Модель формирования исторических знаний у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.

Дата публикации: 08.05.2022

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Московская, Н. П. Модель формирования исторических знаний у дошкольников / Н. П. Московская, Н. В. Тупикина, Е. В. Китаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7341/ (дата обращения: 28.03.2024).



Актуальность исследования обусловлена ценностью исторического образования в современном мире. Отмечена значимость истории как учебной дисциплины в детском саду, являющейся фактором формирования исторических представлений у дошкольников. Авторами разработана модель формирования исторических знаний у дошкольников, которая внедрена в образовательно-воспитательный процесс детского сада и доказала свою эффективность.

Ключевые слова: дошкольники, история, исторические знания, модель.

Введение. Значимым фактором духовной жизни народа является социальное сознание, частью которого выступает историческое знание как представления о прошлом человечества. В связи с этим в последнее время возникает озабоченность российского общества состоянием исторического образования детей, играющего важную роль в формировании у них исторического сознания. Отсутствие или низкий уровень исторических знаний может стать причиной неспособности человека понять свою собственную роль и роль своего поколения в истории.

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов подчеркнул, что министерство просвещения России делает все для сохранения исторической памяти, в том числе введение в образовательные организации занятия исторического просвещения. В связи с чем встает вопрос о более раннем историческом просвещении, например, с детского сада.

Вопросам формирования исторических знаний у обучающихся российскими учеными уделялось внимание всегда, но особенно ярко это проявилось в двадцать первом столетии. Анализ литературы по теме исследования позволил выделить некоторые аспекты данного феномена.

Лыжиной О. А. теоретически обоснована и проверена эффективность методики формирования исторических представлений у младших школьников. Автор предлагает систематические исторические курсы для обучающихся начальной школы [2].

Никольская О. Д., Черкасова Е. Д. разработали систему формирования исторических представлений в дошкольном детстве, которая опирается на следующие составляющие: информационное насыщение; эмоциональное воздействие; формирование поведенческих норм и правил [4].

Большой вклад в формирование исторических представлений младших школьников внесла Н. С. Махина. Ученым разработана модель формирования исторических представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения. Была доказана эффективность модели, которая подтверждена лонгитюдным исследованием [3].

Беспаленко Е. М. поднимает вопрос о психологической безопасности в сети Интернет, которая может препятствовать формированию правильных исторических представлений. Дословно, ученым сказано следующее: «…информационная и психологическая безопасность в цифровом пространстве как социокультурный феномен требует комплексного подхода и интегрирует множество аспектов образовательной реальности» [1].

Отсюда следует, что ранее историческое просвещение дошкольников должно носить интегрированный и системный характер, так как в дошкольном детстве закладываются те качества личности, которые будут доминировать в характере взрослеющего человека.

Изучение педагогических, социологических и психологических трудов по проблеме позволило сформулировать цель исследования — разработка и внедрение в образовательный процесс детского сада модели формирования исторических знаний. Объект исследования — дошкольники МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области.

Предмет исследования — процесс формирования исторических знаний у дошкольников.

Задачи исследования : на основе анализа научной литературы сформулировать определение исторического знания, позволяющее решить проблему его эмпирической интерпретации; разработать модель формирования исторических знаний у дошкольников; провести сравнительный анализ эффективности модели формирования исторических знаний.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Базовой для авторов является та совокупность выводов и положений, которая содержится в работах Виноградовой Н. А.,Гогоберидзе А. Г., Егорова С. Н., Ежковой Н. С.,Козловой С. А., Микляевой Н. В. И др.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и воспитанники МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. Использованы методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа. Практические методы представлены играми «Великая Отечественная война» (адаптированная для дошкольников), «Поселены», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Покорители космоса», «История цивилизации» (адаптированная), дидактические игры «Герб и Флаг моей страны», «Территория моего поселка». Квест — игры «Сокровища пиратов», «Wind-up Knight», настольная игра «Память поколений». Были использованы другие игры и образовательные события. Например, ежегодно проходит подготовка к празднованию Дня победы и к шествию «Бессметный полк». В качестве контрольно-измерительных средств были взяты игры «Древняя Русь и славяне», «Средневековье», «Африка», «Полководцы и герои».

Результаты и их обсуждение

Учитывая факт того, что исторические знания представляют собой вид общественного сознания, выделятся в зависимости от возраста субъекта, имеют все те атрибутивные характеристики, которые отличают общественное сознание в целом. В связи с этим разработанная модель имеет следующие структурные компоненты.

Модель формирования исторических знаний у дошкольников

Рис. 1. Модель формирования исторических знаний у дошкольников

Модель представляет собой интеграцию методов, принципов и направлений по формированию исторических знаний у дошкольников. Сравнительный анализ мониторинга 2020, 2021 и 2022 года показал рост осведомленности детей в области исторических знаний. Система 5 — бальная.

Таблица 1

Сравнительный анализ сформированности исторических знаний у дошкольников

Название мероприятий

2020

2021

2022

«Древняя Русь и славяне»

3,34

3,89

4,37

«Былинные богатыри»

2,65

3,08

3,32

«Навстречу Дню Победы»

4,31

4,45

4,87

Таким образом, исторические знания представляют собой систему, элементами которой являются научные знания. К научным знаниям относятся знания об исторических событиях, представления, базирующиеся на научном фундаменте, а также знания о месте и роли истории в жизни общества, о целях истории, об исторических закономерностях и др. Чувства и эмоции также входят в систему исторических знаний. Эмоции необходимы для оценочных суждений о свершившихся исторических событиях, об известных личностях и фактах.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Формирование психологической безопасности обучающихся в информационно-цифровом пространстве. Вестник ВИРО. — Вып. 8. — Воронеж: ВИРО им. Н. Ф. Бунакова, 2021. — с 138–143.
  2. Лыжина О. А. Формирование исторических представлений у младших школьников на уроках исторической пропедевтики. Дисс…к.пед.наук. Екатеринбург, 2004. — 279 с.
  3. Махина Н. С. Формирование исторических представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения: диссертация... кандидата педагогических наук — Воронеж, 2010. — 231 с.
  4. Никольская О. Д., Черкасова Е. Д. Система формирования исторических представлений в дошкольном детстве и педагогические условия ее эффективной реализации. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2021. Т. 13, № 3. С. 23–34.

Ключевые слова

модель, история, дошкольники, исторические знания
Задать вопрос