Конспекты индивидуальной организованной образовательной деятельности по активизации речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) «День рождения клоуна», «Весёлый ёжик» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.

Дата публикации: 22.06.2022

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Никитенко, А. В. Конспекты индивидуальной организованной образовательной деятельности по активизации речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) «День рождения клоуна», «Весёлый ёжик» / А. В. Никитенко, Н. А. Базарова, О. В. Дурнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7457/ (дата обращения: 22.11.2024).



Цель: формирование речевой активности

Задачи:

  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  2. Формировать сенсомоторное восприятие.
  3. Формировать умение сопровождать движения речью.
  4. Закрепить навык употребления в речи фразы из двух слов с указательными словами «это», «вот».
  5. Активизировать употребление в речи качественных прилагательных.
  6. Формировать навык фрагментарного участия в диалоге.
  7. Воспитывать умение слушать логопеда.

Оборудование: геометрические фигуры (жёлтый круг, зелёный треугольник), колючие мячики, панно с геометрическими фигурами, удочка, озеро из цветной бумаги (или надувной маленький бассейн), рыбки с закреплёнными предметными картинками, шерстяные нитки разного цвета, шероховатая поверхность.

Ход индивидуальной организованной образовательной деятельности

  1. Организационный этап.

У меня есть друг-клоун. Смотри, какой портрет он мне подарил.

Логопед показывает картинку с изображением лица клоуна.

— Посмотри на клоуна. Потрогай его лицо.

— У клоуна лицо круглое. Голова круглая. Шапка треугольная.

Жёлтый круг — это лицо. Зелёный треугольник — шапка.

Логопед просит назвать геометрические фигуры и их цвета.

— Это круг. Это треугольник. Это жёлтый круг. Это зелёный треугольник.

— У клоуна сегодня праздник — день рождения. Давай для него мы испечём пирог.

2. Проговаривание слов с движением.

Я пеку, пеку, пеку,

Детям дам по пирогу,

Маме дам, папе дам,

Саве дам, клоуну дам.

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтоб пирог откусить,

Надо рот большой открыть.

Вот так! (создать и удерживать позу)

И язык нам помогал-

Вот каким он длинным стал ! (создать и удерживать позу )

Губы тоже не скучали-

Детям кушать помогали. (Улыбка-трубочка)

Ах, как вкусно, сладко было!

Нужно крошки все собрать,

Надо губы облизать . (круговые движения языка)

Правда, вкусный был пирог?

4. Игра «Колючие шарики» развитие мелкой моторики и активизация речевой активности.

— Нашему клоуну нравятся мячики.

— Посмотри, что он тебе принёс.

Педагог показывает коробочку с колючими мячиками.

— Клоун хочет научить тебя жонглировать мячиками.

Логопед перекладывает мячик с одной ладошки в другую и произносит слова по слогам.

— Ма-ма

— Кло-ун

— Мя-чик

— Теперь попробуй ты.

— Молодец, у тебя отлично получается.

5. Игра «Меткий стрелок» развитие моторных функций и совершенствование навыка понимания речи.

Педагог говорит:

— Наш клоун не только умеет жонглировать. Он ещё может попадать мячиком точно в цель. Давай и ты попробуешь.

Педагог подводит ребёнка к панно, где расположены в разном порядке геометрические фигуры.

Логопед даёт ребёнку команду «Попади в жёлтый круг, зелёный треугольник»

— Умница, а сможешь попасть в красный круг, синий квадрат.

После того как ребёнок попал в геометрическую фигуру он сопряжено с педагогом называет слово, обозначающее геометрическую фигуру.

6. Игра «Рыболов» формирование предметного словаря.

Мячик укатился и у озера остановился. А в этом озере плавают рыбки.

— Давай поймаем и узнаем, что они прячут.

Педагог предлагает поймать рыбку. Ребёнок ловит и называет слово, которое прячется на обратной стороне рыбки (вода, трава, туча, солнышко, цветок).

— Это вода

После того, как поймает ребёнок рыбок, логопед говорит:

— Давай наш улов подарим клоуну. И сделаем ему открытку.

7. Игра «Волшебные нитки» формирование подражания, воображения, активизация словарного запаса.

— Клоун очень обрадуется, если мы ему сделаем сюрприз и нарисуем открытку «волшебными нитками».

Педагог показывает ребёнку шерстяные нитки разных цветов, предлагая выложить контуры на шероховатой поверхности.

Ребёнок «рисует» нитками солнышко, облако, травку, цветок.

— Это солнышко.

— Это цветок.

— Вот облако.

— Молодец, такая открытка очень понравится клоуну.

8. Итог ООД

Ты, сегодня молодец!

— Мы поиграли и подготовили для клоуна подарок.

— У меня есть конверт, в который мы можем положить наш подарок.

— Давай отправим его по почте.

Логопед с ребёнком подходят к почтовому ящику и отправляют письмо.

Конспект индивидуальной организованной образовательной деятельности по активизации речевой активности

«ВЕСЁЛЫЙ ЁЖИК»

Цель: формирование речевой активности

Задачи:

  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  2. Формировать сенсомоторное восприятие.
  3. Формировать умение сопровождать движения речью.
  4. Автоматизация звука Ш в слогах и словах
  5. Активизировать употребление в речи качественных прилагательных.
  6. Формировать навык фрагментарного участия в диалоге.
  7. Воспитывать умение слушать логопеда.
  8. Формировать умение строить простое предложение.

Оборудование: игрушка-ёжик,геометрические фигуры (жёлтый круг, зелёный треугольник), колючие мячики, панно с геометрическими фигурами, удочка, озеро из цветной бумаги (или надувной маленький бассейн), рыбки с закреплёнными предметными картинками, шерстяные нитки разного цвета, шероховатая поверхность.

  1. Организационный момент — «Давайте познакомимся»

Логопед незаметно стучит и спрашивает:

— Это ты стучал?

— Кто же это?

— Это ёжик. Давай с ним познакомимся.

— Как тебя зовут?

— А меня ёжик.

2. Игра «Угощение»

— Ёжик пришёл к нам в гости. Давай его угостим — дадим ему гриб.

Пальчиковая гимнастика :

На полянке — толстячок.

Белый гриб — боровичок.

(правая рука сжата в кулак, ладонь левой руки накрывает кулак правой).

Наш колючий серый ёжик

В лапки гриб берёт,

Но закрыть не может рот.

Ёжика я угощу,

Открывать рот научу.

Артикуляционная гимнастика

— Широко откроем рот (удерживать открытым — закрыть)

— Покажем длинный язык

— Язык бегает вправо-влево, вверх-вниз

— Покажем зубки

— Улыбка-трубочка

—Скажем: «Ешь ёжик»

—Съел ёжик гриб (АМ)

3. Игра с колючим мячиком.

Посмотри, а ёжик нам принёс свой любимый мячик. Он тоже похож на колючего ёжика. Потрогай его.

— Будем с мячиком играть и как ёжики шуршать.

Логопед перекладывает мячик с одной ладони в другую, ребёнок повторяет за ним, в это время произносит слоги и слова:

ША-ША-ША ШАП-КА ШУ-БА

ШИ-ШИ-ШИ ШИ-НА ШЕ-Я

— Молодец, у тебя отлично получается.

4. Игра «Меткий стрелок»

— Нашему ёжику нравится играть с мячиком. Он знает ещё одну игру «Попади точно в цель»

— Давай и ты попробуешь.

Педагог подводит ребёнка к панно, где расположены в разном порядке геометрические фигуры. Логопед даёт ребёнку команду: «Попади в жёлтый круг, зелёный треугольник»

5. Игра «Рыболов»

Мячик укатился и у озера остановился. А в озере плавают рыбки. Давай их поймаем и узнаем, что они прячут.

Ребёнок ловит и называет слово.

— Гриб

— Лужа

— Туча

— Дождь

6. Игра «Волшебные нитки»

Давай наш улов покажем ёжику. Может то, что мы поймали, что-то значит?

— Это лужа.

— Это дождь.

— Это туча.

— Это гриб.

— Ёжик шепчет, мне он знает, что наш улов означает. Ведь то всё похоже на осень. Ёжик очень любит осень.

— Давай мы подарим ёжику картину осени. Ведь скоро ёжику придётся спрятаться в норке, чтобы не замёрзнуть зимой.

— Нарисуем её волшебными нитками.

Ребёнок располагает на шершавой поверхности шерстяные нитки в виде лужи, тучи, дождика, грибка.

Рассказывает:

Наступила осень. На небе тучи.

Идёт дождь. На дорогах лужи. Появились грибы.

Итог.

Ёжику нравится твоя картина. Теперь он всю зиму будет вспоминать, как в гости к нам приходил. А сейчас ему пора бежать в норку.

Похожие статьи

Конспект занятия по формированию речевой и познавательной активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Работа со спрятанным предметом»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект комбинированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему «Письмо из Африки»

Сказкотерапия в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Гриб-теремок»

План-конспект организованной образовательной деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников (3–4 лет) с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»

Похожие статьи

Конспект занятия по формированию речевой и познавательной активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Работа со спрятанным предметом»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект комбинированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему «Письмо из Африки»

Сказкотерапия в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Гриб-теремок»

План-конспект организованной образовательной деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников (3–4 лет) с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»

Задать вопрос