Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни человека. Изучение математики играет важную роль в образовании, влияя на развитие всех познавательных способностей человека. Согласно одному из целевых ориентиров ФГОС ДОО ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать элементарными представлениями из области математики. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные возможности, чем готовность реализовать знания и умения в своей деятельности. Концепция развития математического образования РФ предусматривает то, что система математического образования на этапе дошкольного образования должна обеспечить условия для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов. Задача воспитателя создать такие условия. У старшего дошкольника усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому использование дидактических игр для развития элементарных математических представлений, представляется одним из таких условий. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют развития его представлений и познавательной деятельности.
Кроме того, использование дидактических игр способствует не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников приучают к организованности и ответственности. Различные формы объединения детей во время дидактических игр (пары, малые группы, вся группа) позволяют воспитывать у дошкольников учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, хаотичные взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью не могут обеспечить полноценное развитие математических представлений. Необходимо специально организованное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого. Наиболее удачными его формами являются игровые упражнения и дидактические игры. В которых, дидактическая, познавательная задача скрыта задачей игровой и опосредована игровым мотивом.
Таблица 1
Перспективное планирование дидактических игр по математике для детей 6–7 лет. (По программе «Истоки»)
1 неделя |
2неделя |
3 неделя |
4 неделя | |
Сентябрь |
Игры на обозначение чисел от 0до 10 и их последовательность в числовом ряду («Числа-соседи») | |||
Игры на ориентировку на листе бумаги. |
Игры с камушками на состав числа 3,4,5. |
Игры из серии «Собери целое из частей». |
Игры на ориентировку в пространстве (лево-право). | |
Октябрь |
Игры на отсчитывание групп, состоящих из 2–3 предметов, называя общее количество предметов в этих группах. |
Игры из серии «Собери целое из частей». |
Игры на измерение с помощью условной мерки, игры на состав числа 5. |
Игры на измерение с помощью условной мерки, игры на знание дней недели. |
Ноябрь |
Игры на измерение с помощью условной мерки, игры на ориентировку на листе бумаги, игры на знание дней недели. |
Игры на состав числа 6, игры на знание дней недели. |
Игры на состав числа 7, игры на знание дней недели, игры на ориентировку в пространстве. |
Игры на состав числа 6 и 7, игры на измерение с помощью составной мерки. |
Декабрь |
Игры на состав числа 3–7, игры на знание дней недели и их последовательности, игры на развитие глазомера. |
Игры на состав числа 8, игры из серии «Собери целое из частей», игры с часами. |
Игры с часами, игры на состав числа 8, игры на обратный счет. |
Игры на знание дней недели и их последовательности, игры с часами. |
Январь |
Игры с часами, игры на обратный счет, игры из серии «Собери целое из частей». |
Игры на состав числа 9, игры на ориентировку на листе бумаги. |
Игры на обратный счет, игры на состав числа 9, игры с часами. | |
Февраль |
Игры с часами, игры на состав числа 9, игры на развитие умения произвольно переключать внимание. |
Игры на состав числа 10, игры на счет в прямом и обратном порядке. |
Игры на состав числа 10, игры на развитие воображения (выкладывание образов из палочек и геометрических фигур). |
Игры на состав числа 10, игры на закрепление геометрических фигур. |
Март |
Игры на счет в прямом и обратном порядке, игры на определение существенных признаков предметов (классификация). |
Игры на счет в прямом и обратном порядке, игры на ориентировку в пространстве. |
Игры на состав чисел первого десятка. |
Игры на измерение с помощью условной мерки, игры на произвольное запоминание («Чего не стало»). |
Апрель |
Игры на состав чисел первого десятка, игры на ориентировку в пространстве на слух. |
Игры на ориентировку на листе бумаги (рисование по клеткам под диктовку), игры на счет в прямом и обратном порядке. |
Игры на состав чисел первого десятка, игры на счет в прямом и обратном порядке. |
Игры на ориентировку на листе бумаги (рисование по клеткам), игры на определение существенных признаков предметов (классификация) |
Май |
Игры на ориентировку в пространстве, игры на состав чисел первого десятка. |
Игры на счет в прямом и обратном порядке, игры на ориентировку на листе бумаги (рисование по клеткам). |
Игры на счет в прямом и обратном порядке, игры на развитие логического мышления. |
Игры на счет в прямом и обратном порядке, игры на внимание и произвольное запоминание. |
Пример дидактической игры.
«Найди дорожку»
Цель: создание условий для закрепления знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: карточки с изображением поля игры, фишки.
Ход игры. Педагог читает детям отрывок из сказки:
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У медведя ушел,
У тебя, лиса, и подавно уйду!
Затем предлагает выполнить задание: помоги колобку уйти от лисы, для этого закрой фишками все треугольники (круги, квадраты); круги (квадраты, треугольники) через один.
Для поддержания интереса можно предложить выполнять игры на время, «Кто быстрее…». и др. Когда игра будет освоена, можно предложить детям её усложненные варианты.