Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.

Дата публикации: 18.05.2022

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Асеева, Е. И. Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников / Е. И. Асеева, Е. В. Богданова, С. В. Кувшинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7362/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей к общественной жизни. Сравнительный анализ социальной адаптации доказал целесообразность реализации модели.

Ключевые слова: дошкольники, педагоги, родители, модель, социальная адаптация.

Введение. Актуальность исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и профессиональным стандартом педагога дошкольного образования. В части 1.7. пункт 6 сказано, что ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и проведение корригирующих занятий по необходимости [5].

В проекте профессионального стандарта педагога дошкольного образования в пункте 3.1.4. «Трудовая функция» среди прочих выделен пункт: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей по вопросам их развития и образования, а также педагогическое обеспечение участия родителей (законных представителей) в жизни детского сада» [6].

Проблеме социальной адаптации детей в дошкольной образовательной организации посвящены труды многих ученых.

Так Ивановой Н. В., Якуповой Е. Ю., Кривовицыной О. Б разработано практическое пособие, позволяющее проводить психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в период адаптации и по завершении этого процесса [3].

Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко рассматривают вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогами дошкольной образовательной организации, где основной эффективной формой названа клубная деятельность, способствующая, в том числе, успешной социальной адаптации [1].

Огороднова О. В. выделила и описала уровни взаимосвязанности педагогов ДОО и родителей в образовательном взаимодействии: «параллельных действий», «встречного движения», «сотрудничества» [4].

Авторы Е. М. Беспаленко и В. В. Беспаленко поднимают вопросы позитивного имиджа образовательной организации, и предлагают пути повышения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, одним из пунктов которого является проведение маркетинговых исследований с целью установления потребностей детей и их родителей, возможностей совместной педагогической деятельности ДОО [2].

Изучение научной литературы, практик известных ученых позволили сформулировать цель исследования — разработка и реализация модели взаимодействия родителей и педагогов ДОО для успешной социальной адаптации дошкольников.

Объект исследования — взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовании детей и социальной адаптации.

Предмет исследования — формы взаимодействия педагогов ДОО и родителей, способствующие успешной социальной адаптации детей.

Задачи : разработать модель взаимодействия педагогов и родителей для успешной социальной адаптации дошкольников; реализовать модель; провести сравнительный анализ эффективности модели; разработать диагностический инструментарий для мониторинга социальной адаптации.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. Время исследования — 2020–2022 год.

Методы исследования: изучение научной литературы по проблеме исследования, анкетирование родителей, наблюдение, игры. Для мониторинга успешности реализации модели применялись игры «День рождения», «Секрет», «Путешествие». Спортивный праздник «Эстафета здоровья».

Модель взаимодействия педагогов и родителей для успешной социальной адаптации дошкольников представляет собой сферу деятельности педагогов и родителей воспитанников, основанную на принципах: непрерывности и прогрессивности, перспективности, развития, гуманизма, общения.

В модели описаны принципы выстраивания взаимоотношений с семьей: взаимодействие; доверие; взаимная ответственность; сотрудничество; эмпатия; сотворчество.

Интерактивными формами взаимодействия являются: психологические упражнения (тренинги); дискуссии; игры; кейс-стади.

Формы работы с семьей: семинары, создание семейного портрета выставки; семейные проекты; «Школа адаптации»; консультационная помощь педагога-психолога; совместные праздники; клуб родительского этикета «Дружная семья»; родительские собрания в нетрадиционной форме.

Полезными являются нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей: информационно аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные; конструктивно деятельностные.

Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские совещания; вечера для родителей; тематические выставки; попечительский совет; школа для родителей; родительский комитет и др.

Модель взаимодействия педагогов и родителей для успешной социальной адаптации дошкольников

Рис. 1. Модель взаимодействия педагогов и родителей для успешной социальной адаптации дошкольников

Результаты и их обсуждение

Мониторинговые срезы, которые проводились каждые три месяца, показали, что приспособление детей к социальным условиям, взаимодействию с другими детьми изменялись в сторону изменения социальных ролей, улучшения взаимоотношений, преобладанием стенических эмоций, что влияло на общее соматическое здоровье.

Таким образом, социальная адаптация дошкольников предполагает освоение ребенком новых для него социальных ценностей и социального опыта, новых социальных ролей. По оценке родителей воспитанников, критериями успешной социальной адаптации являются эмоциональное благополучие, дружелюбие, активность в игровой деятельности и др. Эффективность модели доказывалась сравнением результатов экспериментальной группы, где реализовывалась модель и с группой, не участвующей в эксперименте. Разность в критериях составляла ≆ 1,5–1,8 в пользу участников эксперимента.

Литература:

  1. Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко. — Москва: Высшая школа, 2016. — 128 c.
  2. Беспаленко Е. М., Беспаленко В. В. Управление конкурентоспособностью образовательной организации. Вестник ВИРО. Выпуск 3. 2019, — 165–178 с.
  3. Иванова Н. В., Якупова Е. Ю., Кривовицына О. Б. Социальная адаптация малышей в ДОУ. Сфера, 2011, — 128 с.
  4. Огороднова О. В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников. Дисс… к.пед.наук. Тюмень, 2002, — 205 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
  6. Проект профессионального стандарта педагога дошкольного образования https://docs.cntd.ru/document/499053710
Задать вопрос