованы, и мы решили разработать проект под названием «Русские красавицы косою славятся».
Цель проекта: создание социальной ситуации развития в исследовательско-творческой деятельности «Русские красавицы косою славятся»
Задачи:
— создать условия для формирования нравственно — патриотических чувств у дошкольников средствами традиций русского народа;
— обеспечить условия для развития творческих способностей в самостоятельной деятельности;
— способствовать развитию интереса к русской народной культуре;
— познакомить с особенностями русской национальной одежды;
— формировать представления о причёсках русских девочек, девушек и женщин в старину;
— создать условия для приобщения детей к русскому народному фольклору;
— обеспечить условия для художественно-творческого развития средствами музыки.
План реализации проекта:
Предмет исследования: коса.
Гипотеза: несмотря на то, что коса появилась очень давно, является ли она до сих пор девичьей красой?
1 этап — Подготовительный.
Изучение проблемы, составление плана работы.
Что мы знаем о косе? Коса — это причёска.
Что хотим узнать?
- Когда на Руси появились косы?
- Какое значение имели косы?
- Как и чем украшали косы?
- Как «вырастить» красивую косу?
Как мы можем это сделать?
- Посмотреть передачу по телевизору.
- Прочитать в книгах, в энциклопедиях, в интернете.
- Спросить у мамы, папы, бабушки, воспитателя.
- Сходить в парикмахерскую.
Организационно-подготовительный этап.
День первый.
Просмотр фильма-сказки «Варвара краса — длинная коса». Обсуждение, изготовление выставки рисунков по сказке.
Сбор информации: детская художественная литература (потешки, прибаутки, русские народные сказки, колыбельные, песенки и прочее по теме проекта); задание родителям (приготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр по теме проекта); подготовка материала для творчества; педагоги разрабатываю дидактические игры по теме проекта; музыкальный руководитель готовит сценарий для итогового мероприятии по защите проекта «Русская красавица косою славится»; инструктор по физической культуре готовит спортивный досуг по теме проекта.
Содержательно-поисковый этап.
День второй.
Совместная деятельность: беседа с детьми « Традиционная прическа русского народа- коса » . С/р игра «Парикмахерская «Сударушка». Слушание колыбельных песенок русского народа.
Художественно-эстетическое развитие: рисование, тема: «Русский головной убор».
Самостоятельная деятельность: пазл «Сказочные русские красавицы».
Раскраска «Известные красавицы с длинной косой».
Русская народная игра малой подвижности «Бояре».
Минутка настроения «Алёнушка и Иванушка».
Театральный этюд «Расти коса до пояса».
День второй:
Совместная деятельность: беседа по пословицам о русской косе (Коса — девичья краса. Подруги косу плетут на часок, а сваха на век. Девке косу расплетать — пораньше вставать.) Д/и «Подбери кокошник к одежде». С/р игра «Ярмарка».
Познавательное развитие. ФЭМП. Тема: «В гостях у сказки» (сравнение косичек русских красавиц по длине, лабиринт «Проводи Алёнушку к нужной расчёске», решение сказочных задач, графический диктант «Проложи Варваре дорожку к дому», игра «Расставь по росту героев сказки «Репка»)
Самостоятельная деятельность: игра с плоскостными куклами «Гардероб Русской красавицы»
Физическое развитие: П/и старинная русская игра «Горелки»
День третий.
Совместная деятельность: беседа «Традиция русского народа обустраивать своё жильё». Д/и «Узнай элементы узора на вышивке».
С/р игра «Русская изба». Чтение русских народных потешек.
Социально-коммуникативное развитие. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора. Тема «История русской косы».
Речевое развитие. Тема «Драматизация сказки «Репка», заучивание потешки «Расти коса до пояса».
Самостоятельная деятельность: рассматривание причёсок русских красавиц на картинах известных художников.
Физическое развитие: спортивный досуг «Во поле берёзка стояла».
День четвёртый.
Совместная деятельность: беседа: «Волосы и уход за ними». д\и «Заплети косичку из ниток на манекене». С\р игра «Парикмахерская для кукол (плетение косичек)».
Познавательное развитие. Формирование основ безопасного поведения. Тема «Береги волосы смолоду».
Художественно-эстетическое развитие. Художественно-творческая деятельность. Конструирование, тема «Косички для сестрички» (из полосок бумаги)».
День четвёртый.
Совместная деятельность: беседа «Украшения для косички». Д\и «Картинки-половинки «Разноцветные косички».
Художественно-эстетическое развитие. Музыка, тема «Колыбельные».
Физическое развитие. Эстафета «Одень русскую красавицу»
Работа с родителями. Консультация «Плетём косички для дочурки». Подготовка фотографий к выставке девочек с косичками.
День пятый.
Совместная деятельность. Конкурс для девочек «Чья коса длиннее»
Беседа: «Обряд расплетания и заплетания косы». Д/и « Передай предложение ». Чтение русских народных сказок.
Речевое развитие. Тема: «Составление предложений по картинкам фрагментов сказок».
Самостоятельная деятельность. Создание энциклопедии «Русская коса» (фото детей с разными косичками, картинки сказочных персонажей с косами и т. п.)
Результативный этап.
День шестой.
Мастер-класс для родителей и детей: « Русская коса — девичья краса » .
Показ презентации для детей «Традиционные русские головные уборы » .
Презентация выставки фотографий девочек с разными косичками.
Музыкальное развлечение «Уж я косу заплету, уж я руссу заплету»
Чаепитие «Русский каравай».
Результаты работы:
- Собран иллюстративный материал по истории русской косы.
- Создана энциклопедия «Русская коса — девичья краса».
- Составлена презентация «Русские красавицы косою славятся !».
- Основной результат работы — возможность использовать данный материал в создании современных причесок к праздникам.
Выводы: косы и сегодня модны и популярны. Если вы захотите носить косички или косы, необходимо подобрать более интересный способ плетения, который подойдёт вам.
Литература:
- Библия для детей.
- Иванова В. Е. «Все о косах и косичках», изд-во: АСТ, 2011г.
- Историческая энциклопедия. М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001
- Колпакова А. В. «Косы и косички. Мастер-класс».