Влияние классической музыки на дошкольников
Автор: Бушина Наталья Васильевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.
Дата публикации: 03.06.2022
Статья просмотрена: 16 раз
Библиографическое описание:
Бушина, Н. В. Влияние классической музыки на дошкольников / Н. В. Бушина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7408/ (дата обращения: 16.11.2024).
Со мной всегда происходит так: я беру какую-то книгу, начинаю её читать. Причём читать в нескольких местах. И понимаю — эту книгу я читать не буду. Жизнь слишком коротка… Другая же книга — я открываю, читаю первые строчки и понимаю — всё, — это моя книга. А прочитав её, понимаю, что скоро начну читать её снова, потому что я с ней не могу расстаться. И ещё потому, что после первого прочтения я не почувствовала всей её глубины. То же самое и с музыкой. Некоторую мы можем слушать снова и снова, а некоторую не можем дослушать даже до конца. Ну, не воспринимаем и всё. Классическая музыка — это музыка не для всех. Странно звучит, не правда ли?
А теперь снова зададимся вопросом — что же даёт человеку слушание классической музыки? Ведь многие люди незнакомы с этим процессом! Почему? Мы много уже слышали мнений и суждений об этом, ни для кого это не станет «открытием» — слушание классической музыки корректирует память, мышление человека, доходит до самых глубин его души. То, что растения растут лучше, коровы дают хороший надой молока, вода в стакане структурируется правильно, а не хаотично от классической музыки. Это мы все слышали, читали, знаем. Ну, а сейчас разберём несколько подробней.
Классическая музыка — это такая форма созвучий, такой вид вибраций (музыкальных вибраций), который никогда не был рассчитан на широкую аудиторию. Да. Это именно так, я не оговорилась. Из своих воспоминаний периода учёбы, когда все мы любили посещать уроки музыкальной литературы, хотелось бы поделиться своими знаниями в этой области. У нас была замечательная педагог по этому предмету, Ираида Алексеевна, уж этого, настолько увлечённого своей профессией человека, я не смогу забыть никогда. Она, в буквальном смысле этого слова, «дарила» свои знания нам, а мы, в свою очередь, впитывали, как губка, её познавательные, наполненные глубоким смыслом, рассказы о композиторах, музыке, новых научных открытиях и подтверждениях. Это был человек невероятных знаний, не было, наверное, той области, в которой она бы не ориентировалась и чем бы не интересовалась. Мы всегда удивлялись, когда это она всё успевает познавать? Все научные журналы и передачи мимо неё не проходили. Она познакомила нас с таким неизвестным понятием, которое, как нельзя лучше проиллюстрирует затронутую сейчас тему, как «категорический императив». Но к нему вернусь чуть позже. Поделюсь своими воспоминаниями.
Так вот. Вся великая музыка писалась в XVII, XVIII, XIX веках для очень узкого круга людей (князья, короли, графы). И композиторы подсознательно стремились написать музыку для самого изысканного вкуса — для людей, которые из поколения в поколение передавали традиции слушания и восприятия этой музыки. И в своё время у Бетховена было всего 1000, как бы сейчас сказали, подписчиков. Его знали, ну, может быть, всего 1000 человек, которые посещали его концерты, и в период, когда не было социальных сетей, это было микроскопически мало, и его даже не знали за пределами его родного города. А сейчас, когда у нас есть соц. сети, у каждого человека: у композитора, художника, поэта есть возможность существенно расширить свою аудиторию, поменять стиль и образ жизни, словом, найти новые возможности, чтобы стать более или менее известным. Тысяча! Это в огромной Вене! А в соседних столицах уже и не знали такого, потому, что не было никаких средств массовой информации. А люди, занимающиеся обычным трудом, зарабатыванием хлеба насущного, не касались вообще этого процесса. Но, зачем же и сегодня нужно эту музыку слушать не только графам и князьям, и людям, которым по наследству родители и предки передали чувство и понимание, а как можно большему количеству людей?
Вот ответ на вопрос: классическая музыка, музыка, написанная гениями, Бахом, Моцартом, Бетховеном, Шопеном, Брамсом, Чайковским, Шостаковичем, Прокофьевым, обладает определёнными законами, структурами, мелодиями и построениями, которые влияют на человеческий дух, на человеческое мышление, своими вибрациями создаёт чувство гармонии. А что такое «вибрации классической музыки»? Это, когда гений, написавший ту или иную музыкальную форму, слышит вибрации Вселенной. Ведь, как бы мы не пытались отрицать это, мы — дети космоса, мы — космические создания. И вот эта музыка, преображённая в земные вибрации, соединяет нас с нашей космической колыбелью. В результате — мышление, обе доли мозга — логическое и эмоциональное, начинают сотрудничать, работать на усиленных оборотах, и получать огромное количество невероятной информации. Это та информация, которую когда-то получали избранные, и от которой столетиями были отключены все, кому «не положено». Мы и сейчас расхлёбываем эту несправедливость, когда узкой группе людей принадлежали великие сокровища музыкальных вибраций, а у всех остальных, как сейчас мы стали называть эту музыку — «поп культурой», т. е., культурой для всех, для любого количества населения, этой возможности не было.
Для того, чтобы понять, почему Бетховен писал всё более и более великую музыку, начиная с достаточно обычной, почти, музыки, давайте вспомним, что по мере того, как он переставал слышать, то начал писать музыку сфер, потому, что он не слышал земной болтовни, он был «выключен» из суеты и напрямую его гениальный мозг подключился к информационному полю космоса. Это уже вопрос несколько другого, более глубокого уровня. Его я касаться не буду, не мой уровень знаний. Профессор С. П. Капица (сын) в своих телевизионных передачах, прошлого столетия, «Очевидное — невероятное», частенько касался таких вопросов, объясняя происходящее с точки зрения физики.
Ну, а я, сделав небольшое отступление, вернусь к вопросу: что даёт классическая музыка человеку, и почему её нужно слушать? Может можно обойтись без неё? А зададим-ка вопрос по-другому, ближе, так сказать, к нашему современному времени. Помогает ли классическая музыка стать успешным? Ответ: сто процентов — да. Посмотрите на Нобелевских лауреатов, или на игроков из телепередачи «Что, где, когда»! Ведущий задаёт им вопросы, связанные с музыкой, а мы узнаём, что практически у всех из них в детстве звучала музыка, их учили, им играли и мамы, играли папы, играли соседи, друзья, их с детства водили на концерты, т. е., приобщали к классической музыке. Так вот, такие люди — самые чуткие слушатели, ценители музыки и, как следствие — успешные люди. Приведу пример из собственной практики. Я работаю в детском саду музыкальным руководителем. По долгу службы, так сказать, пришлось наблюдать одну семью. Поскольку старшая их дочь и младший сын обучались у меня, я, общаясь с родителями этих детей, выяснила, что первая — серьёзно занялась обучением на скрипке, ну, а второй ребёнок находился в поле музыкальных вибраций, когда девочка готовилась и разучивала произведения к уроку. Причём, в их доме каждый день (надо отдать должное родителям) звучали яркие музыкальные произведения великих мастеров прошлых веков. Так вот, младший ребёнок, все на это обратили внимание, стал настолько внимательным и сообразительным. Более того, он перестал стесняться в общении со сверстниками, на музыкальных занятиях теперь всегда выполняет движения строго под музыку, т. е. у него развилось чувство ритма, хотя сейчас это только средняя группа. Ребёнок «ожил», что меня, конечно, очень радует. Ну, а о дальнейших успехах таких детей ещё рано говорить, но сама вижу — прогресс налицо. И есть масса примеров, что с того момента, когда человек открывает для себя глубины классической музыки, у него и память, и мышление, и эмоциональное состояние — все процессы идут лучше и быстрее. Такие люди охватывают явления, понятия и события, буквально, на подсознательном уровне. Ну и вывод к этому примеру: классическая музыка делает человека успешным, потому, что у человека развивается панорамное мышление и вибрации классической музыки улучшают общую эмоциональную систему человека, кровообращение, скорость мышления. А это всё совершенно точно помогает успешности.
И как следствие, не могу не коснуться вопроса — в чём вред примитивной музыки в противовес классической? Вот эти однообразные, упрощённые, долбящие ритмы, построенные, условно говоря, на трёх — четырёх звуках… Ответ на этот вопрос достаточно прост: человек — бифункционален. С одной стороны — он животное, результат долгого развития системы размножения, системы питания. Мы — хищное млекопитающее, наш организм снабжён зубами, «когтями», настроен на поедание всего живого, что для человечества съедобно, и поэтому вся долбящая и примитивная музыка попадает в тело, настроенное на животное мышление, на животный примитив, на те нехитрые рефлексы, которые должны существовать у животного, в том числе и у высшего животного — человека, который ничего не прибавляет к человеческому началу. Помните, из школьной программы по истории, в Китае была казнь — самая тяжёлая казнь на земле, когда человеку выбривали кружочек на голове, сажали так, чтобы он не мог двинуться ни на сантиметр ни вправо, ни влево, ни вперёд, ни назад, и начинали капать в этот кружочек водой. Через какое-то время, очень быстрое, человек сходил с ума, потом умирал самой мучительной смертью, которую только можно было себе представить. Когда в странах, где эта казнь применялась, начались какие-то процессы гуманизации, то первая казнь, которая была отменена, это казнь каплями воды. Так вот, подобное каплям, абсолютно монотонное, точное, примитивное звучание, медленнее, чем капля воды, выполняет часто схожие функции. Кроме того, оно обостряет именно то начало, первобытное и древнее, и совершенно не способствует развитию гибкости человеческого мышления и ума. Ведь, к счастью, человек состоит не только из рефлексов.
А теперь возвращаюсь к тому, о чём упомянула вначале. Человек состоит из понятий. Эти понятия великий философ Эммануил Кант назвал «категорическим императивом», т. е., «абсолютным повелением», абсолютным повелением познания красоты, гармонии и многообразия. И именно этим, поклонению искусству и восприятием великой музыки, человек отличается от всего живого. Он просто обязан познавать красоту и гармонию всего многообразия окружающего мира, а не только есть, спать, покупать. Согласны?
Литература:
- С. П. Капица — «Жизнь науки», Москва, 1973г.
- И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов — «Биология», издательство Дрофа, 2020г.
- «История Китая с древнейших времён до начала 21 века. Том 3»., издательство Алгоритм, 2021г.
- В. С. Галацкая — «Музыкальная литература зарубежных стран» — выпуск 3. (Жизненный и творческий путь Л. В. Бетховена)