Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ТНР по теме «Транспорт» / Н. С. Филиппова, Л. В. Будаева, Н. В. Смирнова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7270/ (дата обращения: 23.04.2024).



Цель : Формирование словообразовательных навыков в рамках лексической темы «Транспорт».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.
  2. Учить строить фразу по образцу, по опорной схеме.
  3. Закрепить навык употребления существительных в косвенных падежах. В форме родительного падежа, творительного падежа.

Коррекционно-развивающие:

  1. Расширение словарного запаса за счет усвоения обобщающих понятий.
  2. Практическое усвоение способа образования глаголов с помощью приставок.
  3. Упражнять детей в овладении операциями анализа и синтеза, умении делать умозаключения. Упражнять детей воспринимать предметы как совокупность отдельных функциональных деталей.

Коррекционно-воспитательные :

1. Повышать самооценку детей, способствовать развитию благоприятного эмоционального настроя на занятия.

Оборудование: коробочки с конфетти, коктейльные трубочки, поднос, маленькие и большие картинки с видами транспорта, контейнер для воды, стаканы по количеству детей, салфетки, полотенце, магнитная доска, магниты.

Ход НОД:

1. Организационный момент. Игра «Коробочка с сюрпризом» (дыхательное упражнение)

Логопед: Ребята, для того, что бы узнать, о чем мы с вами будем сегодня говорить, надо отгадать загадки! Отгадка спрятана на дне волшебной коробочки с сюрпризом! Кто сумеет правильно и сильно подуть в трубочку, тот и увидит отгадку.

«Я вижу…машину, я вижу… самолет» и т. д.

Логопед: Посмотрите и скажите, как все это назвать одним словом? Что это?

Дети: Транспорт.

Логопед: Значит, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О транспорте.

Дети присаживаются за столы. На столе поднос с не большими картинками с изображением разного транспорта. Четыре поля «земля», «воздух», «вода», «космос».

2. А) Игра «Какой транспорт».

(По три картинки каждого вида, 4 фона)

Учить образовывать относительные прилагательные и классифицировать транспорт. («Водный», «воздушный», «космический», «наземный»).

Логопед: Транспорт бывает разным…

Транспорт, передвигается по воздуху. Транспорт, какой? — (воздушный)

Транспорт, передвигается по воде. Транспорт, какой? — (водный)

Транспорт, передвигается в космосе. Транспорт, какой? — (космический).

Транспорт, передвигается по земле. Транспорт, какой? — наземный.

Логопед: Ребята, посмотрите, как много картинок с изображением транспорта. Давайте распределим эти виды транспорта правильно, да так, чтобы было понятно, где какой вид транспорта.

На столах перед вами картинки с изображением транспорта и поля, символизирующие землю, воздух, воду и звездное небо — космос.

Посмотрите, здесь у нас вода, небо, земля, космос. Артем, что у тебя за картинка, что она обозначает? (воду). Значит, ты размещаешь здесь картинки с водным видом транспорта. Ваня, а у тебя, что за картинка? И т. д.

Например: Я возьму картинку ….

Дети раскладывают, а в заключении один ребенок комментирует — одно поле: Навели мы порядок, разложили картинки. Теперь расскажите мне, что же у вас получилось. Артем, называй свои картинки и говори, какой у тебя вид транспорта.

Ответы детей.

«Корабль, лодка, парусник — это водный вид транспорта»

«Самолет, вертолет, воздушный шар — это воздушный вид транспорта»

«Ракета, луноход — это космический вид транспорта»

«Машина, грузовик, автобус — это наземный вид транспорт»

Вот мы и вспомнили, что транспорт бывает водный, наземный, воздушный, космический. Мы распределили его по тому, где он передвигается, по воздуху, по воде, по небу и в космосе. Кроме этих видов есть и другие. Ребята, транспорт тоже трудится. И по тому, как он выполняет свои обязанности, он и называется по-разному.

Б) Работа с картами на доске

На каждой карте изображение грузового, пассажирского, военного транспорта (Учим обобщать и образовывать относительное прилагательное по назначению).

Картинки: баржа, грузовик; автобус, троллейбус; военный самолет и военная машина.

Логопед: Посмотрите на картинки. Подумайте и скажите, что это, что здесь изображено. Дети называют: военная машина, военный самолет.

Логопед: Правильно. Как вы думаете, как этот транспорт называется.

Ответ детей, это военный транспорт .

Следующая карта: баржа, грузовик.

Логопед: Как вы думаете, почему эти две картинки оказались рядом? Что их объединяет? Я вам подскажу. Общее то, что и баржа и грузовик перевозят грузы. Транспорт перевозит груз, транспорт какой? — грузовой транспорт.

Следующая карта: автобус, троллейбус.

Логопед: Как вы думаете, почему эти две картинки оказались рядом? Что их объединяет? Для чего нужен автобус, троллейбус? Они перевозят пассажиров. Значит, этот транспорт, как будет называться?

Ответы детей: Пассажирский транспорт.

Зрительное упражнение (упражнение с варежкой)

Логопед: Ребята, есть и другие виды транспорта…

— Посмотрите, что это? Это поезд. Поезд передвигается по железной дороге.

Это транспорт железнодорожный.

— Ребята, у нас в городе его нет, но в больших городах есть метро. Посмотрите, что это? Электричка в метро. Она передвигается под землей.

Это подземный транспорт.

Работа над расширением словаря. (Подлодка, метро, поезд)

— Что это? (Подводная лодка) она передвигается под водой, значит это какой транспорт?

Это подводный транспорт.

3. Игра «Морское дно», «Часть чего»

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами сядем в подводную лодку и опустимся на морское дно! Посмотрим, что же скрывает от нас море. Иногда на дне морском встречаются самые необычные вещи. Я буду первым исследователем морского дна. Чтобы рассмотреть, что же там, надо взять волшебную трубу, которая поможет нам исследовать морское дно.

Что же я вижу. Я вижу на дне колесо — это часть автомобиля. А теперь вы сами изучите дно. Возьмите каждый по трубе и опустите ее на дно. Только расскажите, что вы увидели, и КАКИЕ ЧАСТИ ПРЕДМЕТОВ ВЫ ОБНАРУЖИТЕ, какого транспорта обнаружили.

Расспросить каждого ребенка, добиваясь ответа. «Я вижу руль. Руль это часть автомобиля». «Я вижу дверь, Дверь часть автомобиля». «Я вижу якорь. Якорь часть корабля». «Я вижу крыло — это часть самолета»

Если ребенок затрудняется, то спросить, часть чего это.

Логопед: Недобросовестные люди засоряют водоемы, моря. Нельзя засорять нашу планету. Надо то, что сломалось, не выбрасывать в море, а отправлять на переработку. И потом из этого создавать новые полезные предметы.

4. Игра (с мячом) «Что из чего»

Логопед: Ребята, на дне вы увидели много частей от разного вида транспорта. Все эти детали и части сделаны из разных материалов. Я буду задавать вопрос, а вы, подумав, ответите. На столе у нас звоночек, кто будет готов ответить, тот звенит в звонок!

(закрепление образование прилагательных от существительных).

Игра с мячом. Логопед бросает мяч, задает вопрос. Дети, кидая назад, отвечают на него.

Логопед: Ребята,

Колеса из резины (какие?) Резиновые.

Руль из железа (какой?) Железный.

Сиденья из дерева (какие?) Деревянные.

Окна из стекла (какие?) Стеклянные.

Руль был из пластмассы (какой?) Пластмассовый.

Дверца из металла (какая?) Металлическая.

Иллюминатор из стекла (какой?) Стеклянный.

Крылья из алюминия (какие?) Алюминиевые.

Сиденья, обшитые кожей (какие?) Кожаные.

5. Динамическая пауза

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

(ходить по кругу, руки согнуты в локтях, как будто в руках руль)

Въехали, съехали и дальше поехали.

(движения руками вверх — вниз, затем опять согнуть руки в локтях)

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

(Руки согнуты в локтях, наклон вниз, руки вниз)

Яму объехали и дальше поехали.

(поворот туловища вправо влево)

Ехали мы, ехали, до речки доехали,

(руки согнуты в локтях, затем движение рукой «волна»)

Мост переехали и дальше поехали.

(руки согнуты в локтях, как будто в руках руль и подъём на носки)

Ехали мы, ехали, до дома доехали,

(руки согнуты в локтях, как будто в руках руль, руками показываем «крышу» над головой)

В гараж заехали, вот и приехали!

(руки согнуты в локтях, как будто в руках руль, показываем большой палец, поднятый вверх «класс»)

6. «Кто, чем управляет». Игра по опорным схемам

Логопед: Любым видом транспорта, не только машиной управляет человек. Мы с вами сегодня говорили не только об автомобилях, но и о других видах транспорта. Поговорим о том, кто, чем управляет. На столе лежат схемы (пилот, стрелочка, самолет и т. д.). Вам надо рассказать, кто, чем управляет. Например: космонавт управляет космическим кораблем.

Выходи, Артем, покажи нам свою схему и расскажи кто, чем управляет.

Схема ставится на доску, ребенок дает ответ.

Пилот управляет … самолетом

Машинист управляет… поездом

Водитель управляет … машиной

Капитан управляет … кораблем

7. Итог НОД

Ребята, вы просто молодцы! Давайте вспомним, что мы делали? Что больше всего вам понравилось на занятии? О чем мы сегодня говорили? Большое вам спасибо!

Задать вопрос