Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.

Дата публикации: 13.04.2022

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Никулина, О. А. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес» / О. А. Никулина, В. И. Царькова, Н. П. Орлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7271/ (дата обращения: 16.04.2024).



Цель: обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях в жизни зверей и птиц в зимнее время года.

Задачи:

– закреплять знания об изменениях, которые произошли в жизни диких животных и птиц с наступлением зимы;

– формировать исследовательский и познавательный интерес посредством экспериментирования «Почему снег белый?»;

– способствовать развитию познавательной активности, способности анализировать, делать выводы;

– совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, её связность и содержательность;

– создать условия для развития слуховой и зрительной памяти, внимания детей;

– помочь детям почувствовать красоту и многообразие зимней природы;

– вызвать чувство сопереживания, отзывчивости и желание помогать, способствовать сплочённости в детском коллективе;

– содействовать воспитанию любви к природе и бережному отношению к ней.

Предварительная работа : наблюдения за зимней погодой, птицами на целевых прогулках, рассматривание иллюстраций, картин о зиме (К. Юона «Зима в лесу», И. Грабарь «Зима»), беседы о зиме, о зимних явлениях природы, чтение художественной литературы (отрывок из стихотворения И. Сурикова «Четыре цвета года», рассказы М. Сибиряка, М. Пришвина, В. Бианки), отгадывание загадок о зиме, просмотр видеороликов «Как дикие животные готовятся к зиме», слушание музыкального цикла «Времена года», рисование «Животные леса зимой», «Деревья зимой», лепка «Птичья столовая», коллективная аппликация «Зимний пейзаж».

Способы: приветствие, сюрпризный момент (видеописьмо от Снежной Королевы), дидактическая игра «Правила поведения в лесу», имитация движений с речевым сопровождением «Друг за другом мы встаём, к зимушке — зиме идём», чтение детьми стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…», речевая игра «Доскажи словечко», музыкальная динамическая пауза «Зимняя зарядка», экспериментирование «Почему снег белый?», самомассаж «Зимняя разогревалочка», беседа, дидактическая игра «Рассели перелётных и зимующих птиц», дыхательная гимнастика «Снегопад», интерактивная игра «Назови пословицу».

Средства: мультимедийная доска, искусственные ели, кормушка, костюм снеговика, льдинки, снежинка, видеописьмо от Снежной Королевы, слайд с правилами поведения в лесу, два мольберта, картинки с изображением весны и зимы, карточки зимующих и перелётных птиц на магнитах, контейнер с нарезанной пленкой, поднос, белая салфетка, белый лист бумаги, аудиозапись «Вьюга», слайд с пословицами и поговорками о животных.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Музыкальный зал оформлен в виде зимнего леса (искусственные ели, сугробы из белой ткани).

Приветствие

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в кружок и поприветствуем друг друга.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!»

Каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

Сюрпризный момент

(В музыкальном зале выключается свет, звучит музыка вьюги, затем включается свет.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите к нам в зал прилетела снежинка с посланием. Кто же прислал нам снежинку? Давайте узнаем!

(На интерактивной доске появляется видеописьмо от Снежной Королевы.)

Снежная Королева : Я — Снежная Королева, царица холода, снега и льда. Надоело мне смотреть, как вы радуетесь зиме. Поэтому я заколдовала весь лес: деревья все в снегу, заснули, птицы не поют, звери все попрятались.

Воспитатель : Снежная Королева, что нам надо сделать, чтобы ты расколдовала лес?

Снежная Королева : Принесите мне волшебный алмаз, тогда, может и расколдую.

Воспитатель : А где нам его взять?

Снеговичок : Я помогу вам, ребята! Но для этого надо постараться выполнить трудные задания. На вашем пути встретятся разные препятствия, справившись с которыми, вы получите льдинки. Собрав все льдинки, вы получите алмаз и расколдуете зимний лес!

Воспитатель : Справимся, ребята? (Ответы детей). Веди нас, Снеговик!

Воспитатель : Но чтобы отправиться в зимний лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

(На интерактивной доске картинки — детям предлагается назвать правила поведения в лесу.)

(1 –не шуметь в лесу, 2 — не разводить костры, 3 — нельзя мусорить в лесу, 4 — не ломать ветки, 5 — любоваться природой, рассматривать деревья, цветы, 6 — слушать голоса птиц.)

Воспитатель : А теперь отправляемся в зимний лес!

Имитация движений с речевым сопровождением

(Дети повторяют движения за взрослым с речевым сопровождением, сначала идут змейкой за взрослым и идут по кругу.)

Друг за другом мы встаем,

К Зимушке — зиме идем.

В зимний лес пойдем гулять,

Будем весело шагать.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу.

Побежим мы поскорее,

Ножки с ручками согреем.

Воспитатель : Ребята, посмотрите мы оказались с вами в зимнем лесу, посмотрите, какой он красивый и загадочный! Многие поэты воспевали его в своих стихотворениях.

Художественное слово

(Дети читают стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…».)

1 ребенок:

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

2 ребенок:

И стоит он, околдован,

И живой, и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

Снеговичок : Я очень рад, что вы пришли помочь расколдовать лес от Снежной Королевы. Давайте поиграем в игру.

Речевая игра «Доскажи словечко»

(Снеговичок задаёт вопросы детям.)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки).

На поля и на лужок

Выпал беленький… (снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее … (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Это девочка …(Снегурка).

На снегу — то посмотри? –

С красной грудкой … (снегири).

Воспитатель : Ребята, какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи?

Дети : Снег.

Снеговичок : Молодцы, ребята, справились с заданием. Возьмите первую льдинку.

(Снеговичок отдает детям льдинку.)

Снеговичок : Чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу, приглашаю вас на веселую зимнюю зарядку.

Динамическая пауза «Зимняя зарядка»

(Дети повторяют движения за героями мульт — зарядки.)

Воспитатель : А нам пора в путь!

Воспитатель : Ребята, какого цвета снег?

Дети : Белый.

Воспитатель : А хотите узнать, почему он белый?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда я предлагаю вам пройти в зимнюю лабораторию.

Экспериментирование со снегом

Воспитатель : Из чего состоит снег?

Дети : Из снежинок.

Воспитатель : Помните, когда мы с вами рассматривали снежинки через увеличительное стекло, какие они были?

Дети : Маленькие, прозрачные.

Воспитатель : А если каждая снежинка прозрачная, то почему снег белого цвета? Если снежинки похожи на маленькие льдинки, то нам понадобится тонкий лед. Сможем мы его использовать в теплой комнате?

Дети : Нет, потому что он растает.

Воспитатель : Чем можно заменить лед? Посмотрите на эти предметы и выберете похожие.

(Дети выбирают из трех предметов — салфетка, пленка, белый лист.)

Воспитатель : Чем похожа пленка на лед?

Дети : Она гладкая, прозрачная.

Воспитатель : Если мы разрежем пленку на несколько маленьких частей, все части какие?

Дети : Прозрачные.

Воспитатель : Если их мелко настричь и посыпать горкой, то образуется горка, сугроб. Какого цвета сугроб?

Дети : Белого.

Воспитатель : Тоже самое происходит в природе со снегом и льдом. Ребята, какой вывод можно сделать?

Дети : Снежинки и льдинки прозрачные. Когда их много, образуется сугроб, снег становится белым.

Снеговичок : Молодцы, ребята! Справились с заданием, получите льдинку!

(Снеговик отдает детям льдинку.)

Снеговичок : Давайте попробуем собрать алмаз для Снежной Королевы. Получился?

Дети : Ещё нет, не получился.

Воспитатель : Ну что, замёрзли? Давайте погреем ручки и щёчки.

Самомассаж «Зимняя разогревалочка»

А теперь мы дружно

Ладошки разотрём,

Щёчки мы пощиплем,

Погладим и помнём!

Беседа

Воспитатель : Снеговичок предлагает вам еще одно задание. Поможем расколдовать лес и получить ещё одну льдинку?

Дети : Да!

Воспитатель : Ребята, каких птиц вам приходилось наблюдать в лесу зимой?

Дети : Синичка, воробей, голубь, снегирь, поползень, дятел.

Воспитатель : Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

Дети : Зимующие.

Воспитатель : Каких птиц не видно в последнее время?

Дети : Ласточка, грач, ворона.

Воспитатель : Куда исчезли эти птицы?

Дети : Улетели в тёплые края.

Воспитатель : Как называются эти птицы?

Дети : Перелётные.

Воспитатель : Ребята, почему перелётные птицы улетают?

Дети : Они улетаю на юг, чтобы найти себе корм; птицы очень быстро расходуют энергию, поэтому им часто нужно есть; когда земля замерзает, насекомых найти трудно.

Дидактическая игра «Рассели перелётных и зимующих птиц»

Воспитатель : Ребята, предлагаю вам взять по одной карточке с изображением птицы и расселить их по картинкам: на кормушку или в гнездо.

(На магнитной доске дети расселяют перелётных птиц на доску с изображением гнезда, а зимующих птиц — на доску с изображением кормушки.)

Снеговичок : Ребята, мы справились с заданием. Получите еще одну льдинку! Давайте попробуем соединить льдинки. Получился алмаз?

Дети : Нет, не хватает еще одной льдинки.

Воспитатель : Ребята, предлагаю вам подышать свежим, лесным морозным воздухом.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Мы снежинок наберём,

Затем глубоко вдохнём,

Чтоб снежинки полетели,

Надо выдохнуть сильнее!

Воспитатель : Ребята, посмотрите, все звери в лесу спрятались. А разве все дикие животные зимой в лесу спят?

Дети : Зимой спят в своих норах, берлогах ежи, медведи.

Интерактивная игра «Назови пословицу»

Воспитатель : Снежная Королева снова приготовила для вас задание: нужно назвать пословицы и поговорки о диких животных по картинкам и объяснить их значение.

(Дети по картинкам на интерактивной доске называют пословицы о животных).

1 пословица: Волков бояться — в лес не ходить.

Дети : Если бояться трудностей, то не стоит начинать какое — либо дело.

2 пословица: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Дети : Нельзя браться сразу за несколько дел, нигде не добьёшься успеха.

3 пословица: Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Дети : Лучше сейчас что — либо иметь, чем надеяться на большое неизвестно когда.

4 пословица:Всякая лисица свой хвост хвалит.

Дети : Все себя хвалят или каждый хвалит то, что ему близко и дорого.

Снеговичок : Молодцы, ребята! Справились с заданием, получайте льдинку! Давайте попробуем собрать алмаз.

(Дети собирают алмаз).

Рефлексия

Воспитатель : Посмотрите, у нас получился такой красивый алмаз! Давайте отдадим его Снежной Королеве.

(Появляется видео Снежной Королевы).

Снежная Королева : Так и быть, расколдую я зимний лес!

(На интерактивной доске изображение зимнего леса с голосами птиц.)

Воспитатель : Снежная Королева, ты больше не заколдовывай лес, а то звери и птицы могут погибнуть от холода.

Воспитатель : Ребята, посмотрите вокруг: все звери в лесу проснулись, птицы прилетели. Ребята, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

(Ответы детей).

Снеговичок : Молодцы, ребята! Освободили вы зверей и птиц от колдовства Снежной Королевы. За это я приготовил для вас снежное угощение. Угощайтесь, ребята!

(Снеговичок угощает детей зефиром).

Литература:

  1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! — СПб: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2014.
  2. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П., Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. –М.:ТЦ Сфера, 2018.
  3. Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 42–46.
Задать вопрос