Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Круглый стол «Накапливаем опыт» (о словарном запасе)

Взаимодействие с родителями
1
Поделиться
Библиографическое описание
Арькова, Н. Г. Круглый стол «Накапливаем опыт» (о словарном запасе) / Н. Г. Арькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 9 (57). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/233/7166/.


В статье представлен конспект круглого стола, направленного на знакомство родителей с эффектными способами развития речи детей старшего дошкольного возраста в игровой форме .

Ключевые слова : слово, игра, круглый стол, словарный запас, мяч, ребенок

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития словарного запаса у детей 5–6 лет.

Предварительная работа: составление родителями списка часто употребляемых слов своих детей.

Модератор: учитель-логопед.

План работы круглого стола «Накапливаем опыт»

  1. Выступление учителя-логопеда «Нормы развития словаря у детей 5–6 лет».
  2. Совместное обсуждение с родителями актуального развития словаря детей старшей группы.
  3. Нейропсихологическое упражнение Пола Деннисона «Колпак для думанья».
  4. Обсуждения пути решения проблемы.
  5. Создание интеллект-карт, направленных на развитие словаря
  6. Игра, направленная на развитие положительной оценки родителями своих детей «Я в лучах солнца»
  7. Подведение итога встречи

Ход работы

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем круглом столе «Накапливаем опыт». Сегодня мы поговорим с вами о развитии словарного запаса у детей 5–6-летнего возраста.

Зал заседаний со сплошной заливкой

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Кпяти годам количество слов доходит до 2000–2500, А в 6–7 лет до 3500–4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число прилагательных. Это объясняется, прежде всего, условиями воспитания (взрослые мало внимание обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во — вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Дети 5–7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечённым значением — горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, его значению. Наблюдается и словотворчество, в тех случаях, когда в словаре ребёнка не находят нужного слова. Однако, чаще в случаях затрудненный ребёнок не называет предмет. Ксеми годам большинство слов в словаре ребёнка составляют имена существительные, глаголы.

К 5–7 годам ребёнок с развитой речевой функцией хорошо ориентируется в тематических множествах. Он понимает и разделяет:

— понятия времени («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;

— пространственное ориентирование («верх», «низ», «лево», «право»);

— числительные, желательно в пределах сотни;

— абстрактные термины из области обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников;

— профессии и виды спорта;

— цвета и оттенки;

— части человеческого тела;

— природные явления;

— бытовые предметы;

— транспортные средства;

— домашних и диких животных, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;

— эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний.

Модератор: Давайте вместе проанализируем, насколько богат словарь детей нашей группы. Обсуждение

Модератор: « Прежде чем мы приступим к путям решения этой проблемы, предлагаю выполнить упражнение, направленное на активизацию работы мозга».

Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте сверху вниз, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.

Поверните голову влево до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.

Поверните голову вправо до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.

Это упражнение называется «Колпак для думанья». Его полезно выполнять утром и перед решением важных задач.

Модератор: Перед вами листы бумаги и различные картинки. С помощью этого мы будем создавать подсказки, интеллект-карты, которые помогут вам запомнить, как можно развить словарный запас ребенка.

Но сначала я хотела бы выслушать вас. Как вы думаете, что вы можете сделать для развития словаря ребенка?

Высказывания родителей

Модератор: Мы услышали достаточно много интересных идей. Попробуем их систематизировать.

Для этого в центре листа напишите: «СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС».

Существует 3 группы методов развития речи детей. Нарисуем три стрелочки, направленные на фразу «СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС»

1. Наглядные методы — используются для закрепления знаний словаря, развитие обобщающей функции слова, обучение связной речи.

— непосредственные — направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двухсигнальных систем (экскурсия, осмотры помещения, наблюдение);

— опосредованные — основаны на применение изобразительной наглядности (рассматривание игрушек, картин и т. п.).

Посмотрите, какие картинки подходят к этому методу. Приклейте их около одной из стрелочек.

Словесные методы. Используются при использовании наглядных методов (объяснения, разъяснения и т. д.).

Практические направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры и т. д.).

У вас есть стикеры, на которых вы можете записать игры.

  1. Вспоминать слова, которые начинаются на определённую букву. Разминку можно выполнять в формате конкурса, называя слова по очереди. Кто назовёт больше всех — тот выиграл.
  2. Поиск родственных слов. Если у меня есть ум, то я какой? (Умный.) Если я сделан из стекла, то я какой? (Стеклянный.) И так далее.
  3. Угадай профессию. Человек, который шьёт одежду, — это…. Человек, который ловит преступников, — это…. И так далее.
  4. Игра «Загадай предмет» — загадывающий описывает свойства предмета, а остальные угадывают, что это.
  5. «Я знаю пять…» Каждый участник по очереди называет пять слов из единого смыслового множества: пять городов, пять имён девочек, пять овощей, пять предметов одежды и так далее.

Ещё одна вариация словарных игр — игры с мячом: они не только развивают память, но и тренируют скорость реакции.

  1. «Съедобное — несъедобное». Ведущий игрок называет любое слово и кидает ребёнку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребёнок ловит мяч, если несъедобный — отбрасывает.
  2. «Большой — маленький». Ведущий произносит одно слово из пары («палец» или «пальчик», «шкаф» или «шкафчик», «кошка» или «котёнок») и кидает мяч. Ребёнок возвращает мяч, назвав пару для услышанного слова.
  3. Игра «Скажи наоборот» — поиск антонимичных слов и понятий, например горячо — холодно, день — ночь, смелый — трусливый, бежит — стоит, с обменом мячом по аналогичному принципу.
  4. «Кто где живёт?» — ведущий бросает мяч и называет какое-то животное, а ребёнок возвращает мяч с ответом на вопрос, где это животное живёт, например лиса — в норе, собака — в конуре, ворона — в гнезде.
  5. «Назови животное (одежду, блюдо, имя и так далее)». В эту игру можно играть с компанией детей. Кидайте мяч участникам по очереди: поймавший мяч называет слово из заданной тематической группы и бросает мяч обратно. Ребёнок, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается последний оставшийся в игре участник.

Игры со словами полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют формированию лексической базы, активизируют навыки словообразования, ускоряют процесс извлечения из памяти, способствуют развитию внимания и логики. Общайтесь, веселитесь и развивайтесь вместе с ребёнком, и вы сможете абсолютно бесплатно научить его виртуозному владению родным языком — навыку, которому многие взрослые годами учатся за круглые суммы.

Таким образом, мы с вами свели воедино методы развития словаря детей.

А для того, чтобы напомнить себе, какие же он чудесные, ваши дети, предлагаю такую игру

«Я в лучах солнца»

Взрослые рисуют солнце. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества своего ребёнка».

Благодарю вас за такой продуктивный вечер и помните слова замечательного педагога Шалвы Амонашвили: «…Главный метод гуманистического воспитания — доставлять ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха».

Литература:

  1. Гимнастика для мозга доктора Деннисона. — Текст: электронный // Серебряная академия: [сайт]. — URL
  2. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. — 4-е изд. —: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с. c. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
слово
игра
круглый стол
словарный запас
мяч
ребенок

Молодой учёный