Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Мой город. Моя страна» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.

Дата публикации: 15.06.2022

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Г. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Мой город. Моя страна» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» / Т. Г. Кузнецова, Т. М. Якубенко, И. В. Болгова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7439/ (дата обращения: 20.04.2024).



Группа, возраст: подготовительная к школе (6–7 лет)

Тема:

Цель : Прививать уважение к традициям своего края — родной Белгородчины через различные виды деятельности в процессе образовательной деятельности.

Задачи:

Образовательные :

– Расширить знания детей о природе и красоте русской земли, Белгородского края.

– Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов;

– Закрепить знакомые элементарные танцевальные движения русской народной пляски;

Развивающие :

– Развить навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений;

– Побуждать к выражению собственного отношения к красоте родного края;

– Развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

Воспитательные :

– Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю;

– Воспитывать в детях интерес к музыкальной культуре русского народа.

Словарная работа : родная сторона, родина, Белгородчина, Россия

Демонстрационный материал : презентация

Музыкальный репертуар: «Детский марш» Дм. Шостакович; песня «Про Белгород» авт. А. Кужелев; Г. Струве «У моей России»; Оркестр «Весенний» — муз. Л.Бирнова; песня «Белгородское небо» авт. А. Красноносов; пляска «Кадриль» В. Темнов.

Музыкальное оборудование : компьютер , детские музыкальные инструменты.

Планируемый результат :

Дети понимают значение слова — родина, родной край.

Эмоционально отзываются на русскую народную музыку, песни о родном крае, родной Белгородчине.


Этап,

Продолжит-ть

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат деятельности

Организационно-мотивационный этап,

2мин.

Приветствие, доброе пожелание,

установление зрительного, тактильного контактов и т. д.

Организация образовательного пространства

Музыкальный руководитель встречает у дверей в зал:

Скучно просто так стоять,

Давайте петь, и танцевать!

Согласны?

Тогда ровно все вставайте

И за мной всё повторяйте.

Мы сейчас будем маршировать как солдатики, шагом марш.

«Детский марш»

Детей встречает воспитатель.

1. Приветствие.

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь в кружок!

Давай, улыбнёмся и скажем: «Привет!»

Солнцу : «Привет!»

И нам всем : «Привет!»

Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки в кругу.

Выполняют действия в соответствии с музыкой и словами.

Психологическая готовность

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Этап актуализации знаний,

5–7 мин.

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Воспитатель:

(слайд с изображением Белгорода,

под песню «Про Белгород» авт. А. Кужелев. )

Дети, хотите отправиться на экскурсию по нашему родному краю, Белгородчине? А для того чтобы вдоволь надышаться свежим воздухом, полюбоваться всеми прелестями и красотами нашей любимой Родины мы пойдем пешком. Наше путешествие начинается!

Исполняется песня в записи

« У моей России » авт. Г. Струве.

( дети идут хороводным шагом по кругу, змейкой.)

Воспитатель: остановка — Лесная

(слайд — лес Белгородчины)

Звучат звуки природы.

Ребята, мы оказались в лесу. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.

Музыкальный руководитель:

Вот дятел стучит по сосне.

(слайд с изображением дятла и звук)

Какой инструмент может передать такой стук? (Ответы детей )

(слайд с изображением деревянных ложек)

Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга

(слайд с изображением ветвей и звук, трещотки)

Услышал кто-то этот треск и смастерил музыкальный инструмент, в котором дощечки так же трутся и ударяются друг о друга.

Какой? — (трещотка)

Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие замечательные инструменты.

Все стучите, все звените, все шуршите и шумите. Пусть играет громче всех знаменитый наш оркестр .

Возьмите музыкальные инструменты, которые вам понравились, и мы организуем оркестр русских народных инструментов.

Помогать нам будут сами инструменты, какой инструмент видите, тот и звучит, смотрим на ритмический рисунок, я дирижёр помогаю вам.

Оркестр «Весенний» муз. Л. Бирнова.

Вот какой замечательный оркестр у нас получился.

Воспитатель:

Ну что же, отправляемся дальше.

(Слайд с изображением белгородской реки Ворскла и моста)

Какая быстрая река протекает в Белгороде (дети называют реку) и через нее узкий мостик, нам надо аккуратно перейти по нему.

Приставной шаг –

под песню «Белгородское небо» авт. А. Красноносов.

(Слайд с изображением поляны)

Музыкальный руководитель : остановка — Песенная.

Какая чудесная поляна. Какая красота кругом.

И мы можем волшебными звуками передать её.

В нашей России дуют ветра (дети дуют, вытягивая губы трубочкой)

А от ветров шелестит трава (дуют на звуке «ш»)

Ну а в траве ручеёк журчит (активно произносят «жур-жур-жур-жур»)

Бурый медведь в берлоге ворчит (активно рычат)

И птичьи трели звенят веселей («чирик-чирк-чирк-чирк»)

Юркнул мышонок к норке своей («нырк-нырк-нырк-нырк»)

Молодцы, какую замечательную картину нарисовали ваши голоса!

Раз наши голоса имеют такие удивительные краски, то и песня, которую мы сейчас исполним прекрасна.

Называется она «Моя Россия», авт. Г. Струве .

Молодцы, вы очень старались и всё получилось.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы играют на музыкальных инструментах, сравнивают, анализируют

Воспроизведение информации, действий, необходимых для успешного усвоения нового

Динамическая пауза , 2 мин

проводится в середине занятия

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Воспитатель: Ядумаю, самое время продолжить нашу экскурсию с помощью игры «Замри».

По сигналу ведущего дети произвольно двигаются под музыку. По сигналу «Стоп» он показывает одну из схем-картинок, а дети, глядя на нее, принимают соответствующую схеме позу т. е. замирают.

Участвуют в игре, выполняют физические упражнения,

Эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Этап усвоения / расширения имеющихся знаний),

10 мин.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Воспитатель: Продолжаем путешествие по родному краю. Остановка –село Холки.

(слайды с изображением села, фрагментов фестиваля)

Вы слышите, гармонь и балалайка звучит. Никак праздник в этом селе какой-то. В День празднования Святой Троицы в с. Холки Белгородской области один раз в два года проходит фольклорный фестиваль «Лето красное». Гости и участники фестиваля создают игрушки из глины, пробуют традиционные блюда русской кухни, водят хороводы, наслаждаются номерами творческих коллективов Белгородской области, прислушайтесь!

Музыкальный руководитель:

Это русская народная плясовая музыка.

Ноги так и просятся в пляс!

Выходите, детвора.

Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой.

«Кадриль» муз. В. Темнов.

(дети исполняют танец)

Наблюдают, рассматривают, сравнивают.

Отвечают и задают вопросы.

(с помощью муз. руководителя, выполняют танцевальные упражнения и т. д.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, и т. д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Любознательность и активность

Практическая работа

5мин.

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Воспитатель.

Ребята, на примере родного Белгородского края вы узнали, что наша страна Россия богата лесами, полями и реками, познакомились с творчеством и мастерством русских людей.

А чтобы не забыть о нашем путешествии, хотите сделать коллаж «Путешествие по родному краю»? (дети с помощью картинок создают коллаж родного края)

Выполняют практическую работу.

Высказываются по поводу полученной информации,

своего эмоционального состояния и т. д.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Заключительный этап. Рефлексия

3 мин.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Воспитатель.

Интересно, а что вы сегодня расскажите друзьям о нашей встрече? (ответы детей)

А что вы расскажите своей маме о том, что нового узнали о Белгородском крае? (ответы детей)

Музыкальный руководитель:

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем закроем глаза и представим, что мы летим на воздушных шариках в детски сад!

Релаксационное упражнение (музыка)

Сделайте глубокий вдох. Выдох. Открывайте глазки. Встаньте. Наше путешествие окончено.

Под марш дети выходят из музыкального зала

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.


Литература:

  1. Белгородская область: история и современность — М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт», 2007.
  2. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / [Под ред. В. А. Шаповалова]. — Белгород: изд-во БелГУ, 2002.
  3. Белгородская энциклопедия / [Отв. секр.: В. В. Овчинников]. — Белгород: Областная типография, 1998 (и последующие издания).
  4. Осыков Б. И. Белгородский алфавит. — Воронеж, 1990.
Задать вопрос