Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
4
Поделиться
Библиографическое описание
Устюгова, Ю. В. Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений / Ю. В. Устюгова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7058/.


Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни человека. Изучение математики играет важную роль в образовании, влияя на развитие всех познавательных способностей человека. Согласно одному из целевых ориентиров ФГОС ДОО ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать элементарными представлениями из области математики. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные возможности, чем готовность реализовать знания и умения в своей деятельности. Концепция развития математического образования РФ предусматривает то, что система математического образования на этапе дошкольного образования должна обеспечить условия для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов. Задача воспитателя создать такие условия. У старшего дошкольника усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому использование дидактических игр для развития элементарных математических представлений, представляется одним из таких условий. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют развития его представлений и познавательной деятельности.

Кроме того, использование дидактических игр способствует не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников приучают к организованности и ответственности. Различные формы объединения детей во время дидактических игр (пары, малые группы, вся группа) позволяют воспитывать у дошкольников учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, хаотичные взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью не могут обеспечить полноценное развитие математических представлений. Необходимо специально организованное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого. Наиболее удачными его формами являются игровые упражнения и дидактические игры. В которых, дидактическая, познавательная задача скрыта задачей игровой и опосредована игровым мотивом.

Таблица 1

Перспективное планирование дидактических игр по математике для детей 6–7 лет. (По программе «Истоки»)

1 неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Игры на обозначение чисел от 0до 10 и их последовательность в числовом ряду («Числа-соседи»)

Игры на ориентировку на листе бумаги.

Игры с камушками на состав числа 3,4,5.

Игры из серии «Собери целое из частей».

Игры на ориентировку в пространстве (лево-право).

Октябрь

Игры на отсчитывание групп, состоящих из 2–3 предметов, называя общее количество предметов в этих группах.

Игры из серии «Собери целое из частей».

Игры на измерение с помощью условной мерки, игры на состав числа 5.

Игры на измерение с помощью условной мерки, игры на знание дней недели.

Ноябрь

Игры на измерение с помощью условной мерки, игры на ориентировку на листе бумаги, игры на знание дней недели.

Игры на состав числа 6, игры на знание дней недели.

Игры на состав числа 7, игры на знание дней недели, игры на ориентировку в пространстве.

Игры на состав числа 6 и 7, игры на измерение с помощью составной мерки.

Декабрь

Игры на состав числа 3–7, игры на знание дней недели и их последовательности, игры на развитие глазомера.

Игры на состав числа 8, игры из серии «Собери целое из частей», игры с часами.

Игры с часами, игры на состав числа 8, игры на обратный счет.

Игры на знание дней недели и их последовательности, игры с часами.

Январь

Игры с часами, игры на обратный счет, игры из серии «Собери целое из частей».

Игры на состав числа 9, игры на ориентировку на листе бумаги.

Игры на обратный счет, игры на состав числа 9, игры с часами.

Февраль

Игры с часами, игры на состав числа 9, игры на развитие умения произвольно переключать внимание.

Игры на состав числа 10, игры на счет в прямом и обратном порядке.

Игры на состав числа 10, игры на развитие воображения (выкладывание образов из палочек и геометрических фигур).

Игры на состав числа 10, игры на закрепление геометрических фигур.

Март

Игры на счет в прямом и обратном порядке, игры на определение существенных признаков предметов (классификация).

Игры на счет в прямом и обратном порядке, игры на ориентировку в пространстве.

Игры на состав чисел первого десятка.

Игры на измерение с помощью условной мерки, игры на произвольное запоминание («Чего не стало»).

Апрель

Игры на состав чисел первого десятка, игры на ориентировку в пространстве на слух.

Игры на ориентировку на листе бумаги (рисование по клеткам под диктовку), игры на счет в прямом и обратном порядке.

Игры на состав чисел первого десятка, игры на счет в прямом и обратном порядке.

Игры на ориентировку на листе бумаги (рисование по клеткам), игры на определение существенных признаков предметов (классификация)

Май

Игры на ориентировку в пространстве, игры на состав чисел первого десятка.

Игры на счет в прямом и обратном порядке, игры на ориентировку на листе бумаги (рисование по клеткам).

Игры на счет в прямом и обратном порядке, игры на развитие логического мышления.

Игры на счет в прямом и обратном порядке, игры на внимание и произвольное запоминание.

Пример дидактической игры.

«Найди дорожку»

Цель: создание условий для закрепления знаний о геометрических фигурах.

Оборудование: карточки с изображением поля игры, фишки.

Ход игры. Педагог читает детям отрывок из сказки:

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я у дедушки ушел,

Я у бабушки ушел,

Я у зайца ушел,

Я у волка ушел,

У медведя ушел,

У тебя, лиса, и подавно уйду!

Затем предлагает выполнить задание: помоги колобку уйти от лисы, для этого закрой фишками все треугольники (круги, квадраты); круги (квадраты, треугольники) через один.

Для поддержания интереса можно предложить выполнять игры на время, «Кто быстрее…». и др. Когда игра будет освоена, можно предложить детям её усложненные варианты.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный