Модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.

Дата публикации: 27.05.2022

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Потолова, Т. П. Модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада / Т. П. Потолова, И. Г. Дорожинская, Т. Н. Пономарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7390/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена вопросам обеспечения педагогической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации. Разработана модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада. Отмечена целесообразность реализации модели, подтвержденная тремя мониторингами с восходящими показателями эффективности.

Ключевые слова: модель, дошкольники, педагогическая безопасность, образовательная среда, детский сад.

Введение. Актуальность проблемы исследования неоспорима и подтверждается научными выводами многих авторов. Объясняется это тем, что в современном дошкольном образовании педагогическое влияние на дошкольников имеет распределенный характер, и ключевую роль играют принципы, согласно которым строится окружение детей: насколько оно стимулирует социальную адаптацию, мотивацию к занятиям физической культурой и к непосредственной образовательной деятельности, учит самостоятельности и умениям проявлять инициативу. Как описывают ученые Габер И. В., Зарецкий В. В., Артамонова Е. Г., Калинина Н. В. «…образовательная среда — это все составляющие окружения человека, их характеристики и связи между ними. Образовательная среда должна способствовать сохранению здоровья, благополучия детей и максимальной реализации их возможностей» [3].

Педагогическая безопасность наряду с безопасностью психологической и социальной является одной из составляющих национальной безопасности. В контексте представлений об угрозах безопасности личности и образовательной среды, определяющих поведение человека и его межличностные отношения достаточно глубоко изучены в теории конфликтных ситуаций. Безопасность образовательной школьной среды также достаточно широко изучена. К примеру, авторы Выготский Л. С. Григорьева М.В, Дымова Е. Н., Тарабрина Н. В., Харламенкова Н. Е. Ерофеева М. А., Мироненкова О. Л, Журавлев А. Л. и другие ученые изучали факторы психологической безопасности: эмоциональный комфорт, успешная социализация, конструктивное развитие личности, безопасность в коммуникации и учет психологических угроз, повышение уровня индивидуальной защищенности человека путем формирования безопасного поведения и др [1], [3].

Концепция психологической безопасности образовательной среды в трудах Баевой И. А., Волковой Е.Н, Галашевой, О. И., Лактионовой Е. Б. и др. — это система взглядов на обеспечение безопасности участников образовательного процесса от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия [2].

Чиркина С. Е., Ахмеров Р. А., Бажин К. С., Царева Е. В. описывая содержание безопасности образовательной среды, считают, что такая среда является частью образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальное обозначение и качественные характеристики, позволяющие удовлетворять потребности в развитии, социализации и гражданской идентификации детей при обязательном соблюдении их безопасности [4].

В связи с малой изученностью педагогической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации, мы поставили цель провести теоретический анализ педагогической безопасности образовательной среды ДОО и на основе этого разработать, внедрить в образовательный процесс модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада.

Объект исследования — педагогическая безопасность образовательной среды ДОО.

Предмет исследования — влияние образовательной среды ДОО на педагогическую безопасность дошкольников.

Задачи: провести теоретический анализ исследований феномена педагогической безопасности в научной литературе; разработать модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада; проверить несколькими мониторинговыми срезами эффективность модели.

Методы исследования. Теоретические: анализ психологической и педагогической литературы; анализ состояния проблемы в существующей практике, изучение нормативной базы; провести констатирующий эксперимент по выявлению эффективности модели.

Исследуемые и участники эксперимента . В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МКДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области.

В качестве мониторинга использовались игры: сюжетно ролевая игра «Семья тигренка»; дидактические игры «Смешарики в гостях у Винни-Пуха», «Волшебный шкаф», «Звуковые часы»; игры, направленные на развитие когнитивных процессов «Скрытые рисунки», «Когда это бывает?», «Сказка наоборот» и др.

Результаты и их обсуждение. Под педагогической безопасностью понимается среда взаимодействия, свободная от проявления любого насилия, имеющая образовательную значимость для субъектов образовательного процесса и характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации на интересах заказчика образовательных услуг и отражающаяся в эмоционально-личностных характеристиках ее субъектов. Безопасность педагогической среды предполагает формирование здоровой личности, поддерживает и развивает её психическое здоровье и хранит психологическое благополучие.

Модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада

Рис. 1. Модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада

Описание модели . Педагогическая безопасность образовательной среды детского сада имеет риски, опасность и угрозы. Это естественные составляющие, так как в обществе происходят множественные контакты, действия, которые не всегда отвечают социальным нормам и правилам.

Осознаваемость образовательной среды. Степень осознаваемости образовательной среды — показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса, а именно: обобщенность ОС, эмоциональность ОС, доминантность ОС, Когерентность ОС, социальная активность ОС, мобильность и устойчивость. Комплексная оценка показателей осуществляется через соблюдение принципов педагогической безопасности в детском саду: принцип опоры на развивающее образование и развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания; принцип психологической защищенности; принцип развития коммуникативных умений; принцип непринуждения, а активации мотивации; принцип взаимоуважения; принцип социально-психологической умелости. В совокупности это способствует позитивному развитию личности ребенка. Проведенные мониторинги подтвердили эффективность модели.

Литература:

  1. Баева, И. А., Волкова, Е.Н, Лактионова, Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности/ под ред. И. А. Баевой. М., СПб, 2011.
  2. Галашева, О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ / О. И. Галашева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 21–24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/ (дата обращения: 24.05.2022).
  3. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / Авт.-сост.: Габер И. В., Зарецкий В. В., Артамонова Е. Г., Ефимова О. И., Калинина Н. В. 2-е изд. — М.: Группа МДВ, 2021. — 60 с.
  4. Чиркина С. Е., Ахмеров Р. А., Бажин К. С., Царева Е. В. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / С. Е. Чиркина, Р. А. Ахмеров, К. С. Бажин, Е. В. Царева. Казань: Издательство «Бриг», 2015. — 136 с.

Ключевые слова

модель, образовательная среда, дошкольники, детский сад, педагогическая безопасность
Задать вопрос